Симфонический оркестр ГАБТ,
    Кристоф-Маттиас Мюллер (Швейцария),
    Алексей Володин (фортепиано),
    Анна Аглатова (сопрано)

    2 апреля 2012

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    В программе:
    Бетховен
    Увертюра «Леонора № 3»
    Моцарт
    Концерт № 17 для фортепиано с оркестром
    Малер
    Симфония № 4 для сопрано и оркестра

    12+

    Абонемент №13:

    Симфонический оркестр и хор Большого театра России под управлением Василия Синайского

    Оркестр Государственного академического Большого театра России

    Оркестр Большого театра — старейший русский музыкальный коллектив и один из крупнейших симфонических оркестров в мире.

    В 1776 году, когда образовалась артистическая труппа будущего Большого театра, оркестр состоял из музыкантов, выкупленных у помещиков, а также из иностранцев и других вольных людей. Будучи участником всех музыкально-драматических и оперных спектаклей театра, оркестр исполнял музыку русских композиторов — Соколовского, Пашкевича, Матинского, Фомина. В конце XVIII века с появлением в программах театра первых балетных спектаклей состав оркестра увеличился, а на афишах появились имена Верстовского, Алябьева, Варламова. Репертуар продолжал расширяться: XIX век подарил оркестру сочинения Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Моцарта, Доницетти, Верди, Вагнера, Бизе, Пуччини и других композиторов. Уже в конце XIX века коллектив начал выступать с симфоническими концертами.

    В 20-30-е годы ХХ столетия в оркестре собираются лучшие исполнительские силы страны. Коллектив активно работает над разнообразным концертным репертуаром и становится одним из самых популярных отечественных симфонических оркестров.

    Исполнительский стиль оркестра Большого театра складывался на протяжении двух веков. В его формирование внесли свою лепту многие выдающиеся дирижеры: Сергей Рахманинов, Вячеслав Сук, Николай Голованов, Арий Пазовский, Самуил Самосуд, Александр Мелик-Пашаев, Борис Хайкин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Юрий Симонов, Александр Лазарев, Марк Эрмлер. Последние годы Большой театр сотрудничал с группой постоянных приглашенных дирижеров, представляющих отечественное музыкальное искусство во всем мире: Василием Синайским, Михаилом Юровским, Владимиром Юровским, Кириллом Петренко, Теодором Курентзисом. В феврале 2014 года главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра стал Туган Сохиев.

    С оркестром Большого театра работали и известнейшие зарубежные маэстро — Бруно Вальтер, Оскар Фрид, Альберт Коутс, Фриц Штидри, Зденек Халабала, Герман Абендрот, Риккардо Мути, — которые неизменно отмечали высокий профессиональный уровень коллектива.

    За годы творчества у оркестра Большого театра сложилась прекрасная международная репутация, связанная как с его участием в гастролях театра, так и с концертной деятельностью. В 1989 году оркестр Большого театра был удостоен высшей музыкальной премии Италии — медали «Золотой Виотти» как лучший оркестр года.

    Коллектив осуществил большое количество записей оперных, балетных и симфонических произведений, многие из которых получили широкое признание и были отмечены наградами.

    Сегодня в составе оркестра Большого театра свыше 250 музыкантов. Среди них лауреаты и дипломанты международных конкурсов, заслуженные и народные артисты России. Концерты солистов и ансамблей оркестра театра проходят в Бетховенском зале — новом концертном зале в Историческом здании Большого театра.

    Московская филармония проводила абонемент Симфонического оркестра и хора Большого театра в Большом зале Московской консерватории. В нем принимали участие дирижеры Александр Ведерников, Гюнтер Хербиг, Леопольд Хагер, Юрий Темирканов, Иржи Белоглавек, Владимир Юровский, Энрике Маццола, Геннадий Рождественский, Владимир Ашкенази, солисты — Николай Луганский (фортепиано), Франк Петер Циммерман (скрипка),Борис Белкин (скрипка), Биргит Реммерт (контральто), Джеральд Финли (баритон), Марина Поплавская (сопрано) и Юлиана Банзе (сопрано). В сезоне 2011/12 состоялись концерты симфонического абонемента оркестра и хора Большого театра в Концертном зале имени П. И. Чайковского. В них прозвучали шедевры французской, немецкой и русской музыки XIX века, симфонические фрагменты и арии из опер русских, итальянских и французских композиторов XIX века, сочинения Моцарта, Бетховена и Малера.

    В прошедшем сезоне на Исторической сцене Большого театра состоялись концерты цикла «Большие дирижеры в Большом». В первом концерте за дирижерский пульт встал Семен Бычков, впервые дирижировавший оркестром Большого театра, во втором — маэстро Геннадий Рождественский.

    Кристоф-Маттиас Мюллер

    Кристоф-Маттиас Мюллер обучался игре на скрипке у Ганса Хайнца Шнеебергера, Александра Вейнкопа и Вальтера Левина в Базеле. Окончил дирижерское отделение университета Цинциннати (США, класс Герхарда Самуэля). В 1995 г. был дирижером-стажером в Музыкальном центре Тэнглвуда (Массачусетс, США), где работал с Сейджи Озавой, Робертом Спано и Леоном Флейшером. В 1996 г. стал ассистентом дирижера Немецкого симфонического оркестра, где работал с Владимиром Ашкенази. С этим оркестром Кристоф-Маттиас Мюллер дебютировал как дирижер. В 2000 г. одержал победу на Международном конкурсе дирижеров в Кадакесе (Испания).

    В 2001-2005 Кристоф-Маттиас Мюллер — ассистент маэстро Клаудио Аббадо в Молодежном оркестре им. Густава Малера, где он также сотрудничал с такими дирижерами, как Марис Янсонс, Франц Вельзер-Мест, Иван Фишер, Пьер Булез. Вместе с этим оркестром выступал на Пасхальном фестивале в Люцерне, а также в Лозанне. Был ассистентом дирижера Фестивального оркестра Люцерна с момента создания оркестра в 2003 г. до 2005 г. В сезоне 2004/05 — главный дирижер Симфонического оркестра Каира, с которым продолжает сотрудничество в качестве приглашенного дирижера. С сезона 2005/06 — художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Геттингена.

    Постоянно сотрудничает с Рейнской национальной оперой, где весной 2006 года продирижировал французской премьерой балета Ханса Вернера Хенце «Ундина». Сотрудничал со многими ведущими оркестрами, среди которых Чешский филармонический, Национальный оркестр Лиона, цюрихский Тонхалле, Симфонический оркестр Би-би-си Уэльса, симфонические оркестры радио Берлина и Франкфурта, оркестр RAI Турина, Оркестр итальянской Швейцарии, Государственная капелла Веймара, ансамбль солистов Берлинского филармонического оркестра. Сотрудничал с такими солистами, как Дмитрий Ашкенази, Пауль Бадура-Шкода, Рено и Готье Капюсоны, Штефан Дор, Рейнхольд Фридрих, Кирилл Герштейн, Симона Кермес, Эммануэль Паю, Чарльз Розен и Франк Петер Циммерман.

    В январе 2006 года впервые сыграл в Москве с Российским национальным оркестром. В Большом театре России дебютировал в сезоне 2009/10 постановкой оперетты И. Штрауса «Летучая мышь».

    Алексей Володин

    Алексей Володин — эксклюзивный артист Steinway&Sons — один из самых талантливых представителей русской фортепианной школы, обладатель ярко выраженной индивидуальности, оригинального исполнительского почерка, исключительного туше, блистательной техники. 

    Алексей Володин родился в 1977 году в Ленинграде. Переехав в 1987 году в Москву, учился в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных у И. А. Чаклиной и Т. А. Зеликман и в Московской консерватории и аспирантуре в классе профессора Э. К. Вирсаладзе. Совершенствовался в Международной фортепианной академии на озере Комо. Был удостоен звания лауреата на международных конкурсах Паломы О’Ши в Сантандере (Испания, 1998), в Сиднее (Австралия, 2000) и имени Эннио Поррино в Кальяри (Италия, 2001, I премия).

    Международная карьера музыканта начала стремительно развиваться после блестящей победы на Международном конкурсе пианистов имени Гезы Анды в Цюрихе в 2003 году. Володин с успехом выступает в самых известных концертных залах мира: Консертгебау в Амстердаме, Вигмор-холле и Ройял-фестивал-холле в Лондоне, Тонхалле в Цюрихе, Театре Елисейских Полей, зале Плейель и Парижской филармонии, Берлинской филармонии, Альте Опер во Франкфурте, Геркулес-зале и Культурном центре Гастайг в Мюнхене, Концертхаусе в Вене, Ла Скала в Милане, театре Олимпико в Риме, Центре изобразительных искусств в Брюсселе, Дворце каталонской музыки в Барселоне, Линкольн-центре в Нью-Йорке, Сантори-холле в Токио, Большом зале Московской консерватории, Мариинском театре и многих других. 

    Алексея Володина приглашают к сотрудничеству оркестры и дирижёры высочайшего уровня. Он выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Российским национальным оркестром, Нью-Йоркский филармоническим, Симфоническим оркестром BBC, оркестрами Берлинской оперы, Берлинского и Баварского радио, Дрезденским и Штутгартским филармоническими, оркестром лейпцигского Гевандхауса, Венским симфоническим, Национальным оркестром Франции, Оркестром Капитолия Тулузы, Национальным оркестром Лилля, цюрихским Тонхалле, Филармоническим оркестром Ла Скала, Национальным симфоническим оркестром Итальянского радио и телевидения (RAI), Sinfonia Varsovia, оркестрами Шведского и Датского радио, Симфоническим оркестром Японского радио и телевидения (NHK) и многими другими коллективами. Играл под управлением Михаила Плетнёва, Василия Синайского, Владимира Федосеева, Лорина Маазеля, Рафаэля Фрюбека де Бургоса, Кристофера Хогвуда, Владимира Ашкенази, Мюнг-Вун Чунга, Жана Бернара Помье, Герда Альбрехта, Карло Рицци, Семёна Бычкова, Лоуренса Фостера, Дэвида Цинмана, Риккардо Шайи, Кента Нагано, Марека Яновского. 

    Пианист часто выступает с оркестрами под управлением Валерия Гергиева: оркестром Мариинского театра, Мюнхенским филармоническим и Лондонским симфоническим. В сезоне 2012/13 он дебютировал с Роттердамским филармоническим оркестром и оркестром Мариинского театра на Фестивале Балтийского моря и с Лондонским симфоническим оркестром на фестивале BBC Proms (дирижёр — Валерий Гергиев). 20 апреля 2014 года Алексей Володин сыграл в один вечер все пять фортепианных концертов Бетховена на «Бетховенском марафоне», проводимом Мариинским театром в рамках фестиваля «Лики современного пианизма» (оркестр Мариинского театра, дирижёр — Даниэль Райскин). В сезоне 2014/15 Володин был артистом-в-резиденции Мариинского театра. Одним из совместных проектов артиста и театра стал концерт, в котором прозвучали все фортепианные концерты Прокофьева. 

    Музыкант участвует в самых престижных международных фестивалях в России (Московский Пасхальный и «Звёзды белых ночей» в Санкт-Петербурге), Франции (в Ла Рок д’Антероне, «Безумный день» в Нанте, Французского радио в Монпелье и «Музыкальные встречи» в Эвиане), Германии (в Руре и Бад-Киссингене), Швейцарии (в 

    Вербье и Люцерне), Бетховенском фестивале в Варшаве, фестивалях в Италии, Нидерландах, Великобритании, Чехии, Португалии, Латвии и других странах. 

    Много выступает в концертах камерной музыки. Среди его партнёров по сцене — Квартет имени Бородина, Казальс-квартет, Квартет Модильяни, Кремона-квартет, Миша Майский, Соль Габетта, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин. 

    Артист выпустил несколько компакт-дисков под лейблами Мариинский, Intersoft Media, Live Classics, ABC Classics и Challenge Classics с произведениями Бетховена, Шумана, Равеля, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Стравинского и Прокофьева. Диск с сочинениями Шопена был удостоен награды Choc de Classica и «пяти звёзд» от журнала Diapason. 

    Среди выступлений пианиста в текущем сезоне — дебюты с симфоническими оркестрами Монреаля и Антверпена, концерты с Оркестром Романдской Швейцарии, Российским национальным оркестром и оркестром пекинского Национального центра исполнительских искусств, а также с оркестром Мариинского театра на фестивале Валерия Гергиева в Роттердаме.