Курентзис: Utopia Игорь Стравинский, Морис Равель : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Курентзис: Utopia
    Игорь Стравинский, Морис Равель

    14 сентября 2024

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Запись концерта, 2023

    Австрия, Венский Концертхаус

    Продолжительность: 1 час 30 минут

    В программе:

    Стравинский
    Сюита для оркестра № 3 из балета «Жар-птица» 

    Равель
    Сюита для оркестра № 2 из балета «Дафнис и Хлоя» 
    Хореографическая поэма для оркестра «Вальс» 

    12+

    Теодор Курентзис представляет международный фестивальный оркестр Utopia, в котором принимают участие 116 музыкантов из 30 стран мира. Концертная программа строится вокруг атмосферы утонченной артистичности, которой был пропитан воздух Европы в первые десятилетия XX века, когда художники провозгласили поворот от метафизики к чувственному опыту и декоративности. В искусстве видели прежде всего источник изысканного удовольствия и культивировали «особый дар художественного восприятия». 

    В музыке это выразилось в стремлении композиторов создавать предельно изощренные партитуры, полные утонченных деталей. В музыку для оркестра проникла рафинированная изобретательность, прежде привычная скорее для камерных жанров: сложные и хрупкие гармонии, прихотливые текстуры, гибкая до капризности ритмика, необычные тембры, виртуозная исполнительская техника и калейдоскопические, едва ли не коллажные формы. 

    В программу вошли сочинения Мориса Равеля и Игоря Стравинского – авторов, чьи сочинения в тот период продвинулись на пути к совершенству дальше других. В начале века центром художественных и музыкальных инноваций был балет – поэтому неудивительно, что все три опуса были задуманы как танцевальные проекты для антрепризы Дягилева, а позже прочно вошли в концертный репертуар («Жар-птица» и «Дафнис и Хлоя» в виде сюит, «Вальс» как самостоятельная пьеса).

    Все сочинения вечера эталонно воплощают творческие установки своей эпохи. Это остроумно придуманная и филигранно выполненная музыка, вещи в себе, изысканные артефакты для тонких ценителей. Новейшие достижения в искусстве оркестровки, резкие танцевальные ритмы и исступленные апофеозы выражают здесь «восходящую прогрессию звучности, к которой сцена добавляет свет и движение» (слова, которые Равель произнес о «Вальсе», возражая против избыточно драматичных трактовок этой музыки). Сюжетом во всех пьесах служит та или иная форма золотого века, утопии, помещенной в прошлое, – древнегреческая пастораль, «незапамятные времена» русских сказок или австрийский императорский двор времен расцвета. А их яркие краски и преимущественно светлый колорит скрывают своеобразный эскапизм – человеческое желание спрятать темные стороны жизни за нарядным занавесом.