В продаже абонемент Musica sacra nova
15 июня 2024
«Филармония-2». Виртуальный зал
схема проездаХореография
– Иржи Килиан
Режиссёры:
Ханс Хюлсхер (Шесть танцев),
Борис Павал Конен (КарМен),
Петра Латастер (День
рождения)
Действующие лица и исполнители:
Шесть танцев: Карин Гиццо, Пол Лайтфут, Каролин Армента, Йохан Ингер, Нэнси Эверинк, Фиона Люммис, Урци Аранбуру
Кармен
(КарМен) / День рождения: Сабина Купферберг, Джоконда Барбуто, Давид Крюгель, Карел
Грушка
День рождения: Игон Мэдсен, Жерар Лемэтр
Запись спектакля, 2006
Продолжительность: 1 час 17 минут
В один вечер объединены три нестандартные работы легендарного хореографа Иржи Килиана – балет «Шесть танцев», короткометражный фильм-танец «КарМен» и спектакль «День рождения». Впрочем, стандартных спектаклей у Килиана и нет, его палитра практически безгранична. Один из главных философов и «бессюжетников» современного балета блистательно работает со смехом, иронией и сатирой, иногда доводя историю до абсурда, иногда – до слез, создавая удивительный микс из разных жанров.
«Между днем рождения и днем смерти у нас есть уйма времени, наполненного творчеством, любовью и неразберихой. Изрядную часть этого времени мы проводим забавляясь и дурачась», – говорит хореограф Иржи Килиан. И подтверждает этот тезис не только серьезными, но и по-хорошему хулиганскими работами.
«Шесть танцев» – блистательная миниатюра на музыку Шести немецких танцев Моцарта – идеальный образец того, каким смешным может быть театр, оставаясь в рамках танцевальной парадигмы. А также несомненный пример того, как музыка и движение могут не просто взаимодействовать, а буквально прорасти друг в друга. Припудренные парики напоминают о временах Моцарта, а танец напоминает о том, что движение, как и смех, продлевает жизнь.
«КарМен» – совсем иная история. Строго говоря, это и не балет вовсе. Один из главных киноопытов Иржи Килиана – попытка объединить танец, пантомиму, немое кино, отголоски работ великих кинорежиссеров XX столетия, спецэффекты и оперу Бизе. В пространстве разрушенной угольной шахты, на автомобильной свалке разворачивается трагикомическое действие, очень отдаленно напоминающее сюжет новеллы Мериме. Страсти героев кажутся карикатурными, но, как всегда у Килиана, за клоунадой и фарсом скрываются темы совсем не шуточные.
Танцевальный фарс «День рождения» на музыку Моцарта – еще один пример работы с камерой и юмором, граничащим со слезами. Действие, связанное с днем рождения одной из героинь, происходит «на сцене» и «в кино» и проводит зрителей между совершенно уморительными мизансценами и трагическими монологами, между теми самыми «днем рождения» и «днем смерти», когда нужно все успеть, и которые, на самом деле, не так далеки друг от друга.
В главных партиях в «КарМен» и в «Дне рождения» выступают артисты труппы NDT III, «возрастного» проекта Килиана. Именно им, как считает хореограф, ирония и самоирония удаются лучше всего. Они не боятся выглядеть нелепо, смеяться над собой, и в то же время жизненный опыт и мудрость позволяют им наполнить истории глубоким смыслом. От смеха до комка в горле, от улыбки до щемящего ощущения страха и тревоги – всего один шаг, а танцем можно выразить целый спектр эмоций. Об этом вновь напоминают знаменитые работы Иржи Килиана.