Онлайн-трансляция

Композитор и эпоха: музыкальные иллюстрации
Александр Бородин. Творческая лаборатория: опыт вдохновения

Мария Модеме сопрано
Вадим Зубков баритон
Александр Полторацкий скрипка
Анастасия Деханова скрипка
Анна Ченчикова альт
Игорь Зимин виолончель
Полина Назарчук виолончель
Вадим Шапыгин фортепиано
Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

«Серебряные струны»
К 100-летию со дня рождения Веры Городовской (1919-1999)

четверг, 19:00

Дуэт гуслей: Майя Воронец и Алла Догадова

Любовь Муравьёва гусли звончатые

Павел Лукоянов гусли звончатые

В концерте принимают участие солисты и ансамбли оркестра

В программе:

Программа дополнительно
Абонемент продан

Вера Городовская – выдающаяся исполнительница на гуслях, композитор, аранжировщик, педагог. В течение многих лет была солисткой Оркестра народных инструментов имени Н. П. Осипова, сыграла важную роль в истории национального музыкального искусства: возродила в концертной практике щипковые гусли, стала автором репертуара для этого инструмента и основоположницей профессионального обучения игре на нем. 

Вера Николаевна Городовская родилась 20 января 1919 года в Ростове Великом в семье регента Николая Смирнова. С 7 лет начала обучаться игре на фортепиано, с 12 лет играла на сеансах немого кино в городском парке, проявляя незаурядный талант импровизатора. С ранних лет ее окружала музыка, и, как позже вспоминала исполнительница, именно детские впечатления стали импульсом к дальнейшему творчеству: «Я выросла в древнем городе Ростове. Его величественная архитектура побудила меня обратиться к истории Отечества, к истокам музыкальной культуры. Еще тогда заинтересовали два направления в старинной музыке – старинные распевы, ставшие затем основой академического хорового письма, и радостные жизнелюбивые народные наигрыши. Думается, что именно гусли дали мне возможность соединить эти на первый взгляд несопоставимые направления».

В 1934 году Вера поступила в Ярославский музыкальный техникум имени Леонида Собинова на фортепианное отделение. Параллельно с учебой работала концертмейстером в классе домриста и дирижера Евгения Стомпелева, который пригласил ее попробовать себя в игре на клавишных гуслях в Ярославском оркестре народных инструментов. Именно тогда для Веры открылся огромный мир звучания гуслей. После третьего курса техникума Городовская поступила в Московскую консерваторию в класс знаменитого пианиста Самуила Фейнберга. Значительных успехов она достигла не только по специальному предмету, но и по теоретическим дисциплинам, классам камерного ансамбля и органа. 

В 1939 году один из создателей Оркестра русских народных инструментов Союза ССР Петр Алексеев пригласил Городовскую в коллектив – на тот момент один из главных оркестров страны. В 1940-м его возглавил Николай Осипов, и Городовская стала штатной солисткой оркестра – исполнительницей на клавишных гуслях. В 1942 году в Москву из осажденного Ленинграда был вывезен архив и имущество оркестра Василия Андреева. Среди инструментов были щипковые и звончатые гусли. Тогда Осипов и предложил Городовской освоить новый для нее и для оркестра музыкальный инструмент – щипковые гусли.

Поскольку репертуара для них практически не существовало, исполнительница начала писать оркестровые партии, затем и целые пьесы для собственных выступлений. Почти полвека существовал уникальный ансамбль Веры Городовской и Олимпиады Никитиной, соединивший две разновидности гуслей – клавишных и щипковых. Для дуэта гуслей Городовская создавала новый репертуар, включивший ее авторские произведения, а также переложения классики и обработки русских народных песен. Ей также принадлежит множество произведений для оркестра, в числе которых «Русская зима», «Не слышно шуму городского», «Русский вальс», «Молодежная увертюра», «Памяти Есенина», фантазии на темы песен Лидии Руслановой и Тихона Хренникова, «Волжская фантазия», Концерт для гуслей с оркестром, свыше 50 аранжировок народных песен и романсов для Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Ирины Журиной и многое другое.

Помимо таланта импровизатора и аранжировщика, в этой музыке чувствуется рука мастера – знание теории, музыкальной формы, инструментовки. О сочинениях Веры Городовской писал Вячеслав Пасхалов: «В них привлекает живописная красочность оркестрового звучания, его национальная характерность, сочетание солирующих тембров с прихотливостью ансамблевого письма». Ее произведения были удостоены премий трех Всероссийских конкурсов патриотической музыки (с 1984), конкурса на приз имени Николая Будашкина (1989); многие из них записаны в фонды радио, на пластинки и CD, постоянно звучат в концертных программах. 

Городовская охотно делилась своим мастерством с молодыми исполнителями. Среди ее воспитанников – знаменитый дуэт гусляров Майи Воронец и Аллы Догадовой, более 20 лет существовавший в Национальном академическом оркестре народных инструментов России имени Н. П. Осипова. В 1999 году вышла книга Городовской «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях». 

Вера Городовская удостоена звания народной артистки РСФСР (1969), медалей «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденов Дружбы (1994) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999). На здании Собиновского училища в Ярославле Вере Городовской установлена мемориальная доска. Ее имя носит Всероссийский конкурс молодых исполнителей на народных инструментах в Ярославле.