Традиция ансамблевого
музицирования солистов симфонических оркестров в наши дни переживает очередной
«бум». В стенах Московской филармонии это явление в немалой степени связано с
открытием Камерного зала семь лет тому назад. За короткий период времени зал получает
известность в среде музыкантов симфонических оркестров, выступающих в новом для
себя амплуа исполнителей камерной
музыки, а филармонические слушатели
открывают для себя неизведанные страницы камерных произведений великих
композиторов. Именно благодаря солистам симфонических оркестров исполняются
произведения для ансамблей, включающих в
себя большое количество участников, – секстеты, септеты, октеты, нонеты.
В сезоне 2014/2015 в
Камерном зале Московской филармонии
дебютируют солисты Московского государственного академического
симфонического оркестра под управлением Павла Когана и сразу с объемным
персональным абонементом «Великая музыка для камерного ансамбля». В четырех
программах цикла будут исполнены созданные в данном жанре шедевры Моцарта, Бетховена,
Шпора, Шуберта, Брамса и Сен-Санса. Первый концерт абонемента состоится 16
сентября, в нем прозвучат превосходные образцы камерной музыки: септет Шпора,
октеты Бетховена и Мендельсона.
Октет для духовых (1792),
написанный Бетховеном для капеллы курфюрста в Бонне — так называемого «ансамбля застольной музыки»
— являет собой образец грациозного
инструментального стиля XVIII
века. Ансамбли духовых инструментов в те времена развлекали участников торжеств
и весёлых праздников, исполняя марши и танцы. Музыкальный критик той поры, г-н
Юнкер так писал о боннской капелле: «Музыканты играют как один человек», а
композитор – «величайший пианист, милый, добрый Бетховен».
Это сочинение пополнило
«портфолио» раннего, боннского периода творчества Бетховена и по приезде Вену
послужило композитору «творческой рекомендацией» для обустройства на новом
месте.
Совсем другие обстоятельства
способствовали появлению ансамблей Шпора и Мендельсона.
Младший современник Бетховена,
скрипач-виртуоз Людвиг Шпор, которого Паганини назвал «единственным
подлинным певцом скрипки» создаёт септет, будучи прославленным музыкантом,
музик–директором города Кассель в Германии. В 1847 году состоялся торжественный
вечер, посвящённый двадцатипятилетию его работы в Кассельском оркестре. В этот
период он написал множество ансамблевой музыки для скрипки в самых разных
составах – септеты, секстет, квинтеты, квартеты, трио.
Он способствовал развитию
музыкального искусства в тот период, когда
творили великие композиторы
Бетховен, Шуберт, Вебер, поэтому
произведения Шпора оставались в тени и были забыты вскоре после его
кончины. После многих лет забвения история восстановила справедливость. Музыка
Людвига Шпора – скрипача, композитора, дирижёра и педагога сегодня звучит в
концертных залах.
Ранний струнный октет (1825),
написанный Мендельсоном в шестнадцать лет, признан его лучшим камерно-инструментальным
сочинением. Восторженное романтическое
настроение переполняет звучание музыки. Это было время счастливой юности в
жизни композитора. В доме родителей, в Берлине, был музыкальный зал. Вместе с
сёстрами и братом композитор устраивал субботние музыкальные вечера, на которых
присутствовало иногда до нескольких сотен человек. Октет — поистине
симфонического масштаба, это мост между его камерными и оркестровыми работами.
Пройдёт всего лишь год, и Мендельсон напишет знаменитую увертюру «Сон в летнюю
ночь». В 2009 году в связи с 200-летием со дня рождения композитора был издан
Тематический системный каталог произведений Мендельсона по проекту Саксонской
академии наук в Лейпциге, из которого стало известно о переложениях октета для
симфонического оркестра.