Вечер памяти кинорежиссера Татьяны Лиозновой. 90 лет со дня рождения : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Вечер памяти
    кинорежиссера Татьяны Лиозновой.
    90 лет со дня рождения

    19 сентября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии
    Сергей Скрипка, дирижёр

    В концерте принимают участие
    Татьяна Доронина

     Александра Пахмутова

    Инна Макарова

    Ирина Муравьёва

    Светлана Светличная

    Александр Гельман

    Евгений Гришковец

    Дмитрий Певцов

    Жанна Рождественская

    Диана Арбенина

    Ирина Епифанова

    Алексей Гориболь

    Сергей Волчков

    Андрей Эшпай

    Татьяна Чернопятова

    Джаз-квинтет Art Module

    Вокальная группа «Бродвей» в составе:
    Евгений Сапелов (тенор)
    Владислав Албанов (тенор)
    Павел Киселёв (баритон)
    Данила Карзанов (бас)

    Концертный хор
    Детской музыкально-хоровой школы имени И.И.Радченко

    Автор проекта и ведущий вечера – Вячеслав Шмыров

    В программе:

    Музыка из кинофильмов Т.Лиозновой: «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Им покоряется небо», «Евдокия», а также фильмов: «Простая история», «Молодая гвардия», «Ольга Сергеевна», «Презумпция невиновности»

    12+

                                                                                                                                                                                       


    Татьяна Лиознова

    Имя Татьяны Лиозновой вошло в историю кинематографа ХХ века. «Семнадцать мгновений весны» и «Три тополя на Плющихе», «Евдокия» и «Карнавал» – эти любимые с детства фильмы погружают зрителя в совершенно непохожие эмоциональные миры. Все они созданы в разных жанрах, но каждая из этих картин – целостная завершенная история, в каждой показан путь по-своему сильной личности, играют замечательные актеры.

    Кинорежиссер, сценарист, педагог Татьяна Михайловна Лиознова родилась 20 июля 1924 года в Москве. После года учебы в Московском авиационном институте ушла во ВГИК (1943) на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. По окончании пробного семестра педагоги собирались отчислить ее, решив, что жизненного опыта 19-летней девушки недостаточно для профессии режиссера. Однако Татьяна Лиознова смогла их переубедить, показав свои учебные работы. В качестве курсовой во ВГИКе она поставила «Кармен» по новелле Проспера Мериме. Впоследствии поставленный Лиозновой танец Кармен вошел в фильм «Молодая гвардия» Сергея Герасимова как танец Любки – на третьем курсе Татьяна стала помощницей Герасимова при постановке спектакля «Молодая гвардия» в Театре киноактера, а также на съемках фильма.

    В 1949 году Т. Лиознова окончила режиссерский факультет ВГИКа. Ее распределили на киностудию имени М. Горького, но тут же уволили. Некоторое время она работала ассистентом режиссера у своего учителя Сергея Герасимова, у Бориса Бунеева, была вторым режиссером в дебютном фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди» (1955).

    В 1952 году совместно с Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль «Седая девушка» по пьесе Хэ Цзинчи и Дин Ни в Театре имени Вахтангова. Совместно с Владимиром Беляевым написала две пьесы по мотивам китайских и корейских народных сказок. Пьеса «Голубая звезда» была поставлена в Московском ТЮЗе – в спектакле играл малоизвестный тогда Ролан Быков.

    В кинематографе Татьяна Лиознова дебютировала в 1958 году, поставив фильм «Память сердца» по сценарию своих учителей Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, сыгравшей в этой картине одну из главных ролей. В первой самостоятельной работе Лиозновой обозначилось ее устремление к ярким героическим характерам, к материалу равно как возвышенному, так и безусловному в своей земной реальности. Так, стихия простой, обыденной жизни определила эмоциональную сторону фильма «Евдокия» (1961, по прозе Веры Пановой). Режиссер оказалась точна в выборе, в частности исполнительницы главной роли Людмилы Хитяевой, по-новому открывшейся в картине Лиозновой.

    Тема подвига, высокого самопожертвования прозвучала в картине «Им покоряется небо» (1963), посвященной летчикам-испытателям. Фильм получил главный приз «Золотое крыло» на Международном фестивале авиационных и астронавтических фильмов в Довиле (Франция).

    В 1965 году Т. Лиознова вновь обращается к творчеству Пановой, сняв по ее повести фильм «Рано утром» (в сотрудничестве с оператором-постановщиком Петром Катаевым).

    Лирическая нота по-особенному зазвучала в фильме «Три тополя на Плющихе» (1967). Внешне незатейливая история знакомства шофера московского такси и подмосковной жительницы, приехавшей на рынок, двоих, по сути, одиноких людей, внезапно ощутивших необходимость друг в друге, была не сыграна, а буквально «спета» Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым, а песня «Нежность» («Опустела без тебя земля») Александры Пахмутовой стала одной из любимых в Советском Союзе. Фильм получил первую премию на Международном фестивале в Аргентине.

    В 1973 году Т. М. Лиознова завершила работу над двенадцатисерийным телевизионным фильмом «Семнадцать мгновений весны». Положенный в основу картины роман Юлиана Семенова в версии режиссера обрел мифологическое звучание. Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало картине особую достоверность. «Семнадцать мгновений весны» были отмечены серьезными актерскими работами Вячеслава Тихонова, Ростислава Плятта, Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Льва Дурова.

    После монументальной киноэпопеи Т. Лиознова шесть лет не снимала фильмы и занималась преподаванием. Вместе со Львом Кулиджановым с 1975 по 1980 годы она руководила режиссерско-актерской мастерской во ВГИКе.

    В 1980 году появился двухсерийный телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» по популярной в 70-е годы пьесе Александра Гельмана. Режиссер сумела передать в этой картине социальную напряженность, характерную для последних лет эпохи застоя.

    Затем Татьяна Лиознова вновь обратилась к женской судьбе с ее прихотливыми поворотами и несбывшимися надеждами, сумев создать яркую музыкальную картину «Карнавал» (1981) с Ириной Муравьевой. Композитор фильма Максим Дунаевский написал замечательные песни на стихи Роберта Рождественского (в том числе «Позвони мне, позвони», ставшую хитом десятилетия). Соавтором сценария была Анна Родионова, на основе забытого рассказа которой и возник «Карнавал».

    Последний фильм Т. Лиозновой — трехсерийный, телевизионный, под названием «Конец света с последующим симпозиумом» (1986) — экранизация пьесы американского драматурга Артура Копита. В нем играют выдающиеся актеры: Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов.

    Татьяна Михайловна Лиознова скончалась 29 сентября 2011 года в Москве после продолжительной болезни.

    Ее работы неоднократно были удостоены призов отечественных и международных кинофестивалей. Помимо фестивалей во французском Довиле и аргентинской Мар-дель-Плате, это награды всесоюзных фестивалей за фильмы «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавал».

    Татьяна Лиознова входила в Союз кинематографистов СССР; была удостоена званий заслуженного деятеля искусств РСФСР (1969), народной артистки РСФСР (1974) и СССР (1984); Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976, за «Семнадцать мгновений весны»); специального приза Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» на сочинском «Кинотавре» (2000). Кинорежиссер была награждена орденами Октябрьской Революции, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, Почета, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней.

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр был удостоен Гранта Президента Российской Федерации в области культуры и искусства.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». 

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных. 

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).