Юбилейный концерт. 70 лет. Владимир Маторин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

    Юбилейный концерт. 70 лет.
    Владимир Маторин

    27 мая 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Владимир Маторин (бас)
    Национальный академический оркестр
    народных инструментов России
    имени Н. П. Осипова
    Виктор Кузовлев, дирижёр
    Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

    В концерте принимают участие:

    Унисон балалаек под руководством Игоря Сенина

    Секстет балалаек

    Ансамбль старинных духовых инструментов под руководством Олега Конькова

    Любовь Муравьёва (гусли звончатые)

    Анастасия Матвеева (меццо-сопрано)

    Алина Черташ (меццо-сопрано)

    Ирина Шабалова (сопрано)




    Организатор концерта
    Благотворительный фонд возрождения
    культуры и традиций малых городов Руси



    В программе:

    Русские романсы и народные песни

    12+

    Владимир Маторин

    Владимир Маторин — народный артист России, солист Большого театра, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, профессор. 

    Родился в Москве, окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу Е. В. Иванова. Более 15 лет (1974—1991) пел в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1989 году Борис Годунов в его исполнении был признан лучшей оперной партией года. В 1991 году Владимир Маторин стал солистом Большого театра. В его репертуар вошли партии: Король Рене, Гремин («Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского), Борис Годунов, Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Иван Сусанин («Жизнь за царя» Глинки), Галицкий, Кончак («Князь Игорь» Бородина), Царь Додон («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Досифей, Иван Хованский («Хованщина» Мусоргского), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Старый цыган («Алеко» Рахманинова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини) и другие. Всего в его репертуаре более шестидесяти партий.

    Знаменитый бас Владимира Маторина звучал на лучших сценах мира. Певец гастролировал в Англии, Италии, Ирландии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Швейцарии, Польше, Чехии, Югославии, Турции, Греции, Эстонии, Узбекистане, Украине, Китае, Японии, Монголии, Южной Корее, США, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, на Кипре. 

    Ему рукоплещут не только ведущие мировые театры, но прежде всего его хорошо знают и любят в малых городах России. Являясь создателем и главой «Благотворительного фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси», он много выступает в российской провинции. В 2015 году за цикл благотворительных концертов «Шедевры русской и мировой классики — малым городам» Владимир Маторин был удостоен Премии Правительства России. В 2018 году получил высшую ведомственную награду Министерства культуры РФ — нагрудный знак «За вклад в российскую культуру».

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.

    В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.

    Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.

    Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.

    После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.

    С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.

    Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

    В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.

    Виктор Кузовлев

    Виктор Кузовлев c 2009 года является дирижёром Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Музыкант родился в 1977 году в Москве. Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных и аспирантуры. Посещал международный мастер-класс по дирижированию В. Федосеева (2008), в 2005 стажировался в Национальном филармоническом оркестре России под руководством В. Спивакова.

    В. Кузовлев сотрудничал с Государственным театром оперы и балета Удмурдской Республики (Ижевск), Астраханским государственным музыкальным театром, Московским Музыкальным театром «Амадей» под руководством О. Митрофанова, Московским государственным музыкальным театром «На Басманной», где дирижировал спектаклями «Волшебная флейта», «Бастьен и Бастьенна», «Директор театра», «Дон Жуан» В. Моцарта, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин», «Иоланта», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Леди Акулина» А. Покидченко, «Как жить замужем» В. Фридмана и др.

    Музыкант неоднократно принимал участие в фестивалях «Московская осень», Всероссийском фестивале современной музыки для русского народного оркестра «Музыка России», «Музыка для всех» (худ. руководитель Л. Казарновская), фестивалях, посвященных 200-летию А.С. Пушкина и 150-летию со дня рождения Дж. Пуччини, оперном фестивале Л. Карташовой (Норильск), московских фестивалях «Июньский клуб», «Августовский клуб», фестивале студенческого творчества «Фестос».

    Наряду с концертной деятельностью Виктор Кузовлев работает в Российской академии музыки имени Гнесиных на кафедрах оперной подготовки и оркестрового дирижирования (с 2006 года — доцент) и в оперном театре-студии (с 1998 года), где осуществил постановки спектаклей «Пиковая дама», «Дон Паскуале», «Джанни Скикки» и др. С его участием спектакли театра-студии прошли в разных городах России: Ульяновске, Норильске, Клину, Моршанске, Котовске, Мичуринске, Тамбове, Дубне.

    Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

    История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939).

    В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012), Евгений Волков (2012–2019), Геннадий Дмитряк (2020–2024). С сезона 2024/25 коллектив возглавляет Екатерина Антоненко.

    Коллектив неоднократно принимал участие в мировых и российских премьерах сочинений ХХ–XXIвеков, среди которых Мissa Brevis Кодая, Реквием Лигети, Симфония № 2 («ЯОНИМЫ») и Симфония № 3 («Земля») Дранги, опера «Ася» Ипполитова-Иванова. Хор записал компакт-диск «Шедевры отечественной хоровой классики» с произведениями XVIII–XXI веков и «Всенощное бдение» Рахманинова (к 150-летию со дня рождения композитора, совместно с Капеллой России имени А. А. Юрлова).

    Госхор представляет сольные программы на лучших концертных сценах страны, сотрудничает с ведущими российскими оркестрами. В октябре 2021 года на сцене Большого зала Московской консерватории состоялся праздничный концерт, посвященный 85-летию коллектива.

    Хор активно гастролирует по России. Яркие события последних лет – выступление коллектива у Ржевского мемориала Советскому солдату на церемонии закрытия Международной военно-исторической поисковой экспедиции; участие в торжествах в Волгограде, посвященных 80-й годовщине Сталинградской битвы; выступления на Международном фестивале имени М. Ф. Гривского во Пскове. Коллектив активно сотрудничает с Московским театром «Модерн», где задействован в постановке масштабного спектакля-мистерии Юрия Грымова «Война и мир» по роману Льва Толстого.

    Одним из значительных событий музыкальной жизни Москвы стал открывшийся в 2022 году Фестиваль двух хоров, организованный совместно Госхором имени А. В. Свешникова и Госкапеллой России имени А. А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка.