Верди – гала.
К 200-летию со дня рождения композитора.
Любимые арии, дуэты, симфонические
и хоровые фрагменты из опер

четверг, 19:00

Валерий Полянский дирижер

Государственная академическая симфоническая капелла России

Елена Евсеева (сопрано) Всеволод Гривнов (тенор) Максим Пастер (тенор) Лариса Костюк (меццо-сопрано) Сергей Топтыгин (баритон) Михаил Гужов (бас) Анатолий Лошак (баритон) Андрей Батуркин (баритон) Анна Пегова (сопрано) Людмила Кузнецова (меццо-сопрано) Олег Долгов (тенор) Руслан Розыев (бас) Анастасия Привознова (сопрано) Максим Сажин (тенор) Александр Маркеев (бас)

В программе:

Верди

Любимые арии, дуэты, симфонические и хоровые фрагменты из опер

«Мне нравится в искусстве все, что прекрасно» (Джузеппе Верди).

«Никто не мог лучше, чем Верди, почувствовать жизнь» (Арриго Бойто).

Творчество Джузеппе Верди — одного из величайших гениев XIX века, классика итальянской музыкальной культуры — знаменует пору высшего расцвета оперного искусства и принадлежит к лучшим достижениям мировой музыки.

Сила искусства Верди обусловлена прежде всего тем, что он, как человек и художник, жил самыми благородными, самыми передовыми и гуманистическими идеями своего времени. Горячий, искренний патриот, современник и единомышленник Гарибальди и Мадзини, Верди связал свою судьбу с судьбой своего народа, с его борьбой за национальное единство и независимость. Не случайно современники наделили композитора почетным именем «маэстро итальянской революции». Вердиевские мелодии - яркие, мужественные, напевные, запоминающиеся — приобрели широчайшую популярность и стали подлинно народными.

«Как всякий могучий талант, Верди отражает в себе национальность и свою эпоху. Он — цветок своей почвы. Он — голос современной Италии, не лениво-дремлющей или бесконечно-веселящейся Италии в комических и мнимосерьезных операх Россини и Доницетти, не сентиментально-нежной и элегической, плачущей Италии беллиниевской,  а Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, Италии, смелой и пылкой до неистовства», — писал о композиторе А. Серов.

Бедняк из провинции, Джузеппе Фортунино Франческо Верди не был принят в миланскую консерваторию и брал частные уроки, занимаясь одновременно композицией, игрой на органе и фортепиано, дирижированием. Уже в самом начале творческого пути ярко выразилось его стремление к опере. В этом жанре композитор создал впоследствии 26 произведений, большинство из которых не сходит со сцен мировых оперных театров. Перу композитора принадлежат также духовные (в том числе, знаменитый «Реквием»), инструментальные произведения, романсы.

Творческий путь композитора, долгий, трудный, не всегда стремительный и увенчанный победами, был направлен к глубоко выстраданной и осознанной цели — достижению музыкального реализма в оперном спектакле. Жизнь во всем многообразии конфликтов — такова всеобъемлющая тема его творчества, воплощенная в его музыке, ставшей образцом прекрасного, искреннего и вдохновенного искусства.

Верди был неутомим в поисках наиболее совершенных форм воплощения своих замыслов, чрезвычайно требователен к себе, к либреттистам и исполнителям. Он нередко сам подбирал литературную основу для либретто. Сюжеты Верди находил среди лучших сочинений мировой литературы: Гюго («Эрнани», «Риголетто»), Вольтер («Альзира»), Шекспир («Макбет», «Отелло», «Фальстаф»), Дюма-сына («Травиата»), Байрон («Двое Фоскари», «Корсар»), Шиллер («Жанна Д’Арк», «Разбойники», «Луиза Миллер», «Дон Карлос») и др. Круг тем и образов постоянно расширялся. Композитор детально обсуждал с либреттистами весь процесс создания произведения. Наиболее плодотворное сотрудничество связывало его с такими авторами, как Т. Солера, Ф. Пиаве, А. Гисланцони, А. Бойто. Верди требовал драматической правды от певцов, он был нетерпим к любому проявлению фальши на сцене, бессмысленной виртуозности, не окрашенной глубокими чувствами, не оправданной драматическим действием.

«В том, что касается искусства, у меня свои мысли, свои убеждения, очень ясные, очень точные, от которых я не могу, да и не должен отказываться», — писал композитор.

Музыке Верди присуща неугасающая с течением времени искра высокого гражданского пафоса, безошибочная точность в воплощении сложнейших процессов, происходящих в глубинах человеческой души, благородство, красота и неисчерпаемый мелодизм.

Композитор прославил себя такими шедеврами, как «Травиата», «Риголетто», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло». Интерес к страстному и правдивому творчеству Верди не ослабевает. Для новых поколений любителей музыки оно неизменно остается классическим эталоном, сочетающим в себе ясность мысли, вдохновенность чувства и музыкальное совершенство.