В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
26 ноября 2020
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаИвановичи
Вальс «Дунайские волны»
Кейль
«Я люблю вас так безумно»
Блантер
«Кони-звери»
Шостакович
Вальс из Сюиты для эстрадного оркестра
Пуленк
Вальс «Пути любви»
Ардити
Вальс «Поцелуй»
Дога
Вальс из музыки к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь»
Андреев
Вальс «Метеор»
Шишкин
«Ночь светла»
Городовская
Фантазия на тему старинного романса «Очи чёрные»
Гаджибеков
«Сенсиз» («Без тебя»)
Хренников
Романс Лапина из музыки к кинофильму «Верные друзья»
Фомин
«Дорогой длинною»
Хачатурян
Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»
Листов
«Я помню вальса звук прелестный»
Верстовский
«Старый муж»
Шишкин
«Нет, не тебя так сильно я люблю»
Чайковский
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Концерт проходит в одном отделении
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Елена Манистина родилась в Саратове в артистической семье. Окончила Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова. В студенческие годы выступала в Саратовском академическом театре оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского.
В 2000 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Ирины Архиповой), в 2002 году – ассистентуру-стажировку МГК. В 1999 была принята в Московский академический музыкальный театр имени К. С . Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в 2000 году – в оперную труппу Большого театра.
Лауреат международных конкурсов имени М. И. Глинки (III премия, 1997), имени П. И. Чайковского (II премия, 1998), имени Бюль-Бюля в Баку (I премия, 2000), «Опералия» Пласидо Доминго в Париже (I премия, 2002), Международного конкурса вокалистов в Китае (II премия, 2002), имени Франсиско Виньяса в Барселоне (III премия, 2003).
Удостоена премии фестиваля «Московские дебюты» за исполнение партии Дуэньи в опере «Обручение в монастыре» Прокофьева (2001), Премии Фонда Ирины Архиповой (2002), почетного звания «Заслуженная артистка Российской Федерации» (2010).
Выступала в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне, Национальной опере и Театре Шатле в Париже, Опере Бордо, Марсельской муниципальной опере, Опере Авиньона, Театре Капитолия Тулузы, Большом театре Лисеу в Барселоне, Опере Овьедо, Опере Лас-Пальмас, театре Арена ди Верона, Театре Комунале в Болонье, Театре Карло Феличе в Генуе, Опере Монте-Карло, Баварской государственной опере, Немецкой опере в Берлине, Опере Франкфурта, Королевском театре де ла Монне в Брюсселе, Фламандской опере в Антверпене и Генте, Опере Мальмё, Опере Дублина, Мариинском театре в Санкт-Петербурге, Метрополитен-опере в Нью-Йорке, Вашингтонской национальной опере, Опере Лос-Анджелеса, Канадской оперной компании в Торонто, Муниципальном театре Сантьяго в Чили и других театрах. Принимала участие в Мюнхенском оперном фестивале, Афинском фестивале, Глайндборнском фестивале.
В репертуаре певицы – Графиня, Ларина / Няня, Княгиня Евпраксия Романовна («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Чародейка» Чайковского), Хозяйка корчмы / Марина Мнишек, Марфа («Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского), Епанчина («Идиот» Вайнберга), Ульрика, Прециозилла, Миссис Квикли, Азучена («Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Фальстаф», «Трубадур» Верди), Бабуленька (участница мировой премьеры первой редакции), Элен Безухова, Дуэнья («Игрок», «Война и мир», «Обручение в монастыре» Прокофьева), Амелфа, Любаша, Весна, Бабариха («Золотой петушок», «Царская невеста», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Старуха («Кандид» Бернстайна), Ежибаба («Русалка» Дворжака, первая исполнительница в Большом театре), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Сосострис («Свадьба в Иванову ночь» Типпетта), Баба-Турчанка («Похождения повесы» Стравинского) и другие партии.
Лидия Музалёва родилась в 1956 году в Красноярском крае, где получила общее и начальное музыкальное образование. В 1973–1977 годах обучалась в Московском государственном институте культуры.
С самого начала артистической карьеры выступает с баянистом Владимиром Симоновым. С 1991 года – солистка русского инструментального ансамбля «Калинка» Калужской филармонии. Сотрудничает с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Л. Г. Зыкиной и другими известными коллективами. Записала несколько компакт-дисков.
Лидия Музалёва – лауреат Всероссийского конкурса исполнителей народной песни имени Лидии Руслановой (Саратов, 1994), победительница телепроекта Первого канала «Голос. 60+» (2018). Удостоена медали «За особые заслуги перед Калужской областью» III и II степени (2011, 2013). Заслуженная артистка Российской Федерации (2006).
Анастасия Черноволос родилась в 1988 году в Луганске. В 2009 году окончила Воронежскую государственную академию искусств. Участвовала в мастер-классах Елены Образцовой, Терезы Бергансы, Ренаты Скотто, Габриэллы Туччи, Федоры Барбьери.
Дипломант Международного конкурса оперных певцов Елены Образцовой (2009), лауреат Международного вокального конкурса Vox Artis Moscow (2015). Трижды удостаивалась театральной премии «Браво» за исполнение главных ролей в операх «Евгений Онегин» Чайковского, «Паяцы» Леонкавалло и «Умница» Орфа.
В настоящее время – ведущая солистка Воронежского театра оперы и балета. Сотрудничает с Московским академическим музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, европейскими театрами. Гастролировала во Франции, Бельгии, Швейцарии, Великобритании, Нидерландах.
В репертуаре – партии в операх «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан» Моцарта (Графиня, Первая дама, Донна Анна и Церлина), «Орландо» Генделя (Доринда), «Вольный стрелок» Вебера (Агата), «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского (Татьяна и Иоланта), «Царская невеста» Римского-Корсакова (Марфа), «Травиата» и «Трубадур» Верди (Виолетта и Леонора), «Богема» Пуччини (Мюзетта), «Родина электричества» Сидельникова (Евдокия), а также в опереттах «Севастопольский вальс» Листова, «Веселая вдова» Легара, «Летучая мышь» Штрауса.
Эмиль Кадыров — участник четвертьфинала 4 сезона телепроекта «Голос»
на Первом канале , ведущий солист музыкального театра под руководством
Александра Градского. Лауреат Международного конкурса русского романса «Романсиада»,
постоянный участник передачи «Романтика романса» на телеканале «Культура». Художественный
руководитель фестиваля посвященного Дню Победы при посольстве Российской
Федерации в Индонезии.
Дарья Рубцова родилась в 1993 году в потомственной казачьей семье. С раннего детства занималась музыкой, с четырех лет выступала в детском творческом коллективе «Казачата». В 15 лет стала солисткой Государственного оркестра «Русская удаль» Государственной филармонии Республики Адыгея (художественный руководитель и главный дирижер – Анатолий Шипитько). С этими коллективами гастролировала в станицах и городах России, а также в странах Европы (Польша, Германия, Румыния, Сербия, Болгария и другие).
Окончила Астраханскую государственную консерваторию (кафедра сольного народного пения). Победительница всероссийских и международных конкурсов, среди которых VI Международный конкурс вокалистов (Болгария, 2008, диплом I степени), VI Открытый Международный конкурс эстрадного и народного творчества «Бриллианты России» (Москва, 2012, Гран-при), Международный конкурс вокалистов «Балтийская феерия» (Санкт-Петербург, 2012, диплом I степени).
С ноября 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Ведет активную концертную и гастрольную деятельность в составе Ансамбля молодых солистов и Секстета балалаек оркестра имени Осипова.