К 135-летию Игоря Стравинского Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» представляет премьеру спектакля «Чёрт, Солдат и Скрипка» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    К 135-летию Игоря Стравинского
    Открытый фестиваль искусств
    «Черешневый лес»
    представляет премьеру спектакля
    «Чёрт, Солдат и Скрипка»

    19 мая 2017

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда

    Организатор концерта — Агентство «Турне»



    К 135-летию Игоря Стравинского ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ «ЧЕРЕШНЕВЫЙ ЛЕС»

    Премьера спектакля «Чёрт, Солдат и Скрипка» по мотивам «Истории солдата» и других сочинений И. Стравинского 

    Идея проекта и музыкальная версия Дмитрия Ситковецкого 

    Текст Михаила Успенского

    В главных ролях:
    Владимир Познер – Рассказчик

    Андрей Макаревич – Солдат

    Дмитрий Ситковецкий – Чёрт 

    Дмитрий Ситковецкий (скрипка)

    Полина Осетинская (фортепиано)

    Игорь Фёдоров (кларнет)

    Антон Плескач (ударные) 

    Режиссёр-постановщик и хореограф – Михаил Кисляров

    Художник – Андрей Макаревич

    В программе:

    Премьера спектакля «Чёрт, солдат и скрипка» по мотивам «Истории солдата» и других сочинений
    Игоря Стравинского

    Идея проекта и музыкальная версия Дмитрия Ситковецкого.  Текст Михаила Успенского


    12+

    Информация предоставлена организаторами

    К 135-летию Игоря Стравинского

    ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ «ЧЕРЕШНЕВЫЙ ЛЕС»



    «…Мимо речки, мимо луга

    по шоссе «Дербент – Калуга»
    шёл солдат своей страны
    с необъявленной войны.
    Не англо-бурской,
    не франко-прусской,
    а самой что ни на есть русской.
    Кое-где автостопом, а в основном пешком топал.
    На билет денег нет:
    Выплаты боевые
    распилили писаря полковые.
    Всей душой домой стремился,
    но вот притомился…»

    Так начинается мультимедийный музыкальный спектакль «Черт, солдат и скрипка», созданный по мотивам «Истории солдата» Игоря Стравинского. В главных ролях – журналист и телеведущий Владимир Познер (Рассказчик), рок-музыкант, поэт и художник Андрей Макаревич (Солдат), скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий (Чёрт).

    «Главной интригой спектакля, конечно, стало участие в нём трёх "неактёров": Владимира Познера (рассказчик), Андрея Макаревича (солдат) и Дмитрия Ситковецкого, совмещающего исполнение роли черта с игрой на скрипке, –рассказывает Михаил Кисляров. - Эта была непростая задача придумать форму, исключающую вопрос, почему именно они, а, напротив, только они и никто другой. Но пусть интрига останется интригой, раскрытой только на премьере 19 мая. Скажу ещё, что в постановке примет участие хореографический дуэт молодых исполнителей».

    Идея этого проекта родилась у Дмитрия Ситковецкого много лет назад. Будучи студентом Джульярдской школы в Нью-Йорке, он многократно исполнял «Историю солдата». «Мне уже тогда показалось, что и в оригинальном тексте, и даже в музыкальном материале есть структурные проблемы, - рассказывает Дмитрий Ситковецкий. – Поэтому  в нашем спектакле «Черт, солдат и скрипка» использованы пьесы не только из «Истории солдата», но и из других сочинений И. Стравинского, написанные примерно в то же время – оперы «Мавра», балета «Поцелуй феи» и других… Премьера сказки о беглом солдате и чёрте состоялась 28 сентября 1918 года в Лозанне. В разное время в представлении этой «читаемой, играемой и танцуемой» притче принимали участие Жан Кокто, Жан Маре, Ванесса Редгрейв, Иан Маккеллан, Питер Устинов и даже Стинг, текст одной из версий на английском языке сделал Курт Воннегут. Текст для нашего спектакля «Черт, солдат и скрипка» по моему заказу написал Михаил Успенский, ну а все остальное, что зритель увидит и услышит в день премьеры, создано режиссером Михаилом Кисляровым и всеми участниками проекта».

    «Когда известному скрипачу Дмитрию Ситковецкому потребовался новый русский текст, написанный раёшным стихом, –  рассказывал Михаил Успенский. –  стало ясно, что у меня появился шанс пролезть в этот Пантеон со своей раскладушкой. Чем я и воспользовался. Раёшный стих похож на нынешний рэп, только будет намного постарше. Его широко использовали русские скоморохи. Раёшником написана «Сказка о попе и его работнике Балде» Пушкина, и «Сказание про царя Макса-Емельяна» Семена Кирсанова».

    О музыке…

    Премьера сказки о беглом солдате и чёрте состоялась 28 сентября 1918 года в Лозанне. «История Солдата» построена по форме танцевальной сюиты эпохи барокко, но в ней вместо старинных танцев — аллеманды, сарабанды, паваны — фокстрот, танго, и даже рэгтайм. На музыкальный стиль партитуры «Истории солдата» повлияло, и об этом рассказывал сам Стравинский, его знакомство с американским джазом: «Джаз означал совершенно новое звучание моей музыки, и «История солдата» отмечает окончательный разрыв с русской оркестровой школой, которой я был воспитан…».

    Сто лет назад Игорь Федорович Стравинский написал: «История Солдата» остается моей единственной вещью для театра, имеющее отношение к современности». Не потеряла актуальности она и сегодня…