В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
25 октября 2017
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаУважаемые слушатели! Обращаем ваше внимание, что основное действие концерта происходит в партере зала, поэтому билеты в партер не продаются
Фото Kiran West
Джон Ноймайер родился в 1939 году в Милуоки (штат Висконсин, США). Первые уроки танца получил в родном городе. Продолжил заниматься в Чикаго и в Маркетт-университете в Милуоки, где начал пробовать себя как хореограф. В дальнейшем обучался в Копенгагене и Королевской балетной школе в Лондоне, после окончания которой в 1963 году получил приглашение от Джона Крэнко стать солистом Штутгартского балета. Здесь он состоялся как танцовщик и создал свои первые хореографические работы.
В 1969 году Ноймаер возглавил Франкфуртский балет, где осуществил новаторские интерпретации балетов «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта». С 1973 года он является художественным руководителем и главным хореографом Гамбургского балета. Под его руководством труппа стала одной из ведущих в Германии и стремительно завоевала международное признание.
Активно используя «язык» классического танца, опираясь на традиции многоактного спектакля и классического «сюжетного балета», Джон Ноймайер создает спектакли, покоряющие публику всего мира новаторскими устремлениями и смыслами, а главное – силой эмоционального воздействия. Ноймайер поставил свыше 100 балетов (при этом он часто выступает в качестве сценографа и художника по костюмам). Это балетная классика и спектакли «по мотивам» классики («Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Спящая красавица» Чайковского, «Жизель» Адана, «Сильвия» Делиба, «Иллюзии – как “Лебединое озеро”» на музыку «Лебединого озера» Чайковского, «История Золушки» на музыку «Золушки» Прокофьева, «Петрушка» «Священная» («Весна священная») Стравинского). Постановки на сюжеты классических литературных произведений («Гамлет», «Отелло», «Дон Кихот», «Чайка», «Татьяна», «Пер Гюнт», «Дама с камелиями», «Смерть в Венеции», «Трамвай “Желание”» и др.). Балеты на музыку Баха («Страсти по Матфею», «Рождественская оратория»), Генделя («Мессия»), Моцарта («Реквием»), Шуберта («Зимний путь»), Шумана («Детские сцены»), Дебюсси («Послеполуденный отдых фавна»), Малера (Симфонии №№ 3, 4, 5, 6, 9, 10 и др.), Глюка, Мендельсона, Шопена, Вагнера, Брамса, Чайковского, Дворжака, Р. Штрауса, Равеля, Скрябина, Шостаковича, Копленда, Бернстайна, Шнитке, Пярта, Хенце и многих других композиторов прошлого и наших дней.
В числе последних постановок Ноймайера – «Анна Каренина» (2017), «Турангалила» (2016) и «Дузе» (2015).
В июне 1975 г. прошел первый фестиваль «Гамбургские дни балета», ставший ежегодным. В конце сезона фестиваль завершается концертом «Нижинский-гала». В 1978 г. Ноймайер открыл в Гамбурге Школу балета, в которой обучаются и начинают свою профессиональную карьеру юные танцовщики со всего мира. В 1989 году там же начал работать Балетный центр, включающий девять студий и интернат на 30 мест. Сегодня более 70 % танцовщиков Гамбургского балета являются выпускниками этих заведений.
Дж. Ноймайер осуществил постановки для многих балетных компаний мира. Среди них – Ковент Гарден (Лондон), Штутгартский балет, Королевский Датский балет (Копенгаген), Американский балетный театр (Нью-Йорк), Национальный балет Канады, Токио-балет, Национальный балет Китая, балетные труппы Венской оперы, Баварской оперы (Мюнхен), Немецкой оперы (Берлин), Земпер-опер (Дрезден), Парижской национальной оперы, театров Сан-Франциско и Бостона, Мариинского и Большого театра России, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко и многие другие.
Джон Ноймайер – кавалер Ордена Федеративной Республики Германии, французских орденов «За заслуги в искусстве и литературе» и Почетного Легиона. Обладатель престижных призов, премий и других наград в области балета, театра, культуры и искусства, гуманитарной деятельности Германии, Швеции, Японии, Польши, Дании, Монако, журналов «Dance magazine» и «DANZA & DANZA». Почетный гражданин Гамбурга и почетный доктор искусств Маркетт-университета Милуоки. В числе его недавних наград – приз Benois de la Danse (2016), премия г. Лозанны и премия Эриха Фромма (2017). Из его российских наград - национальная театральная премия «Золотая Маска» (2002), Международная премия Станиславского (2007) и Орден Дружбы (2012). В 2006 году Ноймайер учредил свой Фонд, целью которого является сохранение и передача обществу его личной коллекции предметов, связанных с танцем и балетом. В 2011 году им создан Национальный юношеский балет Германии. Труппа, состоящая из восьми профессиональных танцоров, базируется в Балетном центре Гамбурга. Помимо выступлений на оперной сцене и зарубежных турне, этот молодой коллектив проводит благотворительные мероприятия в школах, тюрьмах и домах престарелых.
История Гамбургского балета (балетной труппы Гамбургской государственной оперы) официально ведёт своё начало с 1769 года. В XIX веке в Гамбурге работали выдающиеся балетмейстеры: итальянцы Дж. Б. Николлини и А. Сакко (1830–1840-е гг.), К. Ланнер (1860-е гг.), танцевали знаменитые гастролеры: М. Тальони, Л. Гран, Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито, А. Сен-Леон, супруги Прайс.
В числе руководителей труппы в ХХ столетии – Р. фон Лабан (1923–1925) и его ученик А. Кнуст, X. Сведлунд (1932–1955), Д. Хойер, Г. Бланк, П. ван Дийк (1962–1970), С. Арова. Здесь ставили спектакли О. Брандт-Кнак, Г. Тетли, Дж. Крэнко.
Многие десятилетия Гамбургский балет специализировался на постановках больших классических спектаклей. В ХХ веке репертуар расширился, в нём появились камерные балеты, постановки, основанные на современном танце.
В 1973 году коллектив возглавил 30-летний американский танцовщик и балетмейстер Джон Ноймайер. С этого времени отсчитывается новейшая история Гамбургского балета. Ноймайер занял посты главного хореографа Гамбургской государственной оперы и директора балетной труппы, а с 1996 г. – интенданта и художественного руководителя.
Ноймайер сфокусировался на создании новаторских современных балетов в стиле и формах contemporary dance, расширяя и обогащая классическую балетную традицию.
Первым значительным шагом балетмейстера на новом посту была организация осенью 1973 года балетных мастерских – воркшопов, лекций и открытых репетиций, предваряющих утренние воскресные спектакли и освещающих как историческую основу спектаклей, так и творческий процесс их создания. В 1974 г. состоялась первая авторская премьера Ноймайера в Гамбурге («Ромео и Джульетта» Прокофьева), первая мировая премьера («Мейербер – Шуман»), первые гастроли под его руководством (на XXIII международном фестивале музыки и танца в Гранаде).
В июне 1975 г. прошёл первый фестиваль «Гамбургские дни балета». Этот фестиваль проходит в конце каждого сезона и ежегодно завершается концертом «Нижинский-гала».
В 1978 г. Ноймайер открыл в Гамбурге Школу балета, в которой обучаются и начинают свою профессиональную карьеру юные танцовщики со всего мира.
За 40 с лишним лет в репертуаре Гамбургского балета появилось около 120 новых спектаклей. Подавляющее большинство из них поставлено Дж. Ноймайером. С труппой также работали А. Тюдор, М. Эк, М. Бежар и другие знаменитые хореографы, поставлены спектакли Дж. Баланчина, Н. Макаровой, Л. Якобсона, Х. Лимона, У. Форсайта, И. Килиана, Ф. Аштона, Н. Дуато, П. Лакотта, Дж. Роббинса и др.
Гамбургский балет даёт представления на сцене Гамбургской государственной оперы и в Балетном центре, открытом в 1989 году. Здесь же, в Ballettzentrum, постоянно выступает Национальный юношеский балет, основанный Джоном Ноймайером в 2011 г. Эта труппа состоит из восьми профессиональных танцоров в возрасте от 18 до 23 лет.
С 1999 года театр проводит балетный конкурс «PRIX Dom Pérignon».
Под руководством Ноймайера Гамбургский балет завоевал репутацию одной из ведущих балетных компаний мира и приобрёл фантастическую популярность. Гастроли труппы проходили более чем в 30 странах мира, включая СССР (в 1981 и 1990 гг.) и Россию (2000, 2003, 2009 2012, 2016 гг.), Австрию, Бельгию, Грецию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, страны Скандинавии, Францию, Швейцарию и многие другие страны Европы, США, Канаду, Аргентину, Бразилию, Израиль, Японию, Китай, Гонконг, Сингапур, Австралию; на многочисленных балетных и музыкальных фестивалях (в т. ч. неоднократно в Зальцбурге).
Везде, где бы этот прославленный коллектив ни представлял свои спектакли, каждое его выступление вызывает восторженную реакцию и высочайшие оценки публики и критики.
Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.
«Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.
В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.
Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.
После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».
Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).
С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.
Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.
В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.
В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.
Академический Большой хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова.
В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.
За неполное столетие хор исполнил более 15 000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-приконкурса грамзаписей в Париже, Золотая медальв Валенсии).
В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие хор. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков).
В исполнении хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие.
В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина.
Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других.
Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др.
Уроженка Мюнхена, Аня Цюгнер
начала заниматься вокалом, уже будучи дипломированным специалистом-логопедом. В
2002 году она решила окончательно сменить профессию и поступила в Дрезденскую
консерваторию, где обучалась у профессоров Гизелы Букхардт-Мюльбах, Кристианы
Юнгханс и Олафа Бэра. После завершения обучения в 2010 году она сотрудничала с
самыми разными коллективами: с Дрезденской государственной капеллой, Камерным
хором, Капеллой солистов и Певческой
академией Дрездена, Кёльнской академией,
Саксонским вокальным ансамблем, камерным оркестром «Виртуозы Саксонии»,
Дрезденским «Кройц-хором», ансамблями «Кантус Кёльн», «Амаркорд», барочным
ансамблем Lautten Compagney. Концерты с ее участием проходили в залах
Кёльнской, Берлинской и Дрезденской филармоний, залах «Геркулес» в Мюнхене и
Концертхаус в Берлине, соборах Дрездена и Берлина.
Камерный и концертный репертуар певицы охватывает музыку нескольких веков, от эпохи Ренессанса до наших дней. В 2006 году она участвовала в постановке оперы Генделя «Амадис Галльский» (партия Орианы) в Малом зале Дрезденского театра, в 2009-2010 гг. там же выступила в роли Памины в опере Моцарта «Волшебная флейта». С большим увлечением певица исполняет камерную музыку: она спела цикл сольных концертов в Дрездене, а также выступила в составе ансамбля Trio clarivoce с пианистом Михаэлем Шютце и кларнетистом Даниэлем Роте.
А. Цюгнер принимала участие в мастер-классах Петера Шрайера, Сибиллы Рубенс, Кристиана Эльснера, Рут Цизаг, Герольда Хубера, Курта Видмера. В области старинной музыки большое влияние на нее оказало общение с Людгером Реми, Джилл Фелдман им Барбарой Шлик. А. Цюгнер удостаивалась стипендий имени К. М. Фон Вебера, программы DAAD и Forum Tiberius.
Записи с участием певицы вышли на немецких радиоканалах и компакт-дисках. В 2011 она получила должность преподавателя в университете церковной музыки и музыкального образования г. Регенсбурга.
Получив образование как
скрипачка, Беттина Ранх впоследствии целиком посвятила себя пению. Она
выступала в концертах и оперных постановках, сотрудничала с такими
прославленными коллективами как симфонические оркестры Берлинского радио,
Бамберга, Бохума, Академия старинной музыки Берлина, «Кончерто Кёльн»,
Лейпцигский камерный оркестр, Немецкий камерный оркестр Берлина, оркестр
фестиваля Шлезвиг-Гольштейна.
В 2007 году она дебютировала в Люксембургском оперном театре и Берлинской Государственной опере, исполнив одну из ролей в опере Паскаля Дюсапена «Медея». Этот спектакль в течение трех сезонов был показан в Париже, Лилле, Брюсселе, на фестивалях в Мельбурне и Амстердаме.
Беттина Ранх участвовала в исполнении Мессы си минор Баха на фестивале в Ансбахе (с оркестром и хором Баховской академии под управлением Гельмута Риллинга); в исполнении оратории Мендельсона «Павел» в Мадриде (с симфоническим оркестром и хором радио и ТВ Испании) и в Милане (с симфоническим оркестром Дж. Верди).
В сезоне 2010/11 спела партию в опере немецкого композитора эпохи барокко Кристофа Граупнера «Беренис и Луцилла» на фестивале в Дармштадте (дирижер Вольфганг Зеелигер), исполнила заглавную партию в опере Генделя «Ариодант» с ансамблем Сosì facciamo под управлением Ханса Хойссена (постановка была показана в Германии, Австрии, Швейцарии и Люксембурге).
В сезоне 2011/12 она исполнила заглавную роль в опере Генделя «Юлий Цезарь», партию Третьей дамы в опере Моцарта «Волшебная флейта» в Гамбургской государственной опере и две вокальных партии в опере-сказке «Снежная королева» современного итальянского композитора П. Вальтинони в Комической опере Берлина. Участвовала в постановках опер Вагнера «Валькирия» в «Альто-театре» Эссена, «Золото Рейна» в Нидерландской опере Амстердама, оперы Генделя «Альцина» на Генделевском фестивале в Халле.
Среди концертных выступлений певицы – исполнение «Коронационной мессы» Моцарта с Гамбургским филармоническим оркестром (дирижер Симон Янг), участие в гала-концерте «Моцарт-Россини» с Бременским филармоническим оркестром (дирижер Маркус Рошнер), исполнение оратории Гайдна «Возвращение Товия» с Капеллой Кракова (дирижер Пол Гудвин), оперы «Альцина» на Генделевском фестивале в Халле, Stabat Mater Дворжака с Гайдн-оркестром Бозена (дирижер Хартмут Хенхен) в городах Италии, оратории «Освобожденная Ветулия» Моцарта и оратории «Каин и Авель» Скарлатти в Потсдаме.
Ее недавние ангажементы включают исполнение «Мессии» Генделя с Бременской филармонией и Дрезденской филармонией, оратории Франца Шмидта «Книга за семью печатями» с Гамбургской филармонией и С. Янгом, «Реквиема» Верди с Bergische Symphoniker, кантата Баха с Немецким симфоническим оркестром Берлина и Ринальдо Алессандрини, оперы «Гибель богов» (Вальтраут) с Бременской филармонией (дир. Маркус Пошнер), а также выступления в «Альто-театре» Эссена в партиях Кармен (в одноименной опере Бизе), Маддалены («Риголетто» Верди), Адальджизы («Норма» Беллини).
Тобиас Берндт начал заниматься музыкой в знаменитом дрезденском хоре мальчиков «Кройцкор». Позднее учился в Высшей школе музыки и театра имени Ф. Мендельсона в Лейпциге и Университете музыки и исполнительского искусства в Мангейме. Участвовал в мастер-классах Дитриха Фишера-Дискау, Томаса Квастхоффа, Тео Адама, Вольфрама Ригера, Норманна Шетлера, Ирвина Гейджа, Акселя Бауни, Юлии Варади.
Тобиас Берндт — лауреат международных конкурсов Брамса в Пёртшахе, имени Шуберта в Граце, конкурсов камерной музыки в Берлине, Байрёйте, Штутгарте и Дортмунде. Был удостоен многих стипендий и других наград.
Репертуар певца включает множество произведений кантатно-ораториального жанра XVII—XX веков, в том числе Мессу си минор и «Страсти» Баха, «Вечерню Пресвятой Девы Марии» Монтеверди, оратории Генделя, Гайдна, Мендельсона, Реквиемы Моцарта, Брамса, Брукнера, Форе, Бриттена, а также оперы Генделя, Телемана, Пёрселла, Моцарта, Вагнера, Доницетти, Россини, Пуччини, Римского-Корсакова, Чайковского.
Тобиас Берндт выступал во многих странах Европы, Азии, Южной Америки, в США и ЮАР. Сотрудничал с Симфоническим оркестром Берлинского радио, оркестрами лейпцигского Гевандхауза и берлинского Концертхауса, Collegium Vocale Gent, барочными оркестрами La Cetra, The English Concert, L’arpa festante, Хором Церкви Святого Фомы, Дрезденским хором мальчиков и другими коллективами под управлением известных дирижеров, среди которых Марек Яновский, Филипп Херревеге, Гельмут Риллинг, Андреа Маркон, Ханс Кристоф Радеманн, Маркус Крид, Андрей Борейко, Теодор Курентзис, Людвиг Гюттлер, Петер Шрайер, Ховард Арман. Его выступления проходили в лучших залах мира, среди которых Берлинская филармония и амстердамский Консертгебау, цюрихский Тонхалле, Геркулес-холл в Мюнхене, Музикферайн в Вене, на фестивалях И. С. Баха в Лейпциге и Г. Ф. Генделя в Халле, Зальцбургском фестивале, фестивалях в Люцерне, Рейнгау, Дрездене, Штутгарте, Баден-Бадене, Бергене, Гейдельберге, Ла Шез-Дьё, Праге, имени Дягилева в Перми. Певец сотрудничал с оперными театрами Карлсруэ, Лейпцига, Познани, Праги, Перми и другими.
Тобиас Берндт много исполняет камерную музыку — песни Бетховена, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Брамса, Малера, Вольфа, Равеля, Пуленка, Р. Штрауса, Регера, Шёнберга, Веберна, Эйслера.
Искусство артиста представлено в обширной дискографии. Первые CD с его участием как солиста дрезденского хора мальчиков «Кройцкор» вышли в начале 1990-х годов. В числе записей певца разных лет — сочинения композиторов XVII—XVIII веков (Д. Скарлатти, А. Лотти, Ф. Фео, Г. Хомилиуса), мессы Ф. Шуберта, духовные сочинения Ф. Мендельсона.
После окончания в 2007 году Эссенской Фолькванг-консерватории (педагоги Ульф
Бестляйн, Бертольд Шмитд, Гвидо Баэр и Вольфганг Мильграмм), Тило Дальман стал
участником международной Оперной студии при Цюрихском театре. Большую роль в
его становлении оказало творческое общение с баритоном Роландом Херманном, а
также посещение мастер-классов Чарльза Спенсера, Михаэля Фолле и Барбалы Шлик и
занятия с педагогами Конрадом Ярнотом и Карол Мейер-Брюттинг.
Он был удостоен первой премии Национального вокального конкурса земли Северная Рейн-Вестфалия, в 2013 году получил премию от министерства культуры земли Шлезвиг-Гольштейн и премию имени Николауса Брунса.
В Цюрихском оперном театре певец исполнил множество небольших вокальных партий под управлением дирижеров Франца Вельзер-Мёста, Нелло Санти и Филиппа Жордана. В качестве приглашенного артиста он выступал на сценах Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе, театрах Вупперталя и Кобленца. Его сценическое исполнение цикла «Ноктюрны» Отмара Шрёка в Театре Санкт-Галлена (Швейцария) встретило огромный резонанс у публики и критики.
Тило Дальман участвовал в исполнении оперы Вагнера «Парсифаль» на сцене амстердамского Консертгебау под управлением дирижера Япа ван Зведена (спектакль был показан по телевидению и записан на диск). На той же сцене спел Мазетто в опере «Дон Жуан» Моцарта.
Главное направление в творческой деятельности певца — выступление в концертных и камерных программах, исполнение вокальных партий в ораториях Баха, Генделя и композиторов-романтиков. Выступления певца проходили под управлением дирижеров Томаса Хенгельброка, Даниэля Ройсса, Петера Ноймана, Рихарда Майлендера, Андресаса Шперинга, Массаки Судзуки в концертных залах Кёльнской и Эссенской филармоний, Тоналле Цюриха, Консертгебау Амстердама и Фестшпильхауса Баден-Бадена.
Отто Дальман принимал участие в фестивалях «безумные дни» в Нанте. Бильбао, токио, Генделеском фестивале в Халле, фестивале Глюка в Нюрнберге, фестивале земли Шлейзвиг-Гольштейн и Зальцбургском фестивале.
Записи певца выпущены на европейских радио- и телеканалах, аудио и видеодисках. В 2015 году вышел дебютный альбом певца с песнями Шуберта, который записан в ансамбле с пианистом Чарльзом Спенсером.
Наряду с концертной деятельностью Тило Дальман преподает вокал в Кёльнской консерватории (филиал в г. Вуппертале).
Заслуженный артист России, профессор Александр Фисейский (р. 1950) – исполнитель, педагог, организатор, исследователь.
В 1975 году с отличием закончил Московскую консерваторию, где учился у выдающихся педагогов Веры Горностаевой (фортепиано) и Леонида Ройзмана (орган). С 1984 года – солист Московской филармонии. Выступал с крупнейшими оркестрами, солистами и певцами; его партнерами были Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Марис Янсонс, Владимир Минин, Елена Образцова, Максим Федотов, Александр Князев, Маттиас Хёфс, Хансйорг Альбрехт, Эккарт Хаупт. Выступал более чем в 30 странах мира, среди которых Италия, Франция, Швейцария, Швеция, Великобритания, США, Канада, Япония. Сольные концерты Фисейского проходили в таких залах, как Национальный собор в Вашингтоне, Церковь св. Троицы в Нью-Йорке, Собор Парижской Богоматери, Собор св. Стефана в Вене, Кёльнский собор, Вестминстерское аббатство и Собор св. Павла в Лондоне, Королевский колледж в Кембридже и Колледж королевы в Оксфорде.
Органист участвовал в крупнейших музыкальных фестивалях, записал свыше 40 грампластинок и CD на исторических и современных органах, осуществил премьеры сочинений Бориса Чайковского, Родиона Щедрина, Олега Галахова, Михаила Коллонтая, Владимира Рябова, Вальтера Эрбахера, Манфреда Вайса, Максимилиана Кройца и других композиторов нашего времени. Сольные концерты Фисейского проходят в музыкальных центрах Австрии, Германии, Италии, Испании, Польши и России.
Значительные события исполнительской карьеры Александра Фисейского связаны с именем И. С. Баха. Этому композитору он посвятил свой первый сольный концерт, затем неоднократно исполнял цикл из всех органных сочинений Баха в городах России и бывшего СССР. В 2000 году Фисейский отметил 250-летие со дня смерти Баха уникальными сериями концертов, четыре раза сыграв все органные произведения великого немецкого композитора на его родине. В Дюссельдорфе этот цикл был исполнен Александром Фисейским в течение одного дня: начав уникальную акцию в 6.30 утра, он завершил ее в 1.30 ночи следующего дня, проведя за органом практически без перерыва 19 часов! CD с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» изданы немецкой фирмой Griola, а Фисейский занесен в Книгу рекордов планеты (российский аналог Книги рекордов Гиннесcа). В сезонах 2024–2027 гг. он исполняет цикл «Все органные сочинения И. С. Баха» (15 программ) в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла в Москве.
Активную концертную деятельность Александр Фисейский совмещает с педагогической работой в Российской академии музыки имени Гнесиных. Он проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри органных конкурсов в Канаде, Великобритании, Германии, Польше и России. Инициатор и вдохновитель ряда международных фестивалей органной музыки в нашей стране. В 2005–2020 гг. проводил в Зале Чайковского фестиваль «Девять веков органа» с участием ведущих зарубежных солистов; с 2006 года в РАМ имени Гнесиных проводит ежегодный Международный симпозиум «Орган в XXI веке», Международный фестиваль «Музыкальное приношение И. С. Баху», Международный конкурс органистов имени В. Ф. Одоевского, Международный конкурс органистов имени Л. И. Ройзмана и Международный конкурс клавесинистов имени А. Е. Майкапара. В 2019 году по инициативе Александра Фисейского был учреждён ежегодный Всероссийский день органа.
В 2024 году Александр Фисейский осуществил уникальный проект – Евразийский органный марафон, в рамках которого провел более 30 концертов, лекций и семинаров в концертных залах, учебных заведениях и культовых учреждениях Российской Федерации от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, а также в Республике Беларусь.
Важнейшей частью просветительской деятельности Фисейского является пропаганда национального органного наследия: семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись CD «200 лет русской органной музыки», выпуск трехтомника «Органная музыка в России» в издательстве Bärenreiter (Германия). В 2006 году Фисейский провел семинар по русской музыке для участников съезда Американской гильдии органистов в Чикаго. В марте 2009 года увидела свет монография Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)». В апреле 2022 года Фисейский представлял Россию на Международном онлайн-фестивале органной музыки (IOOF); в рамках форума, участниками которого были 25 авторитетных органистов из разных стран, Фисейский выступил с сольным концертом, провел лекцию и мастер-класс по русской органной музыке.
Александр Фисейский пользуется огромным авторитетом среди российских и зарубежных органистов. Он избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991), Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994).
Даниэль Cальвадор родился в Саморе (Испания), где с юных лет начал играть на церковных органах. Окончил Королевскую консерваторию в Мадриде по специальностям «орган» (класс профессора Мигеля дель Барко) и «музыковедение». Занимался также композицией и дирижированием. Принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов и педагогов, в числе которых Монтсеррат Торрент, Пьер Фараго и Луиджи Тальявини. Лауреат международного конкурса Jeunesses Musicales.
В настоящее время – титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – храма Апостольской нунциатуры в Королевстве Испания. Музыкальный руководитель Международного цикла органных концертов Посольства Ватикана в Испании. В 2014 году был удостоен чести выступить на церемонии причисления к лику святых католического епископа дона Альваро дель Портильо перед полумиллионной аудиторией.
Музыкант активно концертирует в Испании, выступает в Париже, Венеции, Антверпене, Риге, Ватикане. Сотрудничает с камерным оркестром Villa de Madrid и ансамблем старинной музыки Stylus Cubicularis, с которым записал несколько альбомов испанской барочной музыки. Ранее играл в составе ансамблей старинной музыки Ensamble de la Abadesa и Ars Combinatoria, сотрудничал с фолк-группой Santarén-Folk.
Постоянный участник проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» в Евангелическо-лютеранском соборе Свв. Петра и Павла в Москве (с ансамблем Сollegium Musicum), в рамках которого исполняет также все хоральные прелюдии для органа И. С. Баха. Среди важных событий последних лет – исполнение всех органных концертов Генделя и Вивальди, всех церковных сонат Моцарта, всех органных сочинений Лигети.
В течение многих лет Даниэль Cальвадор преподавал в мадридском колледже Mater Salvatoris игру на органе, историю музыки, анализ и полифонию. Постоянно сотрудничает в качестве приглашенного преподавателя с кафедрой композиции Мадридской Королевской консерватории и кафедрой органа и клавесина Российской академии музыки имени Гнесиных. В 2017 году вошел в состав жюри Международного конкурса органистов имени В. Ф. Одоевского РАМ. Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.
Автор сочинений для симфонического оркестра, хора и органа. Его произведения исполняются намеждународных фестивалях современной музыки. В сфере музыковедения он является экспертом в области литургии, курирует создание музыкальных сценариев, написание сочинений, а также их интерпретацию для самых главных религиозных событий Испании.