«Сороковые, роковые…» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Сороковые, роковые…»

    17 февраля 2021

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:

    Музыка Богословского, Ворса, Гроте, Дунаевского, Желобинского, Кабалевского, Крюкова, Лепина, Милютина, Ньюмана, Соловьёва-Седого, Спадавеккиа, Стотхарта, Уоррена, Хачатуряна, Хренникова, Шапорина, Шостаковича из кинофильмов «Два бойца», «Сердца четырёх», «Беспокойное хозяйство», «Парень из нашего города», «Повесть о настоящем человеке», «Мост Ватерлоо», «Крейсер «Варяг», «Небесный тихоход», «Первая перчатка», «Весна», «Кубанские казаки», «Зоя», «Молодая гвардия», «Человек № 217», «Суворов», «Пятнадцатилетний капитан», «Золушка», «Первоклассница», «Поезд идёт на восток», «В шесть часов вечера после войны», «Здравствуй, Москва», «Мечта», «Свадьба», «Девушка моей мечты», «Знак Зорро», «Серенада солнечной долины»

    6+

    Абонемент №37:

    Живая музыка экрана

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». 

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных. 

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Анна Бутурлина

    Джазовая певица и актриса мюзикла Анна Бутурлина окончила Музыкальное училище имени Гнесиных и Российскую академию музыки имени Гнесиных. Лауреат международных конкурсов джазовых вокалистов Lady Summertime в Каяани (Финляндия) и Jazz Voices в Клайпеде (Литва), обладатель Гран-при конкурса джазовых вокалистов в Москве. 

    Дебютировала в 1996 году с ансамблем Ивана Фармаковского на фестивале «Московская осень», в том же году стала солисткой «МКС Биг-Бэнда» Анатолия Кролла. В дальнейшем сотрудничала с лидерами российского джаза, среди которых Алексей Кузнецов, Георгий Гаранян, Даниил Крамер, Игорь Бутман, Лев Кушнир, Алекс Ростоцкий, Яков Окунь, Владимир Данилин, Иван Фармаковский и другие. Солистка Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева.

    Выступает с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки, Государственным камерным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема, биг-бэндами из разных городов России. С сольными программами выступает в известных джазовых клубах Москвы и на ведущих концертных площадках России. В мае 2015 года принимала участие в концерте, посвященном 70-летию Победы во Второй мировой войне, в зале Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке с джазовым оркестром имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. С Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и дирижером Владимиром Юровским в 2019 году исполнила фрагменты из музыки Альфреда Шнитке к телефильму «Маленькие трагедии», в 2021 году участвовала в концерте к 90-летию Софии Губайдулиной.

    В 2020 году стала первой русской певицей, выступившей на церемонии вручения премии «Оскар» в Лос-Анджелесе за всю историю ее существования.

    Участница многих джазовых фестивалей в городах России и за рубежом, в числе которых «Джаз в саду Эрмитаж», «Усадьба. Jazz» и многие другие. Организатор I Московского конкурса джазовых вокалистов (2009). Записывает вокальные партии для кинофильмов и мультфильмов. Наиболее значительные работы – в анимационных фильмах компании Disney, где певица озвучила Тиану («Принцесса и лягушка») и Эльзу («Холодное сердце» и «Холодное сердце – 2»). 

    Певицей записаны сольные альбомы Black Coffee (2002), My Favorite Songs (2006), «Всё это джаз» (2017), «Осторожно “музыка”» (2017) и «Ключ от королевства» (2017).

    Анна Кармакова

    Анна Кармакова родилась в 1989 году в Северске (Томск-7). Обучалась в музыкальной школе по классу академического вокала, занималась эстрадным вокалом. В 2009 году окончила Новосибирский государственный театральный институт (курс Анатолия Ахреева). 

    С 2009 года – актриса Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». Исполнила роль Марии в первой российской постановке мюзикла «Вестсайдская история» и главную роль в спектакле «Звуки музыки» (постановка компании «Стейдж Энтертейнмент»).

    С 2012 года – актриса Московского драматического театра имени А. С. Пушкина. В числе спектаклей с ее участием – «Слуга двух господ. Russian edition», «Заповедник», «Инспектор пришел», «Рыцарь пламенеющего пестика», «Сделано в СССР», «Дом, который построил Свифт», «Женитьба Фигаро», «Вишневый сад», «Таланты и покойники» и другие.

    Снималась в фильмах «Рыба моя», «Отель Элеон», «Купи меня», «День Главбуха».

    Номинант национальной премии «Золотая маска» (2016) как лучшая актриса в категории «Оперетта/Мюзикл» за роль Дэллы/Джонзи в камерном мюзикле «Рождество О. Генри» Театра имени А. С. Пушкина.