«Не было доселе такого для общественности важного произведения», – слова Виссариона Белинского о романе Гоголя «Мертвые души» с полным правом можно было бы повторить и в наши дни. История пройдохи Чичикова поражает узнаваемостью, юмор не утратил своей остроты, а рассуждения Гоголя о Руси отдают горечью, привычной нашему современнику. Как писал Александр Герцен, «не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все им подобные – вот мертвые души, и мы встречаем их на каждом шагу». Гоголевские персонажи, один колоритнее другого, предстанут перед зрителем в интерпретации харизматичного артиста театра и кино Даниила Спиваковского. Вместе со своими партнерами по сцене – ансамблем солистов «Русская рапсодия оркестра Осипова» под руководством Евгения Волчкова – он продолжает популярный цикл, посвященный русской литературной и музыкальной классике.
Для Даниила Спиваковского Гоголь – один из любимейших авторов. В родном Театре Маяковского он играл в спектакле «Женитьба», снимался в телефильме Павла Лунгина «Дело о мертвых душах» и фильме Дмитрия Дёмина «Гоголь. Портрет загадочного гения». «Я счастлив погрузиться в гоголевское слово, – говорит Даниил Спиваковский. – Его ирония, глубина мысли, его размышления о России очень актуальны во все времена, а сейчас особенно. Его персонажи поменяли свой облик, а бричку, запряженную лошадьми – на машину последней модели, но они всегда оставались и остаются Чичиковыми в душе. Наша программа с ансамблем «Русская рапсодия» построена на путешествии Чичикова по помещикам, встречи персонажей перемежаются размышлениями автора, которые он вложил в уста своего героя. Воплотить столь разнохарактерные образы – очень интересная творческая задача, как и донести глубинные смыслы авторского слова до зрителя».
Музыкальный ряд программы составят сочинения Альфреда Шнитке: «Гоголь-сюита» (из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»), сюита из музыки к фильму «Мертвые души» и «Сюита в старинном стиле». Зрителей ожидает немало сюрпризов, так как главному герою придется не только перевоплощаться в различных персонажей, но и участвовать в исполнении музыки, которая представляет собой нечто значительно большее, чем просто сопровождение. Даниилу и здесь предстоит следовать гоголевскому завету: «О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души!».