В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
27 февраля 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда27 февраля в Концертном зале имени Чайковского отмечается 75-летие Владимира Мартынова, одного из крупнейших российских композиторов. И одного из самых неординарных, что подтверждается программой, нетипичной для юбилейного концерта: одно отделение, одно сочинение, один ансамбль.
Владимир Мартынов – композитор парадоксов: в его творчестве могут мирно уживаться сочинение «Упражнения и танцы Гвидо», которое сам автор называет «оперой о невозможности написать оперу», и полномасштабная опера Vita Nuova. Таким же парадоксом стала судьба его книги «Конец времени композиторов», с годами оказавшейся одним из самых знаменитых творений Мартынова. Однако, отстаивая концепцию книги, композитором он быть не перестал: его новые сочинения продолжают появляться, их исполняют и записывают лучшие отечественные и зарубежные музыканты от Алексея Любимова и Владимира Юровского до «Кронос-квартета» и Лондонского филармонического оркестра, их регулярно исполняет на концертах сам автор.
Мартынов также регулярно рассуждает о смерти формата академического концерта, что не мешает его музыке звучать как в клубах, так и на самых конвенциональных площадках, в том числе на сценах Московской филармонии. Сочинения Мартынова неоднократно украшали программы Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство». В 2018 году композитор принял участие в жюри одноименного конкурса сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра, хотя и отмечал «чудовищное противоречие» этой ситуации для себя: «Понимаете, нельзя говорить о тупике композиторской музыки, потому что композиторская музыка – это то, чего нет... мы живем в эпоху постпродукции, а тут видишь, как люди все равно заняты производством продукции, – и это очень странно».
Такого же рода парадокс лежит в основе сочинения, выбранного Мартыновым для юбилейного концерта и как будто опровергающего его же слова: «Никто, конечно, не говорит, что вещи вообще не нужны, есть великие вещи. Можно пойти на какой-то концерт, скажем, послушать Малера... Но думать, что современный человек может присоединить какое-то свое высказывание к сказанному, – это очень самонадеянно». Однако композиция Der Abschied («Прощание») родилась благодаря «Кронос-квартету», заказавшему Мартынову сочинение, где использовалась бы музыка Малера. У финала малеровской «Песни о земле» Мартынов позаимствовал название, вступительные аккорды и одну из тем, создав на их основе совершенно новое сочинение. В 2006 году его впервые исполнил в Москве ансамбль Opus Posth под руководством скрипачки Татьяны Гринденко, жены и постоянной соратницы композитора. Затем оно вошло в репертуар «Кронос-квартета» и было издано на CD. А импульс для его создания Мартынову дала смерть отца, – музыковеда Ивана Мартынова – о чем композитор рассказывает в книге «Безмолвие как бы на полчаса. Письма из Нефели».
«Когда я сидел у постели умирающего папы и вслушивался в его предсмертное дыхание, любая мысль о том, что я могу сейчас ему что-то сказать, представлялась мне абсолютно кощунственной. Наверное, правильнее всего в этот момент было начать чтение молитв из Последования на исход души, но я не мог и этого, ибо и это было лишь словами – словами, заглушающими подспудное, наполняющее все вокруг звучание. Это неслышимое звучание было звучанием финала "Песни о земле" – Der Abschied, "Прощание", которое мы вместе с папой играли в четыре руки солнечным июльским полднем в Звенигороде много-много лет назад. Это было очень давно, в самом начале 1960-х годов. И вот теперь эта музыка зазвучала снова – как в тот самый июльский полдень в Звенигороде». Выбор подобного сочинения для юбилейного концерта – очередной парадокс, характерный для Мартынова: «конец времени композиторов», как и окончание любой эпохи, – это еще и начало следующей.
Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» создан в 1982 году известной скрипачкой Татьяной Гринденко. С 1987
года он входит в состав Московской филармонии. «Академия» стала одним из
пионеров исторически ориентированного исполнительства в России. Музыканты играют
на старинных инструментах с использованием барочных смычков, исполняя музыку Монтеверди,
Перголези, Вивальди, Джеминиани, Корелли, Галуппи, Пёрселла, Букстехуде, И. С.
Баха и его сыновей, Генделя, Телемана, отца и сына Моцартов, Буамортье, Фомина,
Бортнянского, Пашкевича и многих их современников.
Мировую славу принесли ансамблю выступления на престижных международных фестивалях (в России, Австрии, Бельгии, США, Испании, Италии, Чехии, Финляндии, Швеции и многих других странах), сотрудничество с такими мастерами, как Николаус Арнонкур, Мартин Борнус-Щетинский, Ирена Графенауэр, Гидон Кремер, Марк Такер, Роберт Холл, Томас Цетмайр, Андреас Штайер и другие.
Начиная с 1990-х годов репертуар «Академии» обогащается написанными специально для ансамбля сочинениями Владимира Мартынова, Ивана Соколова, Александра Бакши и других современных композиторов. В 1999 году специально для исполнения современной музыки на базе «Академии» Татьяна Гринденко создала ансамбль Opus Posth. В репертуар коллектива вошли сочинения Адамса, Айвза, Батагова, Гербера, Гласса, Десятникова, Дрешера, Загния, Зайготта, Канчели, Карманова, Кейджа, Кнайфеля, Ксенакиса, Мартынова, Наймана, Пелециса, Пярта, Райли, Райха, Сильвестрова.
Ансамбль участвовал в мировых премьерах оперы Мартынова «Упражнения и танцы Гвидо» на фестивале «Сакро-Арт» (Локкум, Германия, 1997); оперы Галуппи «Король-пастух», которая была написана ко дню коронации Екатерины II и более 200 лет считалась утраченной (Удине, Италия, 1998); спектакля «Моцарт и Сальери» в театре «Школа драматического искусства» (режиссер – Анатолий Васильев, композитор – Владимир Мартынов, Москва, 1999). Татьяна Гринденко – музыкальный руководитель этих постановок.
Ансамблем представлен ряд мультимедийных проектов: «Ночь в Галиции», «Игры Ангелов и людей», «Песнь песней», «Бах 2000», «Немецкий реквием», «Смерть дикого воина» и другие. В 2004 году Opus Posth. участвовал в спектакле «Идите и остановите прогресс» по стихам обэриутов, поставленном Юрием Любимовым к 40-летию Театра на Таганке (с музыкой Мартынова), и в экспериментальном спектакле «Волшебная флейта» (режиссер – Екатерина Поспелова, дирижер – Татьяна Гринденко). В 2006 году с участием ансамбля была поставлена мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей и Эвридика» (режиссер – Илья Эпельбаум, Москва). В 2012 году состоялась премьера этномифологического перформанса Владимира Мартынова «Дети Выдры», созданного совместно с тувинским ансамблем «Хуун-Хуур-Ту».
Ансамблями «Академия старинной музыки» и Opus Posth. осуществлены многочисленные аудиозаписи на радио и телевидении, на фирмах «Мелодия», Eurodisc, Ondine, RCA, ECM, Erdenklang Musikverlag, CCn'C Records, Wergo, Deutsche Grammophon, Opus 111 и других.
Татьяна Гринденко родилась в 1946 году в Харькове. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где ее наставниками были профессора Юрий Янкелевич и Майя Глезарова. Лауреат многих международных конкурсов, в том числе имени П. И. Чайковского и имени Генрика Венявского. Основатель и руководитель ансамблей «Академия стариной музыки» и Opus Posth. Народная артистка России (2002). За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве удостоена Государственной Премии Российской Федерации (2003).
Татьяна Гринденко выступала с ведущими оркестрами мира – Венским и Берлинским филармоническими, Дрезденской государственной капеллой, оркестром лейпцигского Гевандхауса, Филармоническими оркестрами Лос-Анджелеса и Радио Франс, Камерным оркестром Европы, оркестрами Базеля, Милана, Турина, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга и многими другими. Принимала участие во многих престижных фестивалях современной и старинной музыки. Музыкальный руководитель ряда театральных постановок и перформансов, в том числе опер «Орфей и Эвридика» Евстигнея Фомина (режиссер – Илья Эпельбаум), «Волшебная флейта» Моцарта (режиссер – Екатерина Поспелова) и «Король-пастух» Галуппи, спектаклей «Моцарт и Сальери» (режиссер – Анатолий Васильев), «Идите и остановите прогресс» (режиссер – Юрий Любимов) и других.
Партнерами Татьяны Гринденко по сцене были выдающиеся музыканты: Кирилл Кондрашин, Курт Мазур, Курт Зандерлинг, Геннадий Рождественский, Юрий Темирканов, Фёдор Глущенко, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Валерий Афанасьев, Гидон Кремер, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Ирена Графенауэр, Андреас Штайер, Франс Брюгген, Алексей Любимов, Александр Князев и другие.
Для Татьяны Гринденко писали такие известные композиторы, как Альфред Шнитке, Арво Пярт, Владимир Мартынов, Луиджи Ноно, Валентин Сильвестров, Александр Бакши и другие. Записи артистки изданы фирмами ECM (Tabula Rasa Пярта), Deutsche Grammophon (Hay que caminar Ноно), Long Arms Records («Войдите!» Мартынова), «Мелодия» (Соната для скрипки и фортепиано Мартынова, Concerto grosso № 1 Шнитке, «Пробуждение» Артёмова, регтаймы Джоплина и др.), Chandos (Concerto grosso № 2 Шнитке), Wеrgo (Скрипичный концерт № 1 Рославца), Erdenklang, Eurodisс, Ondine, RCA Victor, CCn’C Records.