В продаже абонемент Musica sacra nova
Дж. Д. Сэлинджер
«Хорошо ловится рыбка-бананка»
Э. Хемингуэй
«Кошка под дождем», «Рыба-лоцман и богачи» из книги «Праздник, который всегда с тобой»
Абонемент №165:
Впередсмотрящий. Воскресные дневные литературно-музыкальные концерты для взрослых. Автор и ведущая цикла — Светлана Виноградова
С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.
23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.
Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.
Талант, опыт, мастерство — три составляющие
абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося
музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на
протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки —
загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный,
научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце».
Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу
композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого
представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла
на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной
аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени
Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца
съездов.
Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.
Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.
Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.
Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы — сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.
Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.
За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».
Авангард Леонтьев – актер театра и кино, режиссер и педагог, народный артист России, лауреат Государственной премии России. Удостоен ордена Дружбы и ордена Почета.
Родился в 1947 году в Москве. В 1968 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Павла Массальского) и был приглашен в труппу театра «Современник». Работал с режиссерами Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Олегом Табаковым, Валерием Фокиным, Георгием Товстоноговым, Романом Виктюком и другими. Играл в спектаклях «На дне», «Вечно живые», «Балалайкин и К°», «Двенадцатая ночь», «А поутру они проснулись», «Ревизор», «Квартира Коломбины», «Вишневый сад», «Карамазовы и ад», «Пигмалион».
В 2004 году был принят в труппу МХТ. Параллельно сотрудничал с Театром под руководством Олега Табакова как актер и режиссер. В спектакле «Полоумный Журден. Мольериана», которым в 1987 году открылся этот театр, сыграл главную роль и выступил наряду с Олегом Табаковым режиссером постановки.
Сотрудничал также с Центром имени Вс. Мейерхольда, Театром А. С. Пушкина, Театральной компанией Евгения Миронова, ставил спектакли в римском театре «Арджентино» и парижском театре «Одеон».
Снимался в кинофильмах Никиты Михалкова («Утомленные солнцем», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»), Михаила Швейцера («Смешные люди», «Маленькие трагедии»), Сергея Газарова («Ревизор», «Пятый угол»), Николая Досталя («Гражданин начальник»), Валерия Фокина («Домби и сын», «Нумер в гостинице города NN»), Павла Чухрая («Русская игра»); а также в фильмах «Парк советского периода» Юлия Гусмана, «Адъютанты любви» Михаила Мокеева, «Охотники за бриллиантами» Александра Котта, «Время первых» Дмитрия Киселева и многих других.
В 1970-е годы по приглашению Олега Табакова начал преподавать в драматической студии для старшеклассников при Дворце пионеров и школьников Бауманского района Москвы, затем в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ (1976–1990) на руководимых Табаковым курсах. В дальнейшем эти курсы составили основу труппы Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. В 1989–2001 гг. руководил актерскими курсами в Школе-студии МХАТ. С 1998 года – профессор кафедры мастерства актера.
Более 40 лет артист сотрудничает с Московской филармонией. Им подготовлены литературные программы по произведениям Кондратьева, Горького, Искандера, Бабеля, Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Толстого, Самойлова, Лескова и других авторов.
Виталий Юницкий родился в 1975 году в
Москве. С
отличием окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории
(класс Н. Г. Сусловой), затем консерваторию (по фортепиано у
профессоров Г. Б. Аксельрода, М. С. Воскресенского) и
аспирантуру (класс камерного ансамбля профессора Т. А. Алиханова).
Пианист является лауреатом Всероссийскых и международных конкурсов: имени Н. Рубинштейна в Москве, Рим-1999, конкурсов камерных ансамблей и фортепианных дуэтов – имени С. Танеева в Калуге, Reding Piette в Швейцарии, Provincia di Caltanissetta, Isole Borromeo, Camillo Togni в Италии.
С 2003 года
участвует в проведении курсов повышения квалификации и мастер-классов в Тамбове
и в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова в Ивановке. Летом 2007 года давал
мастер-классы в летней школе для одаренных детей «Балтийская палитра» в
г. Светлогорск Калининградской области. Музыкант гастролировал во Франции,
Австрии, Швейцарии, Италии, США, Индонезии.
Виталий Юницкий – доцент кафедры камерного ансамбля и квартета Московской государственной консерватории. Имеет записи на компакт-дисках (как сольные, так и в составе дуэта).
Константин Казначеев окончил Российскую
академию музыки имени Гнесиных (2007) и аспирантуру (2010) по классу скрипки
профессора Е. К. Аджемовой. Лауреат международных конкурсов и фестивалей:
IRO в
Оксенхаузене (Германия, 2002, 2003), «Весна в России» (Москва, 2004) и «В мире таланта» (Пермь,
2011, Iпремия), дипломант Международного конкурса Р. Канетти в
Анталии (Турция, 2007).
Константин Казначеев выступал в качестве концертмейстера в оркестрах России и Европы. Как солист играл с коллективами под управлением Леонида Николаева, Константина Орбеляна, Тимура Мынбаева, Константина Чудовского, Николаса Паске, Клауса Арпа, Ильи Гайсина и других.
Его партнерами по сцене были известные музыканты: Наталия Гутман, Павел Нерсесьян, Коля Блахер, Александр Галковский, Александр Бузлов, Назар Кожухарь, Ольга Ивушейкова и другие.
В 2003–2011 годах — солист и концертмейстер Камерного оркестра МТКЦ Павла Слободкина. В 2006–2010 гг. — солист ансамбля Fandango, с 2008 — ансамбля старинной музыки Sankt-Joseph-Kapelle и ансамбля «Классика», с 2010 года — ансамбля Ástor-club. Сотрудничает с дуэтом «Орган-оркестр» (Ф. Строганов и И. Лебедев).
Константин Казначеев гастролировал с сольными и ансамблевыми программами в Германии, Швейцарии, Люксембурге, Италии, Франции, Японии, Чили. Принимал участие в фестивалях «Посвящение Олегу Кагану» и «К 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича».
Обширный
репертуар скрипача простирается от музыки эпохи барокко до сочинений
современных авторов. Он исполнил соло скрипки в записи рок-оперы А. Градского
«Мастер и Маргарита» (2009), в 2010-2015 годах участвовал в записях песен А.
Градского, в том числе для альбома «Неформат» (2011). Художественный
руководитель и солист Камерного оркестра театра «Градский Холл».
С 2010 по 2013 год Константин Казначеев преподавал в РАМ имени Гнесиных (класс скрипки). В 2011—2015 гг. — руководитель инструментального отделения Колледжа музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской, художественный руководитель и главный дирижер студенческого симфонического оркестра, организатор и художественный руководитель инструментального ансамбля «Камерата».