В продаже абонемент Musica sacra nova
19 апреля 2019
«Филармония-2». Виртуальный зал
схема проездаУильям
Шекспир
«Трагедия
короля Ричарда Второго»
Постановка театра «Алмейда»
Режиссёр – Джо Хилл-Гиббинс
В
ролях:
Ричард
II – Саймон Расселл Бил
Субтитры на русском языке
TheatreHD, 2018 год
Продолжительность: 1 час 44 минуты, без антракта
Помните детскую игру «Царь горы»? Что если взглянуть на пьесу Шекспира о гибели последнего сумасбродного монарха из династии Плантагенетов с этой точки зрения? Чем больше Ричард II облагает налогами подданных, тем больше дворяне и граждане возмущаются своим правителем; а затем и изгнанный Генрих Болингброк возвращается, чтобы захватить трон. Как удержаться на вершине власти, когда весь мир ополчился против тебя? Театр «Алмейда» экспериментирует и, вслед за успешным осовремененным «Гамлетом» с Эндрю Скоттом 2017 года, переносит историю свергнутого в 1399 году монарха в наши дни.
Радикально переосмысленная, сильно сокращенная (спектакль идет всего 100 минут) пьеса Шекспира в интерпретации Джо Хилла-Гиббинса стартует с конца – с мощного монолога короля «Живя в тюрьме, я часто размышляю, – как мне её вселенной уподобить?» И этим сразу расставляет нужные акценты: безусловно, главный герой этой постановки – бесподобный Саймон Расселл Бил, упивающийся роскошным текстом и использующий актерскую пластику по максимуму. Весь шекспировский сюжет про узурпацию трона становится кошмарным лихорадочным флэшбэком свергнутого, разбитого монарха, который пытается осознать, как он дошел до этого жалкого состояния. И возраст актёра тут не помеха: мало кто умеет так держать паузы, расставлять акценты в шекспировском тексте и мастерски выражать глубины отчаянья одним движением глаз как Саймон Расселл Бил.
Впрочем, знакомство с пьесой перед походом
на этот спектакль не помешает. Иначе зритель окажется сбитым с толку тем, что,
за исключением Ричарда II и его антагониста Болингброка (Лео Билл), оставшиеся
шесть участников труппы играют по несколько ролей каждый; и порой сложно
понять, кто есть кто. При этом вся восьмерка не уходит со сцены до финала
(антракта в постановке тоже нет), и не меняет «костюмы» (если можно так назвать
современный кэжуал, в который облачены все актёры, включая короля в чёрной
футболке, джинсах и бумажной короне). Впрочем, это – концептуальное решение
режиссёра, который вовсе этого не скрывает: он хотел, чтобы постановка читалась
как исследование современной власти, где неверные решения людей о пределах их
авторитета порождают хаос.
На концепцию работает и радикально сокращённый
текст, из-за чего действие развивается быстро и порой вообще переходит в
абсурдный сумбур с обливанием кровью, водой и грязью из пластиковых ведер, или
швырянием резиновых перчаток друг в друга, или противостоянием короля Ричарда
узурпатору Болингброку, которое больше похоже на боксерский поединок.
Стремительные сцены, разыгрывающиеся в
лаконичном металлическом кубе, хореографически точно поставленные и
поддержанные нервным музыкальным рядом Питера Райса, перемежаются великими
монологами Шекспира, звучащими среди этой суеты почти оперными ариями, хоть
как-то замедляющими бег героев к развязке. Но в итоге хаос – это единственное,
что правит в этой весёлой, мрачной, раздражающе знакомой стране.