Онлайн-трансляция

Государственный академический
хореографический ансамбль «Берёзка»
имени Н. С. Надеждиной

Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Онлайн-трансляция Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной | Концертный зал имени П. И. Чайковского

Онлайн-трансляция Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной | Концертный зал имени П. И. Чайковского

Золотой фонд Мариинского театра
Ильдар Абдразаков в опере
Дж. Верди «Аттила»

суббота, 17:30

Золотой фонд Мариинского театраИльдар Абдразаков в опере Джузеппе Верди «Аттила» Либретто Темистокле Солеры по трагедии «Аттила, царь гуннов» Фридриха Людвига Захариаса Вернера, переработанное Франческо Марией Пьяве Музыкальный руководитель – Валерий ГергиевРежиссер – Артуро ГамаХудожник-постановщик – Франк Филипп Шлоссманн Действующие лица и исполнители:Аттила, король гуннов – Ильдар АбдразаковУльдино, бретонец, раб Аттилы – Михаил МакаровОдабелла, дочь наместника Аквилеи – Анна МаркароваЭцио, римский военачальник – Владислав СулимскийФоресто, аквилейский воин – Сергей СкороходовЛеоне, римский епископ – Тимур Абдикеев Хор и оркестр Мариинского театраДирижер – Валерий Гергиев Запись спектакля, 2012 Продолжительность: 1 час 46 минут

Музыкальная драма Джузеппе Верди «Аттила» – настоящий исторический блокбастер, сравнимый с грандиозными кинолентами ХХ века. Действие происходит в 453 году, на сцене показана схватка варварских орд и латинской цивилизации. Гуннам и остготам противостоят герои во главе с неустрашимой римлянкой Одабеллой (по легенде, изложенной в «Старшей Эдде», Аттила был убит во сне одной из жен). Либреттист Темистокле Солера бросил недописанную оперу на полпути и уехал в Мадрид с женой-певицей Терезой Розмини. Этого ему Верди так и не простил. Либретто «Аттилы» закончил Франческо Мария Пьяве, и 17 марта 1846 года опера была впервые поставлена в Венеции на сцене театра Ла Фениче. В 1865 году для Парижской оперы Верди создал французскую редакцию, с балетными сценами.

Кошмарные сны, призраки, пророчества и предзнаменования в равной степени преследуют воина Аттилу и деву-воительницу Одабеллу. И разве может романтическая опера обходиться без ужасных бурь, яда, заговора и любовных терзаний? Но «Аттила» отнюдь не принадлежит к беспросветно мрачным произведениям. История нашествия гуннов на Италию трактована с патриотическим пафосом и спроецирована на современность. Ключевое слово либретто – «patria», «родина», и гибель варвара-завоевателя от руки героини имеет целью внушить современникам Верди надежды на скорое освобождение родины.

Если логика поступков в опере временами хромает (следствие работы двух либреттистов!), это с лихвой искупается накалом романтических страстей и широким дыханием. Верди написал оперу в масштабных, почти ораториальных формах. В большинстве номеров доминирует яркий героический стиль, в очертаниях мелодий угадывается изгиб лука, в оркестре слышен звон оружия. Страсть и пафос сделали вокальные партии «Аттилы» столь сложными, что в этом отношении опера не уступает «Набукко». На первом плане – четверо главных героев (сопрано, тенор, баритон и бас), по вокальной доблести – скорее супергероев. Все четверо сходятся в финальном квартете, помимо этого каждый исполняет большую героическую арию, которая включает речитатив, каватину и кабалетту с участием других персонажей и хора. Некоторые из таких арий занимают по целой картине оперы – вот она, нечеловеческая музыка! Сопрано и тенор сверх того наделены трогательными романсами.

В XIX веке в Петербурге пристально следили за творчеством Верди. Превосходная итальянская труппа и не уступающая ей русская «по горячим следам» исполняли его новые оперы. В 1840-е в Петербурге услышали «Ломбардцев», «Эрнани» и «Двоих Фоскари», между 1850-м и 1861-м – «Набукко», «Трубадура», «Травиату», «Сицилийскую вечерню», «Луизу Миллер» и «Риголетто». Любовь отечественных меломанов к Верди закономерно увенчалась заказом маэстро оперы «Сила судьбы», премьера которой состоялась в 1862 году. В эпоху Направника в репертуар Мариинского театра вошли «Аида» и «Отелло», в ХХ веке – «Дон Карлос», «Макбет», «Фальстаф»… Как ни странно, «Аттила» впервые прозвучал в России на одесской сцене (еще в 1849 году), а в Петербурге был поставлен впервые лишь в 2010 году, став десятой вердиевской оперой в репертуаре Валерия Гергиева.

Анна Булычева (с) Мариинский театр