12 апреля 2025, начало в 18:30
«Филармония-2». Виртуальный зал
схема проездаРежиссёр-постановщик – Дэвид Паунтни
Действующие лица и исполнители:
Лиза – Мишель Бридт
Вальтер – Роберто Сакка
Марта – Елена Келессиди
Тадеуш – Артур Ручиньский
Катя – Светлана Донева
Кристина – Анжелика Войе
Власта – Эльжбета Вроблевска
Ханна – Агнешка Релис
Иветт – Талия Ор
Продолжительность: 2 часа 51 минута с одним антрактом
Немецкий, польский, русский, французский, чешский, идиш, английский языки, русские субтитры
Запись спектакля, 2010
Теодор Курентзис и Венский симфонический оркестр – в первой сценической постановке оперы Вайнберга о фашистском концлагере
Полная сценическая постановка «Пассажирки» в Брегенце, совместно с Большим театром в Варшаве, Английской национальной оперой в Лондоне и Королевским театром в Мадриде, является первой в истории.
Режиссёр Дэвид Паунтни и сценограф Йохан Энгельс, согласно основным концепциям либретто, помещают светлые послевоенные сцены на верхнюю палубу роскошного лайнера. И, словно по кругам ада, память отправляет главную героиню – надзирательницу концлагеря – вниз, в мрачный трюм воспоминаний об Освенциме. Прибытие новых заключённых, проявления воли к жизни, скромный праздник по случаю дня рождения одной из узниц, сомнения в существовании Бога, скучающие охранники и до оторопи сухое перечисление идентификационных номеров людей, обречённых на смерть.
Постановка о бесчеловечности гитлеровских лагерей смерти и моральной двусмысленности послевоенной Германии одновременно безжалостно реалистична и символически глубока. Хор в стиле греческой трагедии беспристрастно наблюдает и комментирует внешне благополучное настоящее и чудовищно жестокое прошлое. А костюмы Мари Жанны Лекки, одевшей всех на борту корабля в белое, лишь усиливают контраст и бесплодные попытки дня сегодняшнего забыть день вчерашний.
Продолжая свою традицию продвижения малоизвестных опер XX века, в 2010 году Брегенцский фестиваль с огромным успехом осуществил первую в мире сценическую постановку оперы польско-советского композитора Мечислава Вайнберга «Пассажирка». Положительные рецензии от всех мировых критиков, аншлаг на всех спектаклях – это был настоящий хит фестиваля.
Опера рассказывает о случайной встрече на океанском лайнере через 15 лет после войны Лизы, бывшей надзирательницы концлагеря, с одной из её бывших заключённых, Мартой. Лиза плывёт в Южную Америку с мужем, немецким дипломатом, который ничего не знает о прошлом своей жены. Лиза и Марта, оказавшись на одном корабле, вынужденно сталкиваются, и картины ужасного прошлого оживают перед ними.
Уроженец Варшавы, Вайнберг (1919—1996) после нападения Германии на Польшу бежал в СССР; вся его семья погибла в концентрационном лагере. На протяжении карьеры Вайнберга как композитора на него оказал немалое влияние Дмитрий Шостакович, его друг и учитель. Написанная в 1967—1968 гг. по одноимённой новелле Зофьи Посмыш, опера «Пассажирка» из-за своей спорной тематики не могла быть поставлена в Советском Союзе при жизни композитора. На Брегенцском фестивале в 2010 году была осуществлена первая её сценическая постановка.
Многогранная музыка Вайнберга сочетает в себе лирические мотивы народных песен и джазовые ритмы, вальсы и мелодии, напоминающие саундтрек к фильму. За яркое музыкальное воплощение оперы в Брегенце отвечают Венский симфонический оркестр под руководством Теодора Курентзиса, а также Мишель Бредт и Елена Келессиди в партиях Лизы и Марты соответственно. Лондонская газета «The Telegraph» высоко оценила «захватывающее драматическое крещендо и потрясающие моменты истины» в «Пассажирке», которым способствовала постановка Дэвида Паунтни, сосредоточенная вокруг двухуровневой сценографии Йохана Энгельса, которая изображает океанский лайнер наверху и концлагерь – внизу. Постановка является совместным проектом Большого театра Варшавы, Английской национальной оперы и Королевского театра Мадрида. «Грандиозная, захватывающая… триумфальное открытие» (Frankfurter allgemeine Zeitung).