В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
28 марта 2017
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №34:
Великие инструментальные концерты
В центре этого концерта, без сомнения, фигура пианиста Валерия Афанасьева, которого многие музыкальные критики называют неординарной личностью среди представителей русской фортепианной школы. «Завоевавший всемирное признание не только как глубокий музыкант-философ, но и как писатель и поэт, Валерий Афанасьев, без сомнения, принадлежит к числу самых необычных современных артистов. Его интерпретации неизменно привлекают особой свежестью, «незаигранностью», яркой индивидуальностью», - пишет портал «Музыкальный Клондайк». «Его предпочитают видеть и слышать там, где ценят экстравагантность и нонконформизм, где индивидуальная отличимость трактовок едва ли не важнее, чем соответствие профессиональным порядкам», - так характеризует творческий почерк артиста издание «КОММЕРСАНТЪ-DAILY».
Пианист регулярно дает концерты в Москве. Однако на этот раз его поклонникам особенно повезло, поскольку они услышат в интерпретации Афанасьева музыку одного из самых близких ему композиторов – Пятый фортепианный концерт Людвига ван Бетховена.
Валерий Афанасьев – пианист, дирижер, поэт, писатель, философ – родился в Москве в 1947 году. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где его педагогами были профессора Яков Зак и Эмиль Гилельс. В 1968 году стал победителем Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге, в 1972-м выиграл конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе. В 1974 году переехал в Бельгию, в настоящее время живет во Франции.
Пианист регулярно гастролирует по Европе, в США и Японии, выступает в различных городах России, особенно часто – в Санкт-Петербурге. Принимал участие в фестивалях «Декабрьские вечера», «Арт-ноябрь» (Москва), «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), фестивале искусств имени А. Д. Сахарова (Нижний Новгород), фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция) и других. Сотрудничает с лучшими оркестрами мира, среди которых Берлинский филармонический, Королевский филармонический (Лондон), Симфонический оркестр Мариинского театра, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова. Со многими известными коллективами выступал за дирижерским пультом, в том числе с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского.
Среди партнеров пианиста по камерному ансамблю – Гидон Кремер (с которым Афанасьев записал скрипичные сонаты Брамса и Бузони), Александр Князев, Алексей Огринчук, Юлиан Милкис, Густаво Нуньес и другие.
Репертуар пианиста охватывает широкий временной пласт от сочинений Баха и венских классиков до композиций Джорджа Крама, Стива Райха и Филиппа Гласса. Музыкант выпустил свыше 70 компакт-дисков (с собственными аннотациями). В настоящее время – артист фирмы Sony Classical.
Валерий Афанасьев также известен как писатель. Автор тридцати семи романов (двадцать три на английском языке и четырнадцать на французском), шестнадцати поэтических циклов на английском языке и девяти на русском, двух сборников рассказов, сборника комментариев к «Божественной комедии» Данте, множества эссе и трех театральных пьес, в которых автор выступает одновременно как актер и как пианист.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Немецкий
дирижер Герд Герклотц — один из самых известных европейских маэстро. Его талант
и мастерство широко востребованы как на концертной сцене, так и в различных
жанрах музыкального театра: опере, балете, оперетте, мюзикле.
Уроженец г. Дрездена, Герклотц с раннего детства был участником знаменитого хора мальчиков (Кройцхора), с 13 лет регулярно давал концерты как органист. По словам Герклотца, именно выступления в составе Кройцхора с Дрезденским филармоническим оркестром и Саксонской государственной капеллой сыграли решающую роль в выборе им карьеры дирижера.
С 1982 по 1987 гг. Герд Герклотц обучался фортепиано и дирижированию в Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера под руководством профессоров Зигфрида Курца и Роланда Бухвальда. Первый дирижерский опыт он получил, работая в качестве ассистента с юношеским струнным оркестром Дрезденского технического университета и оркестром Певческой академии Дрездена. В студенческие годы сотрудничал с певцами Рене Папе и Олафом Бером (с Рене Папе участвовал как пианист в записи «Библейских песен» Дворжака для Дрезденского радио).
По окончании обучения Герд Герклотц работал главным дирижером театров в Хальберштадте, Баутцене, Цвиккау, Грайфсвальде – Штральзунде. Осуществил постановки опер «Мадам Баттерфлай», «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Енуфа» Яначека, «Тангейзер» Вагнера, «Браконьер» и «Оружейник» Лорцинга, «Вольный стрелок» Вебера, «Гензель и Гретель» Хумпердинка, «Отелло» Верди, немецкую премьеру оперы Даргомыжского «Русалка». В его творческом багаже появились оперетты «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса, «Парижская жизнь» Оффенбаха, «Веселая вдова» и «Царевич» Легара, «В “Белой лошади”» Бернацки, «Маленькое головокружение в Париже» Штольца, «Кливия» Достала, мюзиклы «Целуй меня, Кэт» Портера, «Хелло, Долли!» Хермана, «Скрипач на крыше» Бока, «Увольнение в город» Бернстайна (премьера в Германии) и многие другие сочинения «легкой» классики.
Герклотц регулярно дирижировал симфоническими концертами (в частности, в начале 1990-х дебютировал с Дрезденским филармоническим оркестром), детскими и семейными программами, поставил детскую оперу «Петух» Дитера Нолля. В качестве дирижера и пианиста проводил вечера русской и итальянской музыки.
В годы работы в театре Грайфсвальда – Штральзунда Герклотц поставил 8 балетов в сотрудничестве с хореографом Ральфом Дерненом: «Золушку» Прокофьева, «Петрушку» Стравинского и спектакль на музыку «Песни о земле» Малера, «Дракула» на музыку Равеля, Дебюсси и Рахманинова, «Ромео и Юлию» Берлиоза (open air с солистами и хором), «Ундину» Хенце.
Как приглашенный дирижер он давал концерты и был задействован в оперных проектах Дрезденской филармонии, театрах Инсбрука, Фрайбурга и Эрфурта, выступал с оркестрами гг. Риза, Бёлен, Новой филармонии Вестфалии и Йенской филармонии.
С 2006 по 2012 гг. Герклотц был главным дирижером Нового симфонического оркестра Берлина. Программы включали самую разнообразную музыку — симфоническую классику, концертные исполнения опер и оперетт, саундтреки к фильмам (таким, как «Звездные войны» или «Миссия невыполнима»). Дирижер организовывал различные проекты в Культурном центре для детей и подростков в берлинском районе Обершоневайде, в т.ч. международные мастер-классы для скрипачей и концерты для детей и молодежи.
Особое пристрастие Герклотца — новая музыка. На его счету — немецкая премьера оперы финского композитора Аулиса Саллинена «Дворец», премьеры нескольких сценических произведений Франца Хуммеля (в т.ч. мюзикла «Людвиг II. Тоска по раю» в Фюссене в 2003 и оперы «Судья и его палач» в театре Эрфурта в сезоне 2008/2009, которая была номинирована на престижную немецкую театральную премию «Фауст»), оперы «Савонарола» и балета «Гетто» Фолькера Давида Кирхнера (2011), оперы «Шахматная новелла» Кристобаля Альфтера (2013) в театре г. Киля.
В сотрудничестве с ансамблями современной музыки Ensemble United Berlin и Modern Art Ensemble Герклотц организовал несколько проектов в Берлинском Концертхаусе. Он продирижировал оперой Simplicius Simplicissimus Хартманна, программой «Вечер Богуслава Мартину», показом немого фильма 1926 года «Приключения принца Ахмеда» (реж. Лотта Райнигер) с музыкальным сопровождением в новой оркестровке, циклом «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера в оркестровке А. Шенберга.
С 2012 г., после успешного дебюта в токийском Сантори-холле, Герд Херклотц много работает в качестве приглашенного дирижера в Японии и Корее. Он дирижировал инаугурационным концертом на открытии нового концертного зала YeulmauruConcertHall в г. Йосу (Корея) с программой, посвященной всемирной выставке EXPO 2012. Концерт был приурочен также к 20-летию восстановления дипломатических отношений между Южной Кореей и Китаем, в связи с чем оркестр был составлен из музыкантов этих двух стран.
С того же года Герд Герклотц регулярно дирижирует Корейским камерным оркестром в новогодних концертах в Центре искусств Сеула. Концерт 2014 года был записан и показан телевидением Кореи.
В
феврале-марте 2015 года Герклотц поставил в Берлине спектакль по операм
«Голубой понедельник» Дж. Гершвина и «Трипл-сек» его современника М.
Блитцстайна (совместная продукция театра «Комише Опер» и берлинского
Концертхауса).
В 2015 и феврале 2016 г. Герклотц — дирижер-ассистент Владимира Юровского при подготовке программы из произведений Жерара Гризе, Фабьена Леви, Бруно Мантовани и Пьера Булеза с ансамблем Ensemble United Berlin в берлинском Концертхаусе.