Рихард Штраус. «Саломея» Венская государственная опера : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Рихард Штраус. «Саломея»
    Венская государственная опера

    23 марта 2025, начало в 15:00

    «Филармония-2». Виртуальный зал

    схема проезда

    Дирижёр – Филипп Жордан

    Режиссёр – Сирил Тест

    Либретто по пьесе Оскара Уайльда «Саломея» в немецком переводе Хедвиг Лахман

    Действующие лица и исполнители:

    Саломея – Малин Бюстрём

    Иоканаан – Вольфганг Кох

    Иродиада – Михаэла Шустер

    Маленькая Саломея – Яна Радда

    Маленькая Саломея (танец) – Анна Чеснова

    Ирод – Герхард Зигель

    Нарработ – Даниэль Йенц

    Паж Иродиады – Патриция Нольц

    Немецкий язык, русские субтитры

    Продолжительность: 1 час 49 минут

    Запись спектакля, Австрия, 2023


    18+

    Купить билеты

    Лихорадочное неистовство эмоций и необузданность страстей в венской «Саломее» Сирила Теста

    В своей постановке режиссёр Сирил Тест смог сделать энергию и сердцебиение Саломеи осязаемыми, показал её душевные травмы крупным планом (буквально – транслируя лица артистов на экране в режиме онлайн) и рассказал семейную историю могущественной династии, внутренние механизмы которой привели к закономерному финалу – краху.

    Смелое новшество – Тест выводит на сцену сразу трёх Саломей. Взрослая – Малин Бюстрём – голосом и драматически выражает весь тот ужас, в котором живёт героиня; одна из «детских» версий Саломеи – юная балерина Анна Чеснова – ошеломляет пугающе-запоминающейся интерпретацией танца «Семи покрывал». Вдобавок к визуальному ряду и потрясающей музыке Штрауса зрители Венской оперы получили обонятельный аккомпанемент к танцу, созданный знаменитым мастером-парфюмером Фрэнсисом Куркджяном.

    С колоссальным оркестровым мастерством Штраус изобразил декадентскую, душную атмосферу королевского двора, на совести которого загубленное детство Саломеи, смело взорвал как музыкальные, так и моральные концепции своего времени, обнажив психологические проблемы героев. В энергичном, тонком исполнении Филиппом Жорданом партитуры, перескакивающей от одной тональности к другой, от резких ударных к солирующим инструментам, проявляется вся противоречивость и контрастность музыки и сюжета.

    Тест представляет оперу «Саломея», во времена Штрауса запрещённую цензурой к показу, как нечто большее, чем просто трагедия. Молодая женщина, которую преследует один могущественный мужчина и отвергает другой, мстит за себя, запустив цепь событий, в результате которой один гибнет, и смерть второго тоже не за горами, но в процессе погибает сама. Тест переносит действие из древней Палестины времён римской оккупации на некий блестящий светский раут, чем смещает фокус на один из аспектов пьесы: как семья наносит травму психике четырнадцатилетней девочки. 

    Видеопроекции на задник сцены демонстрируют крупные планы лиц и жестов. Шведская сопрано Малин Бюстрём – «главная звезда, на которой держится вся опера, драматически и вокально… […] Она показывает нам раздираемую противоречиями женщину, которая оказалась в ловушке между двух мужчин» (Wiener Zeitung). 

    «Оркестр Венской оперы также был в отличной форме, с богатым, тёплым звуком, слушать который было наслаждением, но в то же время неизменно чётким и собранным» (Seen and Heard International). 

    За дирижёрским пультом – музыкальный руководитель Венской оперы Филипп Жордан, «мастер звуковой драматургии» (Kurier).

    «Оркестровый блеск, виртуозность вокала» (Bachtrack)

    «Невероятно роскошный звук и богатство красок» (BR Klassik) 

    «У венских филармоников врождённый талант к Штраусу» (Kurier) 

    «…ансамбль выдающихся исполнителей на сцене. Малин Бюстрём идеально воплощает главную партию от начала до конца, лучше исполнения и представить трудно» (Seen and Heard international) 

    «Михаэла Шустер, несомненно, предназначена для роли Иродиады: её безупречное исполнение, полное тонких нюансов и совершенно естественной надменности, можно назвать образцовым, и в кои-то веки это избитое слово кажется вполне подходящим» (Seen and Heard international)