В продаже абонемент Musica sacra nova
31 декабря 2024, начало в 17:00
«Филармония-2». Виртуальный зал
схема проездаСимфонический оркестр Мариинского театра
Солисты: Алина Сомова и Владимир Шкляров
Либретто – Мариус Петипа по сказке Э. Т. А. Гофмана
Хореография – Василий Вайнонен
Режиссёр – Андреас Морелль
Художник-постановщик – Симон Вирсаладзе
Запись спектакля, 2012
Продолжительность: 1 час 44 минуты
Фрагменты балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» Чайковского, «Жизель» Адана, «Баядерка» Минкуса, «Раймонда» Глазунова, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Легенда о любви» Меликова, «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, «Снегурочка» на музыку Чайковского, «Класс-концерт» на музыку Оффенбаха, «Лебедь» на музыку Сен-Санса
Эта удивительная музыкальная феерия была записана компанией EuroArts в 3D-формате. Инновационные технологии открывают совершенно новые перспективы, каждый зритель может увидеть балет с первого ряда и даже оказаться прямо на сцене среди главных персонажей. Знаменитый спектакль превращается в настоящую рождественскую сказку!
Режиссёр Андреас Морелль создаёт поистине захватывающее зрелище.
Написанная по сценарному плану Мариуса Петипа для сказочного балета-феерии, впервые музыка Чайковского прозвучала в спектакле, поставленном Львом Ивановым в 1892 году. Роскошно оформленный, тот спектакль отвечал духу балетов ХIХ века – цельность сюжетной драматургии не была в числе первоочередных задач хореографа, внимание балетмейстер сосредоточил на богатстве танцевального текста. «Нет в музыке «Щелкунчика» ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец. Все кипит на сцене неумолчно тихим плеском тишайших фигур с взрывами румяного счастливого детского смеха, детских утех, упоений и секундных огорчений», – с ностальгией вспоминал критик Волынский постановку Иванова, снятую с репертуара в советской стране. Авангардные 1920-е подарили ленинградской сцене новое прочтение музыки Чайковского. В спектакле, поставленном Фёдором Лопуховым, не было места безмятежной гармонии классического танца. Акробатические поддержки, шпагаты и мелодекламация потеснили традиционные вариации и па-де-де. Однако пластические эксперименты и подчеркивание хореографом трагического начала партитуры Чайковского были встречены критикой настороженно. И уже в 1934-м в афише появился новый «Щелкунчик» – постановка Василия Вайнонена, дитя новой эпохи, приветствовавшей политкорректность и обоснованность танца развитием фабульного действия. «Сценарий "Щелкунчика" Петипа не удовлетворял меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности (пряничные домики, наряженные в накидочки мыши и т.д.)», – писал хореограф и, отказываясь от фантастических персонажей, сочинял спектакль о девочке, которой приснились чудеса. Хореограф услышал в музыке Чайковского гармонию конфетно-карамельных детских грез и выстраивал танцевальное действие, опираясь на традиции балета ХIХ века – с развернутыми классическими ансамблями Вальса снежинок и Розового вальса, па-де-де главных персонажей и дивертисментом характерных танцев в стране Сластей. «Щелкунчик» Вайнонена создавался привычным языком классики, перипетии сюжета в нем были представлены танцевально, и его хореографическое разнообразие стало залогом долгой сценической жизни. Спектакль не сходит со сцены уже более восьмидесяти лет. Сегодня его исполняют как артисты Мариинского театра, так и студенты Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Автор рецензии: Ольга Макарова