Симфонический оркестр Белградской филармонии, Даниэль Райскин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Симфонический оркестр
    Белградской филармонии,
    Даниэль Райскин

    6 сентября 2016

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Дворжак
    Симфония № 9
    («Из Нового Света»)

    Стеван Христич
    «Горлица» из балета «Легенда о Охриде»

    Станислав Бинички
    Марш на Дрину




         


    12+

    Абонемент №9:

    Виртуозы скрипки.
    Европа музыкальная

    Симфонический оркестр Белградской филармонии

    Симфонический оркестр Белградской филармонии – один из лучших коллективов Балканского региона. Мировая критика называет его культовым сербским оркестром; ансамблем, который является важной частью культурного наследия своей страны.

    Коллектив был основан в 1923 году – в его состав вошли исполнители из Национального оперного театра и учителя Белградской музыкальной школы (в 1937 году преобразована в Академию). Основателем, художественным руководителем и главным дирижером оркестра был Стеван Христич, один из крупнейших сербских композиторов и дирижеров. За время правления Христича коллектив освоил большой классический и современный репертуар, сотрудничал с известными отечественными и европейскими артистами.

    Первое зарубежное выступление Белградского филармонического оркестра состоялось в Софии в 1936 году под управлением Ловро фон Матачича, который затем возглавил коллектив, значительно способствовав повышению его исполнительского уровня. В довоенные годы оркестр представил на суд публики симфонии Брукнера и Малера, ораторию «Мессия» Генделя, «Торжественную мессу» Бетховена, концертную версию оперы «Парсифаль» Вагнера. Тогда же состоялся ряд совместных выступлений с Загребским и Словенским филармоническими оркестрами. С Белградским оркестром сотрудничали дирижеры Йозеф Крипс и Димитрис Митропулос, пианисты Альфред Корто и Карло Цекки, скрипач Георг Куленкампф, виолончелисты Энрико Майнарди и Пьер Фурнье, певицы Мелания Бугаринович, Зинка Миланова, Бахрия Нури-Хаджич и другие музыканты.

    Первый концерт после Второй Мировой войны состоялся 7 ноября 1944 года – через 18 дней после освобождения Белграда. Сербский коллектив возглавил известный югославский маэстро Оскар Данон, которого в 1951 году сменил композитор и дирижер Крешимир Баранович. Под его управлением Белградский филармонический оркестр много играл в Сербии и ее столице, гастролировал в Румынии, Греции, Ливане, Египте. В конце 50-х годов с оркестром впервые выступил победитель дирижерского конкурса в Ливерпуле 1958 года Зубин Мета – сотрудничество коллектива с этим выдающимся музыкантом продолжается по сей день.

    1960–1970-е годы считаются «золотой эрой» в истории Белградского филармонического оркестра – международная критика выдвигает коллектив на пятую позицию в рейтинге лучших оркестров Европы. Эти годы прошли под руководством югославского дирижера Живоина Здравковича. Значительно расширилась география гастролей коллектива – он выступал в Великобритании, Австрии, Италии, Восточной и Западной Германии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, СССР, Норвегии, Мексике, на Кубе; принимал участие в фестивалях «Пражская весна», в Сполето, Берлине, Монтрё, Бергене, Софии. С Белградским оркестром сотрудничали всемирно известные музыканты: дирижеры Карл Бём, Шарль Дютуа, Рудольф Кемпе, Кирилл Кондрашин, Аарон Копленд, Рафаэль Кубелик, Геннадий Рождественский, Леопольд Стоковский, Неэме Ярви; скрипачи Леонид Коган, Гидон Кремер, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Исаак Стерн, Генрик Шеринг; виолончелист Андре Наварра; пианисты Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Артур Рубенштейн, Маурицио Поллини и многие другие исполнители. Записи оркестра выходили на крупнейших мировых лейблах Philips и Decca. В 1970 году пластинка с ариями из опер русских композиторов в исполнении Николая Гедды была удостоена Гран-при Европы (GrandPrixd’Europe) как лучшая запись года.

    В последующее десятилетие Белградский филармонический оркестр возглавляли Ангел Шурев, Йован Шайнович и другие дирижеры.

    Тяжелое время выпало на долю Эмила Табакова, который был главным дирижером Белградского оркестра в годы Балканского конфликта. Ему удалось сохранить высокий художественный уровень коллектива, однако, с началом в 1999 году бомбежек Сербии работать стало невозможно. До 2001 года концертные сезоны не планировались, выступления музыкантов случались спорадически, сотрудничество с известными солистами прекратилось. Первые шаги на пути возрождения Белградского оркестра были сделаны Урошем Лайовичем, который возглавил его в 2001 году и вновь заставил заговорить европейскую музыкальную общественность о главном оркестре Сербии. В это же время произошло «возрастное» обновление штата оркестра – на родину вернулись многие молодые исполнители, получившие образование в разных музыкальных вузах мира. С их приходом коллектив обрел новый, глубоко индивидуальный тембровый облик.

    Возобновляются концерты с участием известных артистов. В их числе дирижеры Бруно Вайль, Иржи Кут, Кирилл Петренко, Леопольд Хагер; скрипачи Рено Капюсон и Найджел Кеннеди; виолончелисты Готье Капюсон и Гари Хоффман; пианисты Николай Луганский и Денис Мацуев; валторнист Радован Влаткович; кларнетист Поль Мейер; перкуссионистка Эвелин Гленни и другие артисты.

    В сезоне 2005/06 по инициативе давнего друга коллектива Зубина Меты был основан Фонд Белградского филармонического оркестра, первым важным делом которого стало приобретение новых инструментов. В настоящее время при поддержке фонда запланировано строительство нового концертного зала в Белграде. Маэстро Зубин Мета является почетным президентом этой организации, продолжает выступать с коллективом, в частности – в последние годы он принял участие в цикле благотворительных концертов.

    В числе нынешних творческих партнеров Белградского филармонического оркестра – дирижеры Ховард Гриффитс, Невилл Мэрринер, Эйдзи Оуэ, Кшиштоф Пендерецкий, Михаил Юровский; пианисты Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, Андрей Гаврилов, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Елизавета Леонская, Герхард Опиц, Фазиль Сай, Жан-Ив Тибоде, Симон Трпчески, Нельсон Фрейре; скрипачи Иври Гилтис, Лиана Исакадзе, Сергей Крылов, Неманья Радулович, Юлиан Рахлин, Вадим Репин, Изабель Фауст, Сара Чанг; виолончелисты Марио Брунелло, Соль Габетта, Давид Герингас, Стивен Иссерлис, Миша Майский, Антонио Менезес; исполнители на трубе Габор Больдоцки, Сергей Накаряков; гобоист Алексей Огринчук; флейтист Эммануэль Паю; арфист Ксавье Мейстер; гитаристка Шерон Айсбин; дуэт Алексея Игудесмана (скрипка) и Ричарда Хьюнг-ки Джу (фортепиано) и другие известные исполнители.

    С 2010 по 2015 годы главным дирижером Белградского филармонического оркестра был Мухаи Тань (Китай); с 2013 года дирижером-резидентом коллектива является молодой сербский музыкант Владимир Куленович, который также много работает в США.

    Белградский филармонический оркестр успешно гастролирует – в течение последних лет он выступал в Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Италии, Швеции, Словении, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Омане. В октябре 2014 года музыканты впервые совершили тур по США, дав концерты в крупнейших залах Чикаго, Кливленда, в нью-йоркском Карнеги-холле. Вместе с тем, оркестр много выступает в своей стране, продолжает начатое еще в 1930-е годы сотрудничество с другими симфоническими коллективами региона, организуя совместные проекты с национальными филармоническими оркестрами Сербии, Словении и Хорватии.

    Расширение репертуара, в том числе за счет самых новых произведений современных авторов, грамотный подход в построении программ и планировании концертного сезона, значительный рост исполнительского уровня оркестра – все это привлекло к коллективу в последние годы значительное внимание профессионального сообщества. Белградский филармонический оркестр был признан одним из лучших национальных коллективов региона по итогам минувшего десятилетия, а билеты на его концерты распродаются за несколько месяцев вперед.

    Даниэль Райскин

    Даниэль Райскин родился в 1970 году в Ленинграде в семье известного музыковеда Иосифа Райскина. Учился в Ленинградской консерватории по классам альта и дирижирования. Занимался у известного дирижера Льва Савича, брал уроки у Мариса Янсонса, Неэме Ярви, Милана Хорвата, Вольдемара Нельсона, Йормы Панулы. В начале 1990-х продолжил обучение в Амстердаме и Фрайбурге. Войдя в число ведущих альтистов Европы, предпочел карьеру дирижера и вскоре был признан одним из самых многообещающих европейских дирижеров нового поколения. Сегодня он выступает в крупнейших залах мира, среди которых Берлинская филармония и берлинский Концертхаус, венский Музикферайн, зальцбургские Моцартеум и Фестшпильхаус, Кёльнская и Мюнхенская филармонии, амстердамский Консертгебау, Санкт-Петербургская филармония, Концертный зал имени Чайковского, нью-йоркский Линкольн-центр и Театр Колон в Буэнос-Айресе.

    В 2005–2016 гг. Райскин был главным дирижером Госоркестра Рейнской филармонии в Кобленце (Германия), в 2008–2015 – Филармонического оркестра имени Артура Рубинштейна в Лодзи (Польша). С сезона 2017/18 – главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра Белграда, Симфонического оркестра Тенерифе (Испания), постоянный партнер камерного оркестра St. Michael Strings в Миккели (Финляндия). Как приглашенный дирижер выступает с оркестрами Германии, Франции, Польши, Австрии, Нидерландов, Бельгии, Испании, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Греции, Эстонии, Швеции, Дании, Исландии, Израиля, Японии, Китая, Тайваня, Гонконга, Мексики, Аргентины, США. Дирижировал оркестром Мариинского театра, Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, оркестром Московской филармонии, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Уральским филармоническим, Новосибирским симфоническим.

    Райскин владеет широким репертуаром, регулярно включает в программы сочинения современных композиторов и редко звучащие произведения. Пресса отмечает умение дирижера мгновенно устанавливать контакт с оркестрантами, нередко называет его идеальным аккомпаниатором. Партнеры Даниэля Райскина – пианисты Алексей Володин, Алексей Любимов, Ланг Ланг, Стивен Осборн, Иво Погорелич, Энрико Паче, Петер Яблонски, Штефан Владар, Олли Мустонен; скрипачи Вадим Репин, Юлиан Рахлин, Дмитрий Ситковецкий, Шломо Минц, Жанин Янсен, Гото Мидори, Коля Блахер, Вадим Глузман; виолончелисты Наталия Гутман, Миша Майский, Альбан Герхардт, Бенджамин Шмидт, Даниэль Мюллер-Шотт, Юлиан Штекель; гобоист Франсуа Лелё, кларнетисты Мартин Фрост, Кари Крикку и многие другие выдающиеся солисты. За CD с записью виолончельных концертов Корнгольда, Блоха и Гольдшмидта (солист Юлиан Штекель) Райскин удостоен в 2012 году Echo Klassik Award – главной награды Германии в области академической музыки.

    Среди оперных постановок дирижера – «Кармен» Бизе в Opera Zuid в Маастрихте и в Театре Кобленца, «Нос» Шостаковича в Кобленце, «Дон Жуан» Моцарта на оперном фестивале Св. Маргариты в Австрии. В дискографии маэстро – более 20 CD с произведениями Гайдна, Мендельсона, Шумана, Бруха, Брамса, Дворжака, Малера, Венявского, Шимановского, Лютославского, Тансмана (первая запись оратории «Пророк Исайя» и «Псалмов»), Шостаковича, записанных на лейблах AVI, Dux, CPO, World Premiere Recordings, TwoPianists и др. В числе записей последних трех лет – Концерт № 2 для скрипки с оркестром Венявского и «Шотландская фантазия» Бруха с Филармоническим оркестром Штутгарта (солист Януш Вавровский), Третья симфония Малера с оркестром Рейнской филармонии. С ним записаны также произведения датского композитора Луи Гласса, сочинения для фортепиано с оркестром Арама Хачатуряна (солист Степан Симонян). В 2019 году вышел альбом произведений Хачатуряна для виолончели с оркестром (солист – шведский виолончелист Торлейф Тедеен).

    Осенью 2018 года Даниэль Райскин занял пост музыкального руководителя Виннипегского симфонического оркестра (Канада). Помимо многочисленных концертов с этим коллективом, ангажементы сезона 2018/19 включают выступления с оркестрами Исландии, Финляндии, Нидерландов, Испании, Словакии, Чехии, Сербии, Польши, Македонии, а также дебют дирижера с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.

    «Даниэль Райскин – музыкант необыкновенно чуткий, тонкий, прекрасно владеющий искусством дирижирования; один из представителей советской дирижерской школы, продолжающий ее лучшие традиции» (Gramophone, 2012).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Валерий Соколов (скрипка),
    Вадим Холоденко (фортепиано),
    Госоркестр России имени Светланова

    13.03.2014

    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77
    Лист
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    П. И. Чайковский
    «Франческа да Римини» – симфоническая фантазия по Данте, соч. 32

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Новая Россия», Станислав Кочановский,
    Лукас Генюшас

    04.03.2014

    В программе:
    Шуберт
    Симфония № 8 («Неоконченная»)
    Шопен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Дворжак
    Избранные Славянские танцы

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Звёзды XXI века

    25.01.2014

    В программе:
    Мусоргский
    «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»
    Прокофьев
    Симфония-концерт для виолончели с оркестром
    ми минор, соч. 125
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Симфонические шлягеры

    17.01.2014

    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром
    П. И. Чайковский
    Симфония № 4

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Памяти жертв авиакатастрофы в Казани.
    Государственный симфонический
    оркестр Республики Татарстан,
    Александр Сладковский,
    Александр Гаврилюк (фортепиано)

    26.12.2013

    В программе:
    Рахманинов
    «Остров мертвых», симфоническая картина по картине А.Бёклина

    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    П. И. Чайковский
    Симфония № 6 («Патетическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Академический симфонический
    оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Виктор Третьяков (скрипка)

    24.12.2013

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
    Прокофьев
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром
    Глазунов
    Симфония № 5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Под покровом музыки.
    Государственный академический
    Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского,
    Владимир Федосеев,
    Александр Князев

    20.12.2013

    В программе:
    А. Хачатурян
    (110 лет со дня рождения)

    Сюита из музыки балета «Гаянэ»
    Сюита из музыки балета «Спартак»
    Сюита из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»
    Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии,
    дирижер – Юрий Симонов,
    Даниил Трифонов

    Режиссерская версия

    16.12.2013

    В программе:
    Шопен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Шмидт
    Симфония № 2 (1-е исполнение в России)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Шон Эдвардс, Павел Гомзяков

    Режиссерская версия

    14.12.2013

    В программе:
    Берлиоз
    «Король Лир», увертюра
    Бриттен
    (100 лет со дня рождения)
    Симфония для виолончели с оркестром
    Сибелиус
    Симфония № 1

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Молодые таланты

    07.12.2013

    В программе:
    Бетховен
    Концерт для скрипки с оркестром
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром