Вивика Жено

    8 апреля 2009

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Анник Массис (сопрано)

    12+

    Абонемент №5:

    Звёзды мировой оперы в Москве

    Исполнители:

    Вивика Жено (меццо-сопрано) /США/

    Московский камерный оркестр Musica Viva
    Художественный руководитель и главный дирижер — Александр Рудин

    Дирижер — Карлос де Арагон (Испания)

    В программе:

    I отделение

    Г.Ф. Гендель (1685-1759)
    Увертюра к опере «Птолемей»

    А. Вивальди (1678-1741)
    Ария Роланда Sorge l’irato nembo из оперы «Неистовый Роланд»
    Ария Ирены Sposa, son disprezzata из оперы «Баязет»

    И.А. Хассе (1699-1783)
    Речитатив и ария Сенокриты Son morta... Nelle cupe orrende grotte из оперы «Сенокрита»

    Г.Ф. Гендель
    Увертюра к опере «Альцина»
    Ария Руджеро Sta nell’ircana из оперы «Альцина»

    II отделение

    Дж. Россини (1792-1868)
    Кантата «Жанна д'Арк»

    А. Тома (1811-1896)
    Романс (баллада) Миньон Connais-tu le pays из оперы «Миньон»

    Х. Хименес (1854-1923)
    Интермеццо из сарсуэлы «Свадьба Луиса Алонсо»

    Х. Серрано (1870-1941)
    Песня цыганки из сарсуэлы «Радость батальона»

    Х. Хименес
    Цапатеадо из сарсуэлы «Темпраника»

    Уроженка Аляски, Вивика Жено является одной из самых харизматичных и ярких певиц своего поколения, будучи особо востребованной в репертуаре бельканто и старинной музыке. Ее профессиональный дебют состоялся во Флоренции в 1994 году, где она исполнила роль Изабеллы в «Итальянке в Алжире»; эту же партию она впоследствии исполнила в Парижской опере, Опере Сан-Франциско, Опере Миннесоты. Две другие россиниевские роли – Анджелины в «Золушке» и Розины в «Севильском цирюльнике» - открыли для певицы двери таких театров, как нью-йорская Metropolitan Opera, Баварская Государственная опера, Вашингтонская опера, Нидерландская опера, Театр на Елисейских полях в Париже, дрезденская Semperoper, муниципальный театр Сантьяго и Новая Израильская опера.

    Из тридцати трех оперных партий, которые на сегодняшний момент входят в репертуар Вивики Жено, двадцать три – мужские травестийные роли, в исполнении которых она снискала огромный успех. Наряду с классическими партиями репертуара бельканто, как Ромео в «Капулетти и Монтекки» Беллини (Питтсбургская опера, Опера Миннесоты), Арзаче в «Семирамиде» Россини (Опера Миннесоты) или Малкольм в «Деве озера» Россини (фестиваль в Карамуре), она исполняет раритетный репертуар эпохи барокко и XIX века: партии Орсини («Лукреция Борджиа» Доницетти), Хассама («Алахор в Гранаде» Доницетти), Арминио («Арминио» Генделя), Феодосия («Атенаида» Генделя), Антония («Антоний и Клеопатра» Хассе), Селима («Сулейман» Хассе). В барочном репертуаре она получила широкую известность благодаря интерпретациям опер Генделя («Ринальдо» в Берлинской государственной опере, на фестивалях в Монпеллье и Инсбруке; «Ариодант» в оперных театрах Далласа, Сан-Диего и Парижа; «Юлий Цезарь» в театрах Вашингтона и Сан-Диего; «Семела» в Нью-Йоркской Городской опере), Монтеверди («Возвращение Улисса на родину» в Баварской Государственной опере), Вивальди («Баязет» в Вене, Монпеллье и Йокогаме) и Глюка («Орфей и Эвридика» в Опере Лос-Анджелеса). Вивика Жено постоянно работает с лучшими ансамблями и дирижерами в области старинной музыки – Фрайбургским барочным оркестром и Рене Якобсом, ансамблем Les Talens Lyriques и Кристофом Руссе, оркестром Europa Galante и Фабио Бьонди, оркестром Modo Antiquo и Федерико Марией Сарделли, ансамблем Le Violon du Roy и Бернардом Лабадье, оркестром Il Complesso Barocco и Эланом Кертисом, Ensemble Matheus и Жаном-Кристофом Спинози и многими другими. Помимо концертного и оперного репертуара, Вивика Жено с удовольствием готовит сольные программы – они были представлены в таких залах, как нью-йоркский Carnegie Hall, Herbst Theatre в Сан-Франциско, венский Konzerthaus, барселонский театр Liceu и мадридский Teatro Real.

    Обширная дискография певицы включает несколько альбомов, удостоившихся престижных международных премий – в их числе записи опер Генделя «Ринальдо» (Harmonia Mundi France, дирижер Рене Якобс) и «Арминио» (Virgin Classics, дирижер Элан Кертис) и Вивальди – «Баязет» (Virgin Classics, дирижер Фабио Бьонди) и «Атенаида» (Naïve, дирижер Федерико Мария Сарделли). Огромный резонанс во всем мире имел сольный альбом певицы «Арии для Фаринелли», в который была включена музыка, написанная для самого прославленного певца-кастрата эпохи барокко. В рамках своего эксклюзивного контракта со звукозаписывающей фирмой Virgin Classics Вивика Жено также осуществила записи арий бельканто (с Ensemble Orchestral de Paris под управлением Джона Нельсона), оратории Алессандро Скарлатти «Святая троица» (с Europa Galante и Фабио Бьонди), кантат и оперных арий Генделя и Хассе (с ансамблем Le Violon du Roy и Бернардом Лабадье). В 2007 году о Вивике Жено был снят документальный фильм «Голос из холодов» (Voice our of the cold).

    Сезон 2008/09 Вивика Жено открыла сольным концертом из оперных арий Хассе и Генделя с барочным оркестром Concerto Koeln, после чего выступила на сценах театров An der Wien в Вене (Полинесс в «Ариоданте» Генделя, дирижер Кристоф Руссе) и Teatro Real в Мадриде («Триумф Времени и Правды» Генделя). Позже, в Париже и Флоренции, она завершила работу над записью оперы Вивальди «Геркулес на Термодонте» вместе с оркестром Europa Galante под управлением Фабио Бьонди и дебютировала на сцене Туринского Teatro Reggio, где выступила в одной из своих любимых ролей – Изабеллы в опере Россини «Итальянка в Алжире».

    В 2008/2009 Московский камерный оркестр Musica Viva отмечает юбилей. За три десятилетия своего существования из небольшого провинциального коллектива, созданного Виктором Корначёвым во Владимире, он превратился в один из самых перспективных столичных камерных оркестров, с именем которого связан целый ряд эксклюзивных международных проектов – исполнений опер эпохи барокко и классицизма, кантат и ораторий, российских премьер. С 1988 года оркестром руководит известный виолончелист, пианист и дирижер Александр Рудин. В 2008 году коллектив получил статус Государственного учреждения культуры при Департаменте культуры г.Москвы.

    Musica Viva отмечает свой 30-летний юбилей серией разнообразных программ, в которых широко представлены самые различные музыкальные жанры – от инструментального концерта и симфонии до оратории и оперы. В текущем сезоне с оркестром будут работать музыканты с мировой известностью – дирижер Кристофер Мулдс, пианист Николай Луганский, певицы Вивика Жено, Патрисия Бардон и Дебора Йорк. Александр Рудин в рамках персонального абонемента оркестра выступит в двух ипостасях – как дирижер и виолончелист.

    Одной из отличительных стилевых особенностей оркестра Musica Viva является последовательно проводимый курс на исторически корректное исполнение музыкальных произведений. Знаковым событием для столичной музыкальной жизни стал концерт «Классик-кавалькада» (2006): в этот вечер впервые в России на сцене был собран полноценный симфонический оркестр, все участники которого играли на исторических инструментах времен Гайдна и Бетховена. Одним из запомнившихся событий в концертной жизни Москвы конца прошлого столетия стало выступление с оркестром знаменитого английского дирижера Кристофера Хогвуда. Еще одна британская звезда – Сэр Роджер Норрингтон по приглашению оркестра приезжал в Москву дважды: в ноябре 2002 и в мае 2006 года. Самое пристальное внимание общественности на протяжении последних лет привлекают оперные и ораториальные проекты оркестра. Под руководством Александра Рудина впервые за многие годы в России целиком прозвучала оратория Й.Гайдна «Сотворение мира» (2007). В 2009 г. «Musica Viva» представит еще одну ораторию Гайдна – «Времена года», а в сотрудничестве с дирижером Кристофером Мулдсом – российскую премьеру одной из самых знаменитых опер Генделя «Орландо».

    Важное место в своих программах «Musica Viva» отводит русской музыке, открывая ее неизвестные страницы. Оркестр извлек из забвения два цикла Вариаций для виолончели и струнных Михаила Виельгорского, записал для лейбла «Fuga libera» (Бельгия) симфоническую и театральную музыку Александра Алябьева. Многие из русских концертных программ связаны с Третьяковской галереей, где оркестр организует ежегодный фестиваль «Посвящение». В Зале Врубеля Третьяковской галереи регулярно проходят концерты камерной музыки под названием «Музыкальные собрания в доме Третьяковых», организованные совместно с Галереей и Домом-музеем П.И.Чайковского в Клину. «Musica Viva» – участник международных музыкальных фестивалей, часто выступает в Турции, Финляндии, Франции, Германии, Нидерландах, Италии, Испании, Словении, Швейцарии, на Тайване и в других странах. Коллектив много гастролирует как в России, так и за рубежом. Оркестром записано более 20 CD, в том числе на фирмах «Русский Сезон» (Москва-Париж), «Олимпия» (Лондон), «Тюдор» (Швейцария), «Мелодия» (Россия), Fuga libera (Бельгия). Серия компакт-дисков "Музыкальные собрания в доме Третьяковых" включает в себя «живые» записи фестивальных концертов.

    Карлос де Арагон (Испания) получил образование как пианист, специализируется на работе с вокалистами, сотрудничая с различными оперными театрами в Испании и за ее пределами. Он постоянно выступает аккомпаниатором с такими исполнителями, как Айноа Артета, Соня Прина, Мария Грация Шиаво и Вивика Жено; вместе с ними он выступал в крупнейших концертных залах Мадрида, Барселоны, Севильи, Валенсии, Бургоса и других городов.

    Параллельно пианистической деятельности Карлос де Арагон успешно выступает как дирижер. С 2004 года он является вторым дирижером в одном из известнейших барочных ансамблей Италии - Capella della Pieta dei Turchini в Неаполе; он принимал участие в подготовке к первым современным исполнениям забытых оперных шедевров XVIII столетия – в частности, «Мнимой садовницы» Паскуале Анфосси и «Октавии, низвергнутой с трона» Доменико Скарлатти. Также он дирижировал концертным исполнением оперы Генделя «Партенопа» в концертном зале Cite de La Musique в Париже в 2005 году.

    Анник Массис

    Анник Массис принадлежит к числу ведущих лирико-колоратурных сопрано современности. Ее выступления проходили на сценах престижнейших оперных театров и концертных залов мира: нью-йоркской Metropolitan Opera, барселонского Liceu, мадридского Teatro Real, женевского Grand Theatre, Цюрихской оперы, Венской государственной оперы, берлинской Deutsche Oper, брюссельского La Monnaie, Питтсбургской оперы, нью-йоркского Avery Fisher Hall. Во Франции ее имя украшает афиши всех без исключения ведущих оперных театров страны: Парижской оперы, Тулузской оперы, парижского Театра на Елисейских полях, театров Марселя, Лиона, Ниццы и Монпелье. Она также регулярно появляется в Италии, сотрудничая с миланским La Scala, венецианскими Teatro Malibran и La Fenice, флорентийским Teatro Comunale, туринским Teatro Regio, театрами Триеста, Рима, Неаполя и Кальяри.

    Анник Массис является постоянной гостьей на таких авторитетных фестивалях, как Глайндборнский, Зальцбургский, Россиниевский фестиваль в Пезаро, Arena di Verona и «Флорентийский музыкальный май». Певица выступала под управлением Альберто Дзедды, Ричарда Бонинджа, Уильяма Кристи, Тревора Пиннока, Айвора Болтона, Марка Минковского, Кристофа Эшенбаха, Жоржа Претра, Оттавио Дантоне, Зубина Меты, Джеймса Ливайна, Марчелло Виотти и других дирижеров. В числе режиссеров, с которыми Анник Массис работала в последние годы, – Пьер Луиджи Пицци, Лоран Пели и Дэвид Маквикар.

    В своем репертуаре Анник Массис особое место уделяет французской музыке разных эпох и стилей, от Рамо до Пуленка, исполняя, среди прочего, сочинения Берлиоза, Галеви и Дебюсси. Она завоевала международную репутацию как великолепный интерпретатор сочинений Моцарта и музыки бельканто (Беллини, Россини, Доницетти, Мейербер и Верди). В числе ее ролей – Семела («Семела» Генделя), Альмирена («Ринальдо» Генделя), Констанца («Похищение из сераля» Моцарта), Графиня («Свадьба Фигаро» Моцарта), Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта), Юния («Луций Сулла» Моцарта), Филина («Миньон» Тома), Офелия («Гамлет» Тома), Маргарита Валуа («Гугеноты» Мейербера), Лейла («Искатели жемчуга» Бизе), Джульетта («Ромео и Джульетта» Гуно), Тереза («Бенвенуто Челлини» Берлиоза), Евдоксия («Жидовка» Галеви), Аменаида («Танкред» Россини), Амина («Сомнамбула» Беллини), Адель («Граф Ори» Россини), Виолетта («Травиата» Верди), Лючия («Лючия ди Ламмермур»), Эльвира («Пуритане» Беллини) и многие другие.

    Помимо оперного репертуара, Анник Массис посвящает много времени камерной вокальной лирике французских и немецких композиторов – Форе, Пуленка, Виардо, Равеля, Дебюсси, Рихарда Штрауса. Ее концертный репертуар включает Stabat Mater Перголези, духовную музыку Моцарта, «Мученичество Св. Себастьяна» Дебюсси, Gloria и Stabat Mater Пуленка, «Сцены из «Фауста» Гете» Шумана. За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства Анник Массис награждена орденом “La Siola d'oro” в Италии и званием Кавалера Ордена искусств и литературы, присуждаемым Министерством культуры Франции.

    Среди выступлений Анник Массис последнего времени можно отметить блестящий дебют в берлинской Deutsche Oper (Амина в «Сомнамбуле» Беллини) и спектакли в Опере Фландрии («Искатели жемчуга» Бизе), дебют в партиях Виолетты («Травиата» Верди) и Джульетты («Ромео и Джульетта» Гуно) на сцене Венской государственной оперы, а также в роли Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта) в Teatro Verdi в Триесте, постановку «Жидовки» Галеви в парижской Opera de Bastille, выступление в роли Лючии («Лючия ди Ламмермур» Доницетти) в Metropolitan Opera в Нью-Йорке, возвращение в миланский театр La Scala (роль Графини де Фоллвиль в «Путешествии в Реймс» Россини) и на сцену прославленной Arena di Verona (партия Розины в «Севильском цирюльнике» Россини).