Когда мы отдыхаем : Московская государственная академическая филармония

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Валентин Малинин, Елена Таросян, Иван Сендецкий

  • LIVE
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Когда мы отдыхаем

    25 февраля 2018

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Светлана Виноградова (автор цикла, ведущая)
    Авангард Леонтьев (художественное слово)
    Виталий Юницкий (фортепиано)
    Константин Казначеев (скрипка)
    В программе:
    Дебюсси
    Гершвин

    Дж. Д. Сэлинджер
    «Хорошо ловится рыбка-бананка»

    Э. Хемингуэй
    «Кошка под дождем», «Рыба-лоцман и богачи» из книги «Праздник, который всегда с тобой»

    12+

    Абонемент №165:

    Впередсмотрящий. Воскресные дневные литературно-музыкальные концерты для взрослых. Автор и ведущая цикла — Светлана Виноградова

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Авангард Леонтьев

    Авангард Леонтьев – актер театра и кино, режиссер и педагог, народный артист России, лауреат Государственной премии России. Удостоен ордена Дружбы и ордена Почета. 

    Родился в 1947 году в Москве. В 1968 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Павла Массальского) и был приглашен в труппу театра «Современник». Работал с режиссерами Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Олегом Табаковым, Валерием Фокиным, Георгием Товстоноговым, Романом Виктюком и другими. Играл в спектаклях «На дне», «Вечно живые», «Балалайкин и К°», «Двенадцатая ночь», «А поутру они проснулись», «Ревизор», «Квартира Коломбины», «Вишневый сад», «Карамазовы и ад», «Пигмалион».

    В 2004 году был принят в труппу МХТ. Параллельно сотрудничал с Театром под руководством Олега Табакова как актер и режиссер. В спектакле «Полоумный Журден. Мольериана», которым в 1987 году открылся этот театр, сыграл главную роль и выступил наряду с Олегом Табаковым режиссером постановки. 

    Сотрудничал также с Центром имени Вс. Мейерхольда, Театром А. С. Пушкина, Театральной компанией Евгения Миронова, ставил спектакли в римском театре «Арджентино» и парижском театре «Одеон». 

    Снимался в кинофильмах Никиты Михалкова («Утомленные солнцем», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»), Михаила Швейцера («Смешные люди», «Маленькие трагедии»), Сергея Газарова («Ревизор», «Пятый угол»), Николая Досталя («Гражданин начальник»), Валерия Фокина («Домби и сын», «Нумер в гостинице города NN»), Павла Чухрая («Русская игра»); а также в фильмах «Парк советского периода» Юлия Гусмана, «Адъютанты любви» Михаила Мокеева, «Охотники за бриллиантами» Александра Котта, «Время первых» Дмитрия Киселева и многих других. 

    В 1970-е годы по приглашению Олега Табакова начал преподавать в драматической студии для старшеклассников при Дворце пионеров и школьников Бауманского района Москвы, затем в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ (1976–1990) на руководимых Табаковым курсах. В дальнейшем эти курсы составили основу труппы Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. В 1989–2001 гг. руководил актерскими курсами в Школе-студии МХАТ. С 1998 года – профессор кафедры мастерства актера. 

    Более 40 лет артист сотрудничает с Московской филармонией. Им подготовлены литературные программы по произведениям Кондратьева, Горького, Искандера, Бабеля, Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Толстого, Самойлова, Лескова и других авторов.

    Виталий Юницкий

    Виталий Юницкий родился в 1975 году в Москве. С отличием окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс Н. Г. Сусловой), затем консерваторию (по фортепиано у профессоров Г. Б. Аксельрода, М. С. Воскресенского) и аспирантуру (класс камерного ансамбля профессора Т. А. Алиханова).

    Пианист является лауреатом Всероссийскых и международных конкурсов: имени Н. Рубинштейна в Москве, Рим-1999, конкурсов камерных ансамблей и фортепианных дуэтов – имени С. Танеева в Калуге, Reding  Piette  в Швейцарии, Provincia di  Caltanissetta,  Isole Borromeo, Camillo  Togni в Италии.

    С 2003 года участвует в проведении курсов повышения квалификации и мастер-классов в Тамбове и в Музее-усадьбе С. В. Рахманинова в Ивановке. Летом 2007 года давал мастер-классы в летней школе для одаренных детей «Балтийская палитра» в г. Светлогорск Калининградской области. Музыкант гастролировал во Франции, Австрии, Швейцарии, Италии, США, Индонезии.

    Виталий Юницкий – доцент кафедры камерного ансамбля и квартета Московской государственной консерватории. Имеет записи на компакт-дисках (как сольные, так и в составе дуэта).

    Константин Казначеев

    Константин Казначеев окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (2007) и аспирантуру (2010) по классу скрипки профессора Е. К. Аджемовой. Лауреат международных конкурсов и фестивалей: IRO в Оксенхаузене (Германия, 2002, 2003), «Весна в России» (Москва, 2004) и «В мире таланта» (Пермь, 2011, Iпремия), дипломант Международного конкурса Р. Канетти в Анталии (Турция, 2007).

    Константин Казначеев выступал в качестве концертмейстера в оркестрах России и Европы. Как солист играл с коллективами под управлением Леонида Николаева, Константина Орбеляна, Тимура Мынбаева, Константина Чудовского, Николаса Паске, Клауса Арпа, Ильи Гайсина и других.

    Его партнерами по сцене были известные музыканты: Наталия Гутман, Павел Нерсесьян, Коля Блахер, Александр Галковский, Александр Бузлов, Назар Кожухарь, Ольга Ивушейкова и другие.

    В 2003–2011 годах — солист и концертмейстер Камерного оркестра МТКЦ Павла Слободкина. В 2006–2010 гг. — солист ансамбля Fandango, с 2008 — ансамбля старинной музыки Sankt-Joseph-Kapelle и ансамбля «Классика», с 2010 года — ансамбля Ástor-club. Сотрудничает с дуэтом  «Орган-оркестр» (Ф. Строганов и И. Лебедев).

    Константин Казначеев гастролировал с сольными и ансамблевыми программами в Германии, Швейцарии, Люксембурге, Италии, Франции, Японии, Чили. Принимал участие в фестивалях «Посвящение Олегу Кагану» и «К 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича».

    Обширный репертуар скрипача простирается от музыки эпохи барокко до сочинений современных авторов. Он исполнил соло скрипки в записи рок-оперы А. Градского «Мастер и Маргарита» (2009), в 2010-2015 годах участвовал в записях песен А. Градского, в том числе для альбома «Неформат» (2011). Художественный руководитель и солист Камерного оркестра театра «Градский Холл».

    С 2010 по 2013 год Константин Казначеев преподавал в РАМ имени Гнесиных (класс скрипки). В 2011—2015 гг. — руководитель инструментального отделения Колледжа музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской, художественный руководитель и главный дирижер студенческого симфонического оркестра, организатор и художественный руководитель инструментального ансамбля «Камерата».