Дуэт гуслей: Майя Воронец и Алла Догадова
Любовь Муравьёва гусли звончатые
Павел Лукоянов гусли звончатые
В концерте принимают участие солисты и ансамбли оркестраВ программе:
Программа дополнительноДуэт гуслей: Майя Воронец и Алла Догадова
Любовь Муравьёва гусли звончатые
Павел Лукоянов гусли звончатые
В концерте принимают участие солисты и ансамбли оркестраВ программе:
Программа дополнительноВера Городовская – выдающаяся исполнительница на гуслях, композитор, аранжировщик, педагог. В течение многих лет была солисткой Оркестра народных инструментов имени Н. П. Осипова, сыграла важную роль в истории национального музыкального искусства: возродила в концертной практике щипковые гусли, стала автором репертуара для этого инструмента и основоположницей профессионального обучения игре на нем.
Вера Николаевна Городовская родилась 20 января 1919 года в Ростове Великом в семье регента Николая Смирнова. С 7 лет начала обучаться игре на фортепиано, с 12 лет играла на сеансах немого кино в городском парке, проявляя незаурядный талант импровизатора. С ранних лет ее окружала музыка, и, как позже вспоминала исполнительница, именно детские впечатления стали импульсом к дальнейшему творчеству: «Я выросла в древнем городе Ростове. Его величественная архитектура побудила меня обратиться к истории Отечества, к истокам музыкальной культуры. Еще тогда заинтересовали два направления в старинной музыке – старинные распевы, ставшие затем основой академического хорового письма, и радостные жизнелюбивые народные наигрыши. Думается, что именно гусли дали мне возможность соединить эти на первый взгляд несопоставимые направления».
В 1934 году Вера поступила в Ярославский музыкальный техникум имени Леонида Собинова на фортепианное отделение. Параллельно с учебой работала концертмейстером в классе домриста и дирижера Евгения Стомпелева, который пригласил ее попробовать себя в игре на клавишных гуслях в Ярославском оркестре народных инструментов. Именно тогда для Веры открылся огромный мир звучания гуслей. После третьего курса техникума Городовская поступила в Московскую консерваторию в класс знаменитого пианиста Самуила Фейнберга. Значительных успехов она достигла не только по специальному предмету, но и по теоретическим дисциплинам, классам камерного ансамбля и органа.
В 1939 году один из создателей Оркестра русских народных инструментов Союза ССР Петр Алексеев пригласил Городовскую в коллектив – на тот момент один из главных оркестров страны. В 1940-м его возглавил Николай Осипов, и Городовская стала штатной солисткой оркестра – исполнительницей на клавишных гуслях. В 1942 году в Москву из осажденного Ленинграда был вывезен архив и имущество оркестра Василия Андреева. Среди инструментов были щипковые и звончатые гусли. Тогда Осипов и предложил Городовской освоить новый для нее и для оркестра музыкальный инструмент – щипковые гусли.
Поскольку репертуара для них практически не существовало, исполнительница начала писать оркестровые партии, затем и целые пьесы для собственных выступлений. Почти полвека существовал уникальный ансамбль Веры Городовской и Олимпиады Никитиной, соединивший две разновидности гуслей – клавишных и щипковых. Для дуэта гуслей Городовская создавала новый репертуар, включивший ее авторские произведения, а также переложения классики и обработки русских народных песен. Ей также принадлежит множество произведений для оркестра, в числе которых «Русская зима», «Не слышно шуму городского», «Русский вальс», «Молодежная увертюра», «Памяти Есенина», фантазии на темы песен Лидии Руслановой и Тихона Хренникова, «Волжская фантазия», Концерт для гуслей с оркестром, свыше 50 аранжировок народных песен и романсов для Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Ирины Журиной и многое другое.
Помимо таланта импровизатора и аранжировщика, в этой музыке чувствуется рука мастера – знание теории, музыкальной формы, инструментовки. О сочинениях Веры Городовской писал Вячеслав Пасхалов: «В них привлекает живописная красочность оркестрового звучания, его национальная характерность, сочетание солирующих тембров с прихотливостью ансамблевого письма». Ее произведения были удостоены премий трех Всероссийских конкурсов патриотической музыки (с 1984), конкурса на приз имени Николая Будашкина (1989); многие из них записаны в фонды радио, на пластинки и CD, постоянно звучат в концертных программах.
Городовская охотно делилась своим мастерством с молодыми исполнителями. Среди ее воспитанников – знаменитый дуэт гусляров Майи Воронец и Аллы Догадовой, более 20 лет существовавший в Национальном академическом оркестре народных инструментов России имени Н. П. Осипова. В 1999 году вышла книга Городовской «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях».
Вера Городовская удостоена звания народной артистки РСФСР (1969), медалей «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденов Дружбы (1994) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999). На здании Собиновского училища в Ярославле Вере Городовской установлена мемориальная доска. Ее имя носит Всероссийский конкурс молодых исполнителей на народных инструментах в Ярославле.