В продаже абонемент Musica sacra nova
20 марта 2019
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетСоло на гобое д'амур – Дмитрий Колупаев
Равель
«Вальс» – хореографическая поэма
Такемицу
“Vers, L'arc-en-ciel, Palma” для гитары, гобоя д’амур и оркестра
Карулли
Концерт для гитары с оркестром ми минор
Тан Дун
«НЮ ШУ: Тайные песни женщин». Симфония для арфы, микрофильмов и оркестра. Переложение для гитары Артёма Дервоеда. Мировая премьера.
Родриго
«Аранхуэс» — концерт для гитары с оркестром
Абонемент №55:
XIV Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары»
Пепе Ромеро – живая легенда современного исполнительского искусства; находясь в зените славы, он продолжает с триумфом покорять все новые и новые высоты. Он открыл красоту и богатство звучания гитары миллионам людей, ему рукоплескали короли и другие сильные мира сего.
Пепе Ромеро родился в испанском городе Малага в 1944 году в семье знаменитого гитариста Селедонио Ромеро. В возрасте семи лет он впервые вышел на сцену Театра имени Лопе де Вега в Севилье. За прошедшие десятилетия дал несколько тысяч концертов в качестве солиста и в составе знаменитого семейного Квартета Ромеро. Сотрудничал с лучшими оркестрами Великобритании, Германии, Италии, Испании, Венгрии, Швейцарии, США. Его партнерами по сцене были дирижеры Юджин Орманди, Невилл Мэрринер, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Хесус Лопес Кобос, Артур Фидлер, Энрике Хорда, Абрам Костелянец, Одон Алонсо, Антони Рос-Марба, Жозеп Понс, Лоуренс Фостер, Леонард Слаткин, Филипп Антремон, Майкл Палмер, Гильермо Фигероа, Мигель Анхель Гомес Мартинес, Педро Халффтер, Кристоф Эшенбах и Джанандреа Нозеда.
Пепе Ромеро стал первым исполнителем ряда гитарных сочинений композиторов XX–XXI веков, многие из которых создавались специально для него. Среди них «Андалусийский концерт», «Концерт-мадригал» и «Праздничный концерт» Хоакина Родриго, «Диалоги» для гитары и оркестра, «Иберийский концерт» и «Концерт-фламенко» Федерико Морено-Торробы, сочинения Лоренсо Паломо, Мортона Гулда, Франсиско де Мадины, Эрнесто Кордеро, Массимо Париса, Энрике Димеке, Майкла Зиротта, Лориса Чкнаворяна, Пола Чихары, а также «Малагский концерт», «Андалусийская фиеста» и «Гасиенда дона Санчо», написанные его отцом, Селедонио Ромеро. Кроме того, благодаря Пепе Ромеро возрождены многие гитарные шедевры прошлого. Им впервые сделаны записи сочинений Фернандо Сора, Мауро Джулиани, Франческо Молино, Фердинандо Карулли, Луиджи Боккерини, Иоганна Каспара Мерца и других композиторов.
В дискографии музыканта более 60 альбомов. Диск с «Праздничным концертом» Эрнесто Кордеро был номинирован на премию «Латинская Грэмми» как «лучший альбом классической музыки». К 70-летнему юбилею музыканта компания Decca выпустила серию из 11 CD под названием «Пепе Ромеро. Мастер гитары». Кроме того, вышло около 20 дисков с совместными записями Пере Ромеро и оркестра «Академия Святого Мартина в полях» под руководством Невилла Мэрринера. Музыкант участвовал в съёмках документального фильма «Тени и свет. К 90-летию Хоакина Родриго», удостоенного телепремии «Эмми» и призов международных кинофестивалей в Чикаго и Сан-Франциско. Семье Ромеро посвящены фильмы «Ромеро: короли гитары» и «Ромеро: гитарная династия».
Пепе Ромеро щедро делится мастерством с молодым поколением музыкантов. Он преподавал в Университете Южной Калифорнии, Калифорнийском университете в Сан-Диего, Южном методистском университете и Университете Сан-Диего (США). Почетный доктор Консерватории Сан-Франциско и Университета Виктории (Канада), почетный артист в резиденции в Музыкальной школе Торнтон при Университете Южной Калифорнии. Проводил мастер-классы в Международной летней академии в Зальцбурге, на гитарном фестивале в Кордове и фестивале в Шлезвиг-Гольштейне. В 2012 году издательством Tuscany Publications выпущен учебник по разработанной Пепе Ромеро новейшей технике игры на гитаре.
Пепе Ромеро удостоен Музыкальной премии Андалусии – наивысшей награды региона за вклад в развитие искусства. Указом Короля Испании Хуана Карлоса I Пепе Ромеро и его братья посвящены в рыцари Ордена Изабеллы Католической. В 2007 году семья Ромеро была отмечена Почетной наградой Президента Национальной академии искусства и науки звукозаписи, вручающей премию «Грэмми», за значительный вклад в развитие музыки и высокие личные достижения.
Один из самых известных и востребованных классических гитаристов наших дней. Его интерпретации современной и джазовой музыки изменили восприятие классической гитары и привлекли еще большее внимание к гитарному исполнительству в целом.
Родился в 1955 году в Осаке. Начав заниматься музыкой на фортепиано, в 11 лет перешел на занятия по классу классической гитары под руководством Тацуя Сайто. В 1978 году окончил парижскую Ecole Normal de Musique (класс Альберто Понсе). В 1980–1984 гг. совершенствовался в Музыкальной академии Киджи в Сиене у Оскара Гильи. В годы учебы в Европе Фукуда стал лауреатом международных конкурсов гитаристов в Карпантре (Франция), Гарньяно (Италия), Марии Канальс в Барселоне (Испания), конкурсов Радио Франс в Париже и Classical Guitar World.
С огромным успехом выступает на родине и за рубежом – в США, странах Европы, Азии, Латинской Америки. В репертуаре гитариста – музыка от эпохи Возрождения до XXI века: сольные и камерные произведения, концерты для гитары с оркестром, песни, джаз. Он исполнил ряд мировых премьер, среди которых – «Все в сумерках» Тору Такемицу, Соната, «Хика» памяти Тору Такемицу и «Арфа и тень» Лео Брауэра, сюита «История танго» и Концерт для гитары и бандонеона с оркестром Астора Пьяццоллы, Соната Сержиу Ассада, Серенада Тосио Хосокавы, «Память волн» Ичиро Нодаиры. Фукуде посвящены многие сочинения, в том числе Концерт-реквием для гитары с оркестром (памяти Тору Такемицу) Лео Брауэра, с которым гитарист в 2008–2011 гг. совершил премьерный тур по городам Германии, Испании, Тайваня, Бразилии. В последнее время музыкант активно исследует гитарный репертуар XIX века с использованием инструментов Рене Лакота (1840), Гаэтано Гваданини II (1829), Антонио де Торреса (1884).
В течение 30 лет Фукуда занимается преподавательской деятельностью. Приглашенный профессор Шанхайской консерватории, Музыкального колледжа в Осаке, Университета музыки имени Бельгийской королевы Елизаветы в Хиросиме, Университета Аликанте (Испания), Университета музыки «Шова» в Канагаве (Япония), проводит мастер-классы во многих странах мира. В числе его учеников – знаменитые исполнители Акико Сайто, Каори Мурадзи, Дайсукэ Судзуки, Ясудзи Охаги.
Фукуда записал десятки альбомов на лейблах Japan Victor Entertainment, Denon/Japan Columbia, Meister Music, Naxos. Удостоен многочисленных наград на родине: главного приза фестиваля искусств в Осаке (1985, за сольный концерт); приза Министерства культуры Японии за записи дисков (1986, 2003); награды Мирамацу «Лучший исполнитель года» для молодых музыкантов (1986). Получил Приз года Министерства иностранных дел Японии (2007), приз японского правительства (2011), дважды награжден призом города Сидзуока за достижения в области культуры.
Родился в 1994 году в Тулузе, в 7 лет начал обучение игре на гитаре. В консерватории Тулузы учился у Поля Ферре по классу гитары и у Рено Грусса по классу камерной музыки, получив дипломы с отличием по обеим специальностям. В 16 лет поступил в Парижскую национальную консерваторию в класс Оливье Шассена, одновременно брал уроки у Жюдикаэля Перруа. В 2015 году он получил степень бакалавра искусств с отличием, а также «Приз Годсона» Академии Шарля Кро.
Тибо Гарсия – победитель международных конкурсов гитаристов в Эгуэсе, Севилье, имени Хосе Томаса в Петрере (Испания), принцессы Анны Амалии в Веймаре (Германия), конкурса-фестиваля Terra Siculorum в Румынии. Регулярно выступает на фестивалях гитаристов в странах Европы (Испания, Финляндия, Швейцария, Бельгия, Германия, Франция, Италия, Румыния, Черногория), Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили), в России, Австралии, Китае. Победа на международном конкурсе Guitar Foundation of America в Оклахома-Сити (США, 2015) предоставила молодому гитаристу ангажемент на 50 сольных концертов в США и Канаде, включая концерт в Карнеги-холле. В 2017 году стал участником программы радио BBC-3 для молодых артистов New Generation Artists.
Тибо Гарсия выступал в таких залах, как венский Концертхаус, амстердамский Консертгебау, Буржи в Монреале, Уигмор-холл в Лондоне, Музей д’Орсе в Париже, на лучших сценах Тулузы, Бордо и других городов Франции. Сотрудничал с Национальным оркестром Капитолия Тулузы, Национальным оркестром Монпелье, оркестрами Великобритании и Германии. Среди сценических партнеров гитариста – виолончелист Эдгар Моро, кларнетист Рафаэль Север, пианист и композитор Жан-Фредерик Нюбурже, гитарист Антуан Морнье, флейтист Борис Грейе, певицы Анаис Констанс, Кэтрин Радж, другие известные исполнители. Тесная творческая дружба связывает Тибо с композитором Винсентом Александром Жокеном, также уроженцем Тулузы, написавшим специально для гитариста несколько пьес.
В октябре 2014 года на Contrastes Records вышел дебютный альбом гитариста – Tomorrow At Dawn. С 2016 года Тибо Гарсия – эксклюзивный артист Warner Classics / Erato, первым его диском на этом лейбле стал альбомом Leyendas. Осенью 2018 года выпущен второй – c сочинениями И. С. Баха, Гуно, Вила-Лобоса, Тансмана, Богдановича.
Артём Дервоед родился в 1981 году в Ростове-на-Дону. Его первыми педагогами были Сергей Анников, Елена Светозарова и Леонид Резник. Обучался в Музыкальном колледже имени А. Г. Шнитке и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Николая Комолятова), затем в Академии Киджи в Сиене (Италия) под руководством ученика Андреса Сеговии Оскара Гильи и в Гитарной академии Кобленца у Аниелло Дезидерио. В период учебы был удостоен стипендии Правительства России, был стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и фонда «Русское исполнительское искусство».
Первый российский исполнитель, одержавший победу в конкурсах имени Микеле Питталуги в Италии (2006) и принцессы Кристины в Испании (2007). Один из самых титулованных российских гитаристов, лауреат 37 международных конкурсов, на которых 16 раз завоевывал первые премии, в том числе в Бостоне, Изеарлоне, Нетании, Колумбии, Тайбэе, Пизе и Москве.
Выступает на самых престижных концертных площадках мира, в числе которых филармонические залы Берлина, Гамбурга, Кёльна, Дюссельдорфа, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Бунка Кайкан в Токио, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории. Сотрудничает со многими ведущими российскими коллективами, оркестрами Германии, Италии, Израиля, США, Армении.
Репертуар артиста включает 37 концертов для гитары с оркестром, программы камерной музыки и сочинения для гитары соло от Ренессанса до наших дней. Первый исполнитель сочинений современных отечественных и зарубежных композиторов – Никиты Кошкина, Александра Чайковского, Стивена Госса.
В дискографии гитариста – пять CD. Выпущенный в 2008 году сборник музыки русских композиторов (Naxos) вошел в год релиза в десятку самых продаваемых дисков лейбла в категории «камерная музыка». За ним последовали альбомы «Призраки и тени» с музыкой Испании пяти веков («Мелодия», 2015, номинация на премию International Classical Music Awards) и Canticumс музыкой Лео Брауэра (2019, IDAGIO). Альбом «Паганини & Кошкин» (2020, «Мелодия»), в который, в частности, вошла первая в истории запись Большого квартета (Большой сонаты) Паганини в переложении Никиты Кошкина для гитары и струнного трио, номинировался на премию ICMA и был признан ведущим канадским гитарным ресурсом This is Classical Guitar одной из лучших записей десятилетия. В 2021 году вышел сингл «Кампанелла» («Мелодия»), на котором записана совместная транскрипция Вольфганга Лендле и Артёма Дервоеда знаменитой «Кампанеллы» Паганини. В 2024 году планируется релиз альбома «Пьяццолла-гала», записанного с Российским национальным оркестром (Prima Classic).
Среди заметных работ Артёма Дервоеда последних лет – мировая премьера его собственной гитарной транскрипции симфонии «Ню Шу: тайные песни женщин» (в оригинале – для арфы, 13 микрофильмов и оркестра) Тань Дуня; мировая премьеры Концерта для гитары с оркестром Паганини – Госса с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва на Большом фестивале РНО, а также запись музыки к фильму «Однажды в пустыне» продюсерской компании Алексея Учителя (2022).
В феврале 2023 года состоялось большое турне Артёма Дервоеда по Нидерландам с оркестром Sinfonia Rotterdam и дирижером Конрадом ван Альфеном, завершившееся в зале Консертгебау в Амстердаме. В декабре того же года он выступил в дуэте с Вадимом Репиным. В 2024 году представляет мировую премьеру Фантазии для гитары с оркестром Dies Irae Никиты Кошкина (посвящена Дервоеду), дебютирует в Куала-Лумпуре (Малайзия), а также гастролирует по Италии, США и Канаде.
С 2011 года Артём Дервоед преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных. С 2023 года ведет класс гитары в Musica Mundi School в Ватерлоо (Бельгия). Благодаря партнерству с D’Addarioи YamahaMusicна YouTube-каналеопубликованы авторские видеоуроки гитариста.
Музыкант – частый гость радио- и телепередач, посвященных классической гитаре. Участник авторских программ «Энигма» Ирины Никитиной, «Нескучная классика» Сати Спиваковой, «Клуб “Шаболовка, 37”» Вадима Эйленкрига.
Организатор фестиваля камерной гитарной музыки «Золотые грифы» имени Александра Пономарчука, сооснователь и арт-директор Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары», который с 2006 года ежегодно проходит в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
Первый российский исполнитель на классической гитаре, ставший артистом (эндорсером) компаний D’Аddario,Yamaha Music Russia, Nevaton и Leona Case.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Валентин Урюпин – один из
самых разносторонних и успешных российских дирижеров молодого поколения.
Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (класс кларнета
профессора Евгения Петрова, класс оперно-симфонического дирижирования
профессора Геннадия Рождественского). Участвовал в мастер-классах всемирно
известных кларнетистов, а также в последнем дирижерском мастер-классе Курта
Мазура.
Победитель II Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2015), VIII Международного конкурса дирижеров имени Георга Шолти во Франкфурте (2017), лауреат Международного конкурса дирижеров имени Густава Малера в Бамберге (2016), он также стал призером множества международных конкурсов кларнетистов, в том числе самых авторитетных: в Женеве, Мюнхене, Пекине, Генте, Претории.
Музыкант сотрудничает с лучшими отечественными и зарубежными коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Академические симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», Мариинский и Михайловский театры в Санкт-Петербурге, оркестры Новосибирска и Екатеринбурга, а также Вены, Бамберга, Берлина, Франкфурта, Мюнхена, Штутгарта, Женевы, Лугано, Лозанны, Брюсселя, Праги, Бухареста, Дублина, Хельсинки, Милана, Мадрида, Пекина, Сингапура, Токио и многие другие.
Выступал со многими прославленными музыкантами, среди которых Юрий Башмет, Денис Мацуев, Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Александр Рудин, Сергей Крылов, Джойс Дидонато, Барбара Ханниган, Александр Князев, Вадим Глузман, Пепе Ромеро, Сергей Хачатрян, Томас Хэмпсон, Брин Терфель, Марк-Андре Амлен, Арабелла Штайнбахер.
Как дирижер-ассистент работал с Геннадием Рождественским, Валерием Гергиевым, Владимиром Юровским. В течение нескольких лет был ассистентом Теодора Курентзиса (в частности в опере «Травиата» Верди в постановке Роберта Уилсона), дирижером Пермского театра оперы и балета и солистом оркестра musicAeterna.
В 2013 году Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Валентин Урюпин осуществили запись музыкального сопровождения для церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи.
В 2015 году Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Урюпина аккомпанировал скрипачам на прослушиваниях второго тура XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского; в 2019 году Симфонический оркестр Мюнхенского радио под управлением дирижера аккомпанировал финалистам престижного конкурса ARD в Мюнхене.
В 2015–2021 гг. Валентин Урюпин был художественным руководителем и главным дирижером Ростовского академического симфонического оркестра, получившего под его руководством новый виток творческого развития, что подтвердили выступления оркестра в Москве, Санкт-Петербурге, Линце, на Фестивале искусств «МОСТ», новые абонементные циклы. Продолжает активно выступать как кларнетист.
Среди ангажементов последних лет – дебютные выступления с оркестром Театро Комунале в Болонье, Оркестром Тосканы, оркестром Тирольского фестиваля в Эрле, дебюты в Опере Штутгарта («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева) и на оперном фестивале в Брегенце («Евгений Онегин» Чайковского, «Сибирь» Джоржано). В сентябре 2020 года на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске под управлением Валентина Урюпина состоялась мировая премьера новой редакции сочинения La Sindone Apво Пярта (солист – Вадим Репин), в ноябре он дирижировал Российским национальным молодежным симфоническим оркестром на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство».
В марте 2019 года Валентин Урюпин удостоен Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры «за вклад в развитие отечественного музыкального искусства».
В сезона 2021/22 маэстро занимал пост главного дирижера Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, на сцене которого под его управлением были осуществлены постановка оперы «Мертвый город» Корнгольда, исполнение оперы «Золушка» Массне, оратории «Страсти Симоны» Саариахо и избранных симфоний Прокофьева.
В ближайшие сезоны Валентин Урюпин будет дирижировать оркестрами Датского радио и Венского радио, Симфоническим оркестром Фландрии, Симфоническим оркестром Словенской филармонии в Любляне, оркестрами Саарбрюккена и Дармштадта, осуществит оперные постановки во Франкфурте, Штутгарте, Ганновере, Болонье, продолжит сотрудничество с ведущими коллективами России.