Ретроспектива Франко Дзеффирелли.
Лекция Ильи Кухаренко
«Успех одного фиаско»
и художественный фильм
«Молодой Тосканини»
«Молодой Тосканини» считается одним из самых грандиозных провалов в кинокарьере Франко Дзеффирелли. Жюри и критики Венецианского кинофестиваля 1988 года сочли сюжет слишком карамельным и невыразительным, а сам мэтр, некогда по приглашению Ватикана создавший свою телевизионную экранизацию «Страстей Христовых» пришел в ярость от скандального «Последнего искушения Христа» и по одной из версий снял свою картину из международного проката в знак протеста. В итоге «Молодой Тосканини» почти не шел на больших экранах.
И все же это громкое фиаско по-своему упоительно, поскольку снято большим мастером на тему, которая его очень занимает не только как кинорежиссера, но и как одного из лучших интерпретаторов Верди на оперных подмостках. Молодой Тосканини волновал его как один из главных революционеров в оперном театре, безжалостно нападавший на все элементы рутины, будь то отрешенные и равнодушные музыканты оркестра, или певцы, наперегонки рвущиеся к рампе и не знающие меры в высоких нотах или вставных каденциях. Юный Тоска застал Верди в период его работы над «Фальстафом» и в ХХ веке стал главным адвокатом этого последнего шедевра Верди, как и многих других его незаслуженно забытых опер.
В качестве основы сюжета Дзеффирелли выбирает подлинный эпизод из жизни Тосканини, когда тот на гастролях в Бразилии спас спектакль, встав из-за своего виолончельного пульта за дирижерский и, к изумлению публики, продирижировал всей «Аидой» наизусть, ни разу не ошибившись. На помощь он зовет многих знаменитых актеров и певцов – Лиз Тейлор, Филиппа Нуаре, Франко Неро, и легендарного тенора Карло Бергонци. А на роль юного Тоски выбирает впоследствии очень известного американского актера Томаса Хауэлла.
Но если молодой Тосканини протестовал против пышной оперной вампуки, то похоже старый Дзеффирелли ей налюбоваться не может. За те последние 15 минут фильма, когда режиссер во всех подробностях воспроизводит в кадре расписные холщово-картонные прелести декораций старинной «Аиды», а Элизабет Тейлор (голосом Эйприл Майлло) и Карло Бергонци (своим же голосом с давней записи) в пышных костюмах начала ХХ века выступают в ролях Аиды и Радамеса, можно простить все сценарные огрехи и всю карамельную сиропность этой картины. Впрочем, сиропность нынче тоже в почете.
Текст Ильи Кухаренко.