Золотая маска в кино.
Прокофьев. «Ромео и Джульетта»

суббота, 14:30

Урал Опера Балет, Екатеринбург Хореограф – Вячеслав Самодуров Дирижёр – Павел Клиничев Действующие лица и исполнители: Джульетта – Екатерина СапоговаРомео – Александр МеркушевМеркуцио – Игорь БулыцынТибальд – Сергей КращенкоПатер Лоренцо – Иван Собровин Запись спектакля Россия, 2016 Продолжительность: 2 часа 28 минут с двумя антрактами

«Ромео и Джульетта» Вячеслава Самодурова стал визитной карточкой театра и труппы. Этот спектакль не спутаешь ни с одной из многочисленных постановок балета Прокофьева: его легко узнать по костюмам (casual с фрагментами полотен Возрождения) и сценографии — опасно накрененная конструкция красного цвета напоминает о шекспировском театре «Глобус». И еще — по хореографическому языку: классические па сплавлены с неклассическим танцевальным жаргоном и поданы во взвинченном темпе, брутальность и жесткость пластики скрывают за собой хрупкость и уязвимость персонажей.

Фабула трагедии Шекспира остается неизменной, а спектакль начинается как репетиция балета «Ромео и Джульетта». Его персонажи действуют не в конкретных стране и эпохе: действие происходит всегда и везде. Или сегодня под вашими окнами: неслучайно в героях балета зрители узнали современных «парней и девушек с Уралмаша» — так писали о них в социальных сетях.

Мотив борьбы двух кланов исчезает: не так уж важно, к каким семьям принадлежат участники уличных сражений. Вперед выходит другая тема — неизменности привычек и неумолимости ритуалов. На сцене совершается трагедия, и юные любовники погибают, — но затем все спокойно расходятся по домам, а завтра начнется новая репетиция, и история будет разыграна с начала.


Посвященный 125-летию Сергея Прокофьева и 400-летию со дня смерти Уильяма Шекспира спектакль соединяет эпохи. Уйдя в своей самобытной версии и от формата драматического балета, и от современного радикализма, Вячеслав Самодуров с изобретательностью демонстрирует, что преданность петербургской классической школе не мешает актуализации танцевального языка. Юные влюбленные архетипичны, но в то же время абсолютно реальны, понятны нынешним своим ровесникам. В их дуэтах органично сочетаются открытая подростковая чувственность и неханжеское целомудрие. Художник Ирэна Белоусова нафантазировала костюмы понемногу из всех времен, а сценограф Энтони Макилуэйн создал образ лондонского театра «Глобус», где «печальная повесть» Шекспира была сыграна впервые. Но дело не в исторических аллюзиях. Если и враждуют в екатеринбургском спектакле Монтекки и Капулетти, не в этом глубинная причина трагедии. «Благородные» семейства, на самом деле, живут по одним законам – прагматичным, убивающим чувство и жизнь. Во все времена.
Эксперт «Золотой Маски» Наталия Звенигородская

За пять лет работы худруком балетной труппы Вячеслав Самодуров превратил Екатеринбург в центр притяжения – каждая его премьера становится событием.
Газета «Ведомости»


Награды

Премия «Золотая Маска» 2017:
Лучший спектакль в балете
Лучшая мужская роль (Игорь Булыцын)

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2017:
Лучшая работа дирижера
Лучшая работа хореографа
Лучшая женская роль (Екатерина Сапогова)
Лучшая работа художника в музыкальном театре
Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре