В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
12 декабря 2009
Большой зал Консерватории
Абонемент №59:
Московский камерный оркестр Musica Viva
Исполнители:
Московский камерный оркестр Musica Viva
Художественный руководитель, дирижёр и солист – Александр Рудин
Дирижёр – сэр Роджер Норрингтон /Великобритания/
(к юбилею Маэстро)
Солист – Алексей Любимов (фортепиано)
В программе:
И. Брамс
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
П. Чайковский
Симфония № 6 («Патетическая»)
12 декабря в Большом зале консерватории Московский камерный оркестр Musica Viva посвящает свое выступление юбилею культового британского дирижера, легендарного мастера в области исторического исполнительства — сэра Роджера Норрингтона (Великобритания).
Третий приезд в Москву сэра Роджера Норрингтона станет особым событием: камерный оркестр Musica Viva (эксклюзивный партнер маэстро в России) предоставил юбиляру карт-бланш. Сэр Норрингтон остановил свой выбор на том произведении, собственную трактовку которого он давно мечтал «проверить российским ухом» — Шестой симфонии П.И.Чайковского.
Идея исторически корректного исполнения симфоний XIX столетия — фирменное «ноу-хау» Роджера Норрингтона: он начал исследование симфонической практики с Бетховена, а затем, собрав множество призов в Великобритании, Германии, Бельгии и США и стяжав в музыкальных кругах репутацию эталонного исполнителя бетховенских симфоний, переключился на записи Гайдна, Моцарта, а также мастеров XIX столетия — Берлиоза, Вебера, Шуберта, Мендельсона, Россини, Шумана, Брамса, Вагнера, Брукнера, Сметаны. Работа Норрингтона над партитурами, звуком, составом оркестра, его размещением и оркестровым стилем, способствовала новому, подчас эпатирующему своей смелостью, осмыслению музыки XVIII-XIX столетий и была высоко оценена современниками.
«Я уже сделал запись Чайковского со Штутгартским оркестром. Звучит замечательно», — заявил маэстро Норрингтон два года назад, в свой предыдущий приезд в Москву. «Сейчас уже забыли, что раньше все оркестры в мире играли только так — без вибрато. Лишь в 1940 году появился первый диск Венского оркестра, где струнные играют на вибрато. Например, при Чайковском в России вибрато вообще не играли, так же как и в Америке, в Англии, во Франции» (Российская газета). Пересмотру подвергнется также состав оркестра — во времена Чайковского куда более скромный, чем сегодня (что касается главным образом численности струнной группы).
В том же исполнительском стиле предстанет перед московской публикой Первый фортепианный концерт Иоганнеса Брамса, в котором сольную партию исполнит еще один известный «аутентист», профессор Московской консерватории, пианист Алексей Любимов. Его по праву называют одним из самых разносторонних и образованных музыкантов современности, чьи интересы простираются далеко за пределы музыки, охватывая самые разные области культуры и искусства. «Огромное количество впитываемых им музыкальных, литературных, философских познаний, пройдя через индивидуальность этого музыканта, переплавляется в драгоценный сплав глубины и простоты... С одной стороны, поражает многочисленность оживающих под его пальцами и проникающихся субъективной выразительностью деталей... С другой стороны, удивляет объективная гармоничность возникающего целого, ибо не только «дух», но и «буква» стиля соблюдены» (Альфред Шнитке).
Сэр Роджер Норрингтон, один из выдающихся дирижёров наших дней, родился в 1934 году Оксфорде, в музыкальной университетской семье. В детстве обладал прекрасным голосом (сопрано), с 10 лет обучался игре на скрипке, с 17 — вокалу. Высшее образование получил в Кембридже, где занимался английской литературой. После этого он профессионально занялся музыкой, став учеником сэра Адриана Болта в Королевском Музыкальном Колледже.
В 1962 г. Р.Норрингтон основал Schutz Choir, тем самым положив начало своим исследованиям исторической (аутентичной) исполнительской практики. Вместе с хором Норрингтон дал большое количество концертов и сделал многочисленные записи для Argo/Decca, главным образом музыки композиторов XVII столетия. Концерты поначалу проводились совместно с оркестром London Baroque Players, а впоследствии, в процессе нового прочтения шедевров старинной музыки, полноправным партнером хора стал оркестр аутентичных инструментов London Classical Players, созданный Норрингтоном в 1978 г. Когда же Р.Норрингтон подошел в своих исследованиях к жанру симфонии, LCP отделился от хора и начал собственную концертную деятельность.
Непривычные и в то же время убедительные трактовки Р.Норрингтоном симфоний Бетховена с использованием аутентичных инструментов бетховенской эпохи снискали оркестру мировую славу. Записи, сделанные для компании EMI, получили призы в Великобритании, Германии, Бельгии и США и до сих пор считаются эталоном современного исполнения этих произведений. Затем последовали записи сочинений Гайдна, Моцарта, а также мастеров XIX столетия: Берлиоза, Вебера, Шуберта, Мендельсона, Россини, Шумана, Брамса, Вагнера, Брукнера, Сметаны. Эти записи внесли свой вклад в исследование романтического музыкального стиля.
Работа Норрингтона над партитурами, звуком, составом оркестра, его размещением и оркестровым стилем, способствовавшая обновлённому осмыслению музыки XVIII-XIX столетий, была высоко оценена современниками. Поэтому неудивительно, что сейчас сэр Роджер Норрингтон — один из наиболее востребованных дирижеров мира и поистине культовая фигура среди поборников аутентичного исполнения. Он дирижирует в Берлине, Вене, Лейпциге, Зальцбурге, Амстердаме, Париже, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе. На родине маэстро тесно сотрудничает с оркестром Лондонской Филармонии и Оркестром эпохи Просвещения. В 1997-2007 гг. Р.Норрингтон был главным дирижёром оркестра Camerata Salzburg. С 1998 г. — главный дирижёр Cимфонического оркестра Штутгартского радио, с которым осуществил целый ряд масштабных проектов, в т.ч. концертные записи всех симфоний Бетховена (2002), европейское турне с оперой Берлиоза «Бенвенуто Челлини» (2003), а также проводит последовательную линию на широкое знакомство немецкой аудитории с творчеством британских композиторов, что было отмечено в 2001 году премией «ECHO Klassik» за запись Первой симфонии Элгара.
В дискографию Р.Норрингтона входят многочисленные записи, сделанные с Radio-Sinfonieorchester Stuttgart и другими коллективами для компаний EMI, Virgin и Decca, а также для Sony и BMG. Р.Норрингтон известен и как оперный дирижер. В течение 15 лет маэстро был музыкальным директором Kent Opera, где дирижировал 40 операми (в общей сложности провел более 400 спектаклей). Событием мирового масштаба стала его реконструкция оперы Монтеверди «Коронация Поппеи». В качестве приглашенного дирижёра работал в театрах Covent Garden, Английской Национальной Опере, Lа Scala, Lа Fenice и Maggio Musicale (Италия), Wiener Staatsoper. Р.Норрингтон — неоднократный участник самых прославленных и престижных музыкальных фестивалей: Зальцбургского, Эдинбургского, «КлангБоген» в Вене и др. В 2006, в год 250-летия В.А.Моцарта, дирижировал в Зальцбурге оперой «Идоменей». Среди партнёров маэстро — выдающиеся солисты современности: А.Рудин, Ю.Рахлин, А.Любимов, Д.Белл, Л.Кавакос, Р.Цизак, Д.Дэниэлс и многие другие.
В 2009 г. участвовал в кинопроекте «В поисках Бетховена» (режиссёр Ф.Грабовски), в котором также приняли участие Д.Нозеда, Р.Шайи, К.Аббадо, В.Репин, Э.Акс, Л.Вогт, П.Льюис и Э.Гримо. Р.Норрингтон — обладатель множества самых разных титулов. Он кавалер Ордена Британской Империи, кавалер Итальянской республики, профессор и почетный член Королевской Академии музыки. В июне 1997 года ему был пожалован титул рыцаря.
Сэр Роджер Норрингтон дважды дирижировал в Москве оркестром Musica Viva (в ноябре 2002 и мае 2006 г.). Очередной приезд выдающегося мастера состоится в декабре 2009 г., и вновь он выступит с оркестром Musica Viva. Прозвучат Концерт №2 для фортепиано с оркестром И.Брамса (солист А.Любимов) и Симфония №6 П.И.Чайковского.