В продаже абонемент Musica sacra nova
3 января 2019
«Филармония-2». Виртуальный зал
схема проездаПостановка Шекспировского театра «Глобус»
Уильям
Шекспир «Сон
в летнюю ночь»,
комедия в двух
действиях
Композитор — Клэр ван
Кэмпен
Режиссёр — Доминик
Дромгул
Действующие лица и
исполнители:
Оберон / Тезей — Джон
Лайт
Гермия — Оливия Росс
Деметрий — Джошуа
Сильвер
Титания / Ипполита — Мишель
Терри
Исполняется на языке оригинала
Запись спектакля 2013 года
Продолжительность: 2 часа 57 минут с одним антрактом
Три
измерения, три сюжета, связанных с миром аристократии, с фантастическим
царством эльфов и с забавной компанией простолюдинов, причудливо переплетаются
в одной из самых знаменитых комедий Шекспира, которая очаровывает зрителей всего
мира уже более 400 лет. Сбежавшие из афинского дворца две пары влюбленных
юношей и девушек попадают в жернова конфликта могущественных существ из другого
мира. Не стоит вставать между повелителями эльфов Обероном и Титанией, когда
они ревнуют и пытаются отомстить друг другу! На свою беду, в волшебную путаницу
втягивается и уморительная шестерка ремесленников во главе с Основой, которые
тайно готовят в лесу постановку пьесы «Пирам и Фисба»…
Согласно статистике, именно «Сон в летнюю ночь» ставится в театрах мира чаще других шекспировских пьес (нет, не «Гамлет»!). И именно с помощью пестрой вереницы эльфов, озорного духа Пака, грозного Оберона, прекрасной Титании и, конечно, ослиной головы олуха Основы британские родители приучают своих отпрысков к великой национальной литературе. Это своего рода «Руслан и Людмила» для маленьких британцев, но, как и в каждой сказке, в ней есть и вполне взрослые намеки. Пьеса ведь все-таки о любви.
В репликах молодых Гермии, Елены, Лизандра и Деметрия, которыми они обмениваются, как теннисными мячами, любой, кто хоть раз в жизни влюблялся, узнает весь жар и отчаянье томящегося от невыразимой страсти сердца. В череде яростных и несправедливых упреков друг другу взрослых (если у эльфов есть возраст) Титании и Оберона – такие понятные зрелым семейным парам проблемы. В мудром спокойствии и счастье Тезея и Ипполиты – тот желанный идеал, к которому хочется стремиться.
Увенчивает этот гимн разным стадиям и проявлениям любви замечательная малозаметная мораль. Распутывая все гордиевы узлы и любовные многоугольники, которые сам же и натворил с помощью волшебного сока, Оберон полностью избавляет всех пострадавших от любой магии. Очнувшись, они возвращают себе обычное, человеческое зрение, и – возможность самим выбирать предмет для сердца своего. Настоящая любовь может быть только реальной!
Шекспира любят упрекать (в том числе на него за это злился Толкин) в том, что он превратил грозных и опасных духов из древних легенд в жалкие мелкие отродья с нежными крылышками (что эльфы Титании, что королева Маб у Барда действительно микроскопических размеров). Но Доминик Дромгул возвращает эльфам дикий и даже распущенный нрав, традиционно обходясь минимумом декораций и не полагаясь на магию костюмов: все делают актеры. Титания в исполнении Мишель Терри – настоящее неистовое женское начало, сама мать-природа. Оберон, которого играет Джон Лайт, просто источает властность альфа-самца. Пак в исполнении слегка инопланетного Мэттью Теннисона – не нежный дух с писклявым голоском, а настоящий бесенок, не имеющий представлений о добре и зле.
«Сон в летнюю ночь» – образцовая постановка «Глобуса». Не случайно именно ее Доминик Дромгул отправлял в мировое турне, и зрители крупных городов России в 2014 году увидели живую версию спектакля с другим составом (с Джани Ди в роли Титании / Ипполиты, Аденом Джиллеттом в роли Оберона / Тезея и Молли Логан в роли Пака). С этого спектакля можно рекомендовать начать знакомство с «Глобусом»: в первом акте атмосфера настолько очаровывает, что можно с удивлением поймать себя на ощущении, что вокруг не зал кинотеатра (и даже не партер настоящего «Глобуса»), а тот самый сказочный лес, где заблудилась четверка незадачливых влюбленных. А во втором акте, к моменту исполнения шестеркой ремесленников трагедии «Пирам и Фисба», зал уже просто рыдает от смеха.