В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
8 марта 2017
Большой зал Консерватории
Музыка семьи Штраусов, Имре Кальмана – Вальсы, польки, фрагменты из оперетт
Жемчужины мировой поэзии
Абонемент №84:
Бал и его маски: Москва – Вена – Париж. Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр»
Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр» создан в 1989 году известной скрипачкой и педагогом Светланой Безродной. Первое выступление коллектива состоялось 5 мая 1989 года на сцене Колонного зала Дома союзов. В 1994-м, «Вивальди-оркестр» был удостоен звания «академический».
«Вивальди-оркестр» – коллектив единственный в своем роде на российской сцене: в его составе только представительницы прекрасного пола. Состав и название оркестра навеяны творчеством Антонио Вивальди: «Вивальди-оркестр» – своего рода ремейк женского оркестра, созданного Вивальди при монастыре Сан Пиета в Венеции в начале XVIII века. За более чем 20 лет оркестр дал свыше 2000 концертов, подготовил более 100 эксклюзивных программ. Репертуар коллектива включает свыше 1000 произведений различных жанров, эпох и стилей: от раннего барокко до музыки ХХ века и современных авторов. Среди них и многочисленные миниатюры, и такие масштабные полотна, как «Федра» Бриттена и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, «Воспоминание о Флоренции» и Серенада для струнного оркестра Чайковского, «Времена года» Вивальди и его же малоизвестные сочинения. Удачными оказались опыты по исполнению шедевров оперного и балетного театра в транскрипциях для струнного оркестра (балет «Дон Жуан» Глюка, «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» Моцарта, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и все балеты Чайковского, «Травиата» Верди).
Важным направлением деятельности «Вивальди-оркестра» стало освоение шлягеров 1920–1950-х годов из репертуара танцевальных оркестров, жанров оперетты и джаза, городского романса и массовой песни. Результатом художественных исканий Светланы Безродной стали многочисленные программы «Вивальди-оркестра», представляющие собой синтез классической и джазовой музыки, оперы и балета, разговорного жанра. Среди них – музыкальные спектакли «Вивальди-танго, или Игра “ва-банк”», «Огни большого города», «Марлен. Несостоявшиеся встречи», «Подмосковные вечера» (к 100-летию Василия Соловьева-Седого), «Цирк Чарли Чаплина» с участием артистов Московского цирка на Цветном бульваре, «Привет от стиляг 50-х» (совместный проект с лидером группы Off Beat Денисом Мажуковым).
К 65- летию прорыва Ленинградской блокады Светлана Безродная и «Вивальди-оркестр» показали на сцене Михайловского театра музыкальный спектакль «Слушай, Ленинград!». Программа, посвященная 50-летию Победы, была удостоена Благодарности Президента РФ, а к 60-летию Победы Светлана Безродная совместно с выдающимся танцовщиком Владимиром Васильевым поставила музыкальный спектакль «Песни непокоренной Державы». Спектакль, вобравший в себя лучшее из советской песенной классики, прошел 2 мая 2005 года на сцене Зала Чайковского и стал премьерой образованного накануне «Театра музыки Светланы Безродной».
Успехом у поклонников оркестра пользуются концерты, которые коллектив ежегодно готовит к празднованию Старого Нового года и Дня св. Валентина, первоапрельские «Музыканты шутят». В этих программах участвуют мастера разных жанров и друзья оркестра: артисты театра и кино. Коллектив постоянно выступает в залах Москвы, Петербурга, других городов России и стран СНГ, гастролирует за рубежом. В дискографии коллектива – около 30 альбомов. В 2008 году коллектив удостоен Гранта Правительства РФ.
Светлана Безродная – народная артистка России, художественный руководитель Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра». Окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (педагоги Игорь Безродный и Абрам Ямпольский) и Московскую консерваторию, где училась у профессоров Абрама Ямпольского и Дмитрия Цыганова (специальность), Василия Ширинского (класс квартета). В студенческие годы Светлана Безродная входила в состав первого в стране женского квартета, впоследствии названного именем Сергея Прокофьева. По окончании консерватории концертировала, была солисткой «Росконцерта», затем занялась педагогикой. Более 20 лет преподавала в ЦМШ;многие ученики ее класса стали лауреатами международных конкурсов (имени Чайковского в Москве, имени Венявского, имени Паганини и др.). В стенах ЦМШ Безродная образовала ансамбль скрипачей своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом.
В 1989 году Светлана Безродная вернулась на сцену, создав «Вивальди-оркестр». Будучи лидером оркестра, она вновь стала выступать в роли активно концертирующей солистки. Ее партнерами были такие прославленные музыканты, как Иегуди Менухин, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Игорь Ойстрах, Николай Петров, Валентин Фейгин, Маринэ Яшвили, Юлиан Милкис и другие.
Светлана Безродная находится в постоянном творческом поиске. Ею накоплен уникальный репертуар коллектива – более 1000 сочинений композиторов разных эпох и стран, начиная с раннего барокко до музыки российского и зарубежного авангарда. Особое место в программах оркестра принадлежит сочинениям Вивальди, И. С. Баха, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. Мастерство исполнителей и оригинальные программы с участием академических музыкантов и артистов популярных жанров, эстрады, театра, кино позволили «Вивальди-оркестру» занять свою нишу в концертном пространстве. Светлана Безродная удостоена почетных званий «Заслуженная артистка России» (1991) и «Народная артистка России» (1996), Благодарности Президента РФ (1995). Лауреат Национальной российской премии «Овация» в области музыкального искусства в номинации «Классическая музыка» (2008). В 2019 году награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, а также за многолетнюю плодотворную деятельность.
Юрий Беляев родился в 1947 году в Омской области. В 1975 году окончил Театральное училище имени Бориса Щукина (курс Людмилы Ставской) и был принят в Московский театр на Таганке, где проработал 35 лет. В качестве приглашенного артиста сотрудничал с московскими театрами «Эрмитаж» и «Модерн». Среди заметных театральных работ – Шуйский («Борис Годунов»), Коровьев («Мастер и Маргарита»), Неизвестный («Дом на Набережной»), Язон («Медея»), Азеф («Азеф»), Фёдор Васильевич Протасов («Живой труп») и другие роли.
Юрий Беляев сыграл более чем в 100 фильмах. В числе ролей – Персиваль Фортескью («Тайна “Черных дроздов”»), Никонов («Порох»), Чумаков («Чужие здесь не ходят»), Иван Иванович («Сошедшие с небес»), Александр Васильевич Колчак («Моонзунд»), Александр Григорьевич Крюков («Единожды солгав»), Майкл Стоун («Вельд»), Павел Сергеевич Клюев («Слуга»), Александр II («Цареубийца»), Сухово-Кобылин («Дело Сухово-Кобылина»), Кузьмин («Пьеса для пассажира»), граф де Монсоро («Графиня де Монсоро»), Миронов («Русский бунт»), отец Георгий («Спас под березами»), генерал-лейтенант Романенко («Кремлевские курсанты»), Рудольф Абель («Правительство США против Рудольфа Абеля»), атаман Кирдяга («Тарас Бульба»), генерал Матвей Кузьмич Шапошников («Однажды в Ростове»), Борис Борисович Колотов («Личная жизнь следователя Савельева»), Александр II («Анна Каренина. История Вронского»), Иван Петрович Шуйский («Годунов»), Вольф Мессинг («Ученица Мессинга»), адвокат Виктор Валерьянович Часовой («Досье детектива Дубровского»).
Заслуженный артист России, лауреат Государственной премии СССР. Удостоен Премии Службы внешней разведки Российской Федерации, премии «Золотой Овен» от Гильдии киноведов и кинокритиков России. Отмечен наградами различных кинофестивалей («Созвездие», «Сполохи», «Бригантина», «Золотой витязь» и др.) за лучшую мужскую роль.
Сергей Полянский окончил Государственный институт театрального искусства (факультет музыкального театра, мастерская народного артиста СССР Георгия Ансимова). В студенческие годы начал выступать со старинными романсами и песнями в стиле ретро. По окончании учебы работал в музыкальных театрах Москвы, среди которых «Композитор», «Геликон-опера», Камерный еврейский музыкальный театр (КЕМТ). Сотрудничал с ансамблями старинной музыки «Мадригал», «Консорт», «Ладъ», «Барокко», Московским баховским центром, мужским квинтетом Saint Daniel's. С 1995 года – солист Москонцерта.
Обширный репертуар Сергея Полянского охватывает старинную музыку XVI–XVIII вв., оперу и ораторию XVIII–XX вв., классический камерный репертуар. За более чем 25 лет творческой деятельности им созданы десятки камерных программ. Основное направление творчества артиста – музыка в стиле ретро, в частности песни Александра Вертинского. Под именем Серж Полянский он выступал в жанре современного шансона, записал ряд эстрадных песен, выпустил несколько видеоклипов. В 2005–2006 гг. вел передачу «Кафе “Шансон” » на телеканале ТВЦ.
В 2009 году началось сотрудничество певца с «Вивальди-оркестром» под управлением Светланы Безродной. В концертах этого коллектива Сергей Полянский выступает как исполнитель песен и романсов, а также автор и ведущий программ. Вместе с оркестром артист выступал в крупнейших залах столицы, гастролировал в десятках российских городов.
Сергей Полянский – ведущий крупных культурных событий, в том числе мероприятий Комитета общественных связей и молодежной политики Правительства Москвы, церемоний вручения премий «Культурное наследие», «Российский строительный Олимп», «Российский финансовый Олимп», «Золотой Феникс», Фестиваля народного творчества возрождаемых усадеб России, церемонии «Шансон года» в Государственном Кремлевском дворце, концертов в Московском международном Доме музыки, Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Центральном доме ученых, Центральном Доме работников искусств и др.
Награжден медалью ордена Святой Анны, орденом «Служение искусству», орденом Святого Станислава.