Юбилейный концерт Лианы Исакадзе : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Юбилейный концерт Лианы Исакадзе

    9 ноября 2016

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки и виолончели с оркестром
    Моцарт
    Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром (переложение для скрипки и виолончели с оркестром)
    Бетховен
    Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром

    12+

    Абонемент №81:

    Великие инструментальные концерты

    Александр Князев

    Один из самых харизматичных музыкантов своего поколения, Александр Князев успешно выступает в двух амплуа – виолончелиста и органиста. Музыкант родился в 1961 году в Москве, окончил Московскую консерваторию по классу виолончели (профессор Александр Федорченко) и Нижегородскую консерваторию по классу органа (профессор Галина Козлова). Лауреат Всесоюзного конкурса в Вильнюсе (1977), Международного конкурса имени Чайковского в Москве (1978), Международного конкурса имени Кассадо во Флоренции (1979), Международного конкурса в Претории (1992).

    Выступал с ведущими оркестрами мира, среди которых Королевский филармонический и оркестр Би-би-си (Лондон), оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Чешский филармонический, Национальный оркестр Франции, Оркестр Парижа, Токийский симфонический и NHK, Венский, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические оркестры, Симфонический оркестр имени Верди (Милан), Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Российский национальный оркестр, камерные коллективы «Виртуозы Москвы» и «Солисты Москвы». 

    Среди дирижеров, с которыми сотрудничал Князев, – Курт Мазур, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Неэме Ярви, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Александр Ведерников. В числе его партнеров по камерному ансамблю – Жан Гийю, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Сергей Крылов, Денис Мацуев, Огюстен Дюме, Борис Березовский, Валерий Афанасьев, Михаил Воскресенский, Николай Луганский, Евгений Кисин, Елизавета Леонская, Эдуард Оганесян, Пламена Мангова, Катя Сканави, Алена Баева. Выступал в составе трио с Борисом Березовским и Дмитрием Махтиным, позже – с Николаем Луганским и Вадимом Репиным. 

    Концерты Князева с успехом проходят в лучших залах Парижа, Брюсселя, Лондона, Зальцбурга, Вена, Праги, Милана, Токио, городов Австралии, Бразилии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Кореи, Португалии, США, Финляндии, Швеции, ЮАР и многих других стран. Князев – участник многих международных фестивалях, среди которых «Декабрьские вечера» и «Черешневый лес» в Москве, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестиваль Радио Франс в Монпелье, «Безумный день» в Нанте, летний Зальцбургский фестиваль, «Пражская осень», «Эльба – музыкальный остров Европы», фестивали в Сен-Дени, Ла Рок д'Антероне, Гштааде, Вербье, Вильнюсе, Братиславе, Бухаресте, Токио, Рио-де-Жанейро. 

    В 1995–2004 гг. Князев преподавал в Московской консерватории. Проводит мастер-классы во Франции, Германии, Испании, Южной Корее, на Филиппинах. Был членом жюри ІІ Международного юношеского конкурса имени Чайковского в Японии, ХІ и ХІІ Международных конкурсов имени Чайковского в Москве. Как органист успешно выступает в России и за рубежом, исполняя сольные программы и произведения для органа с оркестром. В 2012 году возглавлял жюри I Всероссийского музыкального конкурса по специальности орган в Калининграде. 

    В дискографии Князева – записи камерной музыки Баха, Моцарта, Брамса, Рахманинова, Шостаковича, Шопена, Франка, Изаи, антология виолончельных произведений Регера, Виолончельный концерт Дворжака, Вариации на тему рококо Чайковского, «Шеломо» Блоха и многие другие сочинения. Записи музыканта удостоены немецкой премии Echo Klassik, французской Diapason d'Or, британской Gramophone Award и других наград. 

    Александр Князев – заслуженный артист России, солист Московской филармонии.

    Катя Сканави

    Блестящая карьера Кати Сканави началась в 1989 году, когда пианистка вызвала сенсацию на конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо. Хотя жюри присудило 18-летней Сканави Третью премию, восторженная парижская публика выбрала именно ее для приза зрительских симпатий и полностью заполнила зал Pleyel, когда Катя исполняла Второй концерт Сен-Санса с оркестром Французского радио. В дальнейшем пианистка стала лауреатом конкурсов имени Марии Каллас в Афинах (Гран-при) и имени Вэна Клайберна в Форт-Уэрте (специальный приз). Результатом этого успеха стали гастроли по Северной Америке, а вскоре вышел документальный фильм о конкурсе – «Игра с огнем».

    С этого времени Катя Сканави активно концертирует по всему миру. Выступления пианистки проходили в таких престижных залах, как Musikverein и Konzerthaus в Вене, Concertgebouw в Амстердаме, Suntory Hall в Токио и Symphony Hall в Осаке, La Scala в Милане, залы Gaveau, Pleyel и Театр Елисейских Полей в Париже. Артистка принимала участие в фестивалях Гидона Кремера в Локенхаузе и Klangbogen в Вене (Австрия), имени П. Казальса в Прадо (Испания) и Земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия), в Ставангере и Осло (Норвегия). Ее сценическими партнерами в разное время становились такие маститые музыканты, как Иегуди Менухин, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Курт Мазур, Саулюс Сондецкис, Виктор Третьяков, Максим Венгеров.

    Катя Сканави родилась в известной артистической московской семье. Обучалась в Центральной музыкальной школе и в возрасте 12 лет впервые выступила с оркестром в Большом зале Московской консерватории, исполнив Третий фортепианный концерт Д. Кабалевского под управлением автора. Впоследствии она училась в Национальной консерватории в Париже и Московской консерватории, затем в Институте музыки Кливленда (Огайо, США). Ее педагогами в разное время были Владимир Крайнев, Николай Петров и Сергей Бабаян.

    Значительными событиями в ее артистической деятельности последних сезонов стали сольные концерты и выступления с оркестрами в Амстердаме, Берлине, Лондоне, Люксембурге, Мадриде, Москве и Париже. Катю Сканави приглашали к участию в известных международных фестивалях, включая La Roque d’Anthéron во Франции, фестиваль Г. Кремера в Локенхаузе (Австрия), имени П. Казальса в Пуэрто-Рико, фестиваль в Ставангере (с виолончелистом Трульсом Мёрком). Также состоялся ее дебют на сцене Берлинской филармонии с Немецким симфоническим оркестром под управлением Эри Класа, концерты с Национальным оркестром Франции под управлением Курта Мазура, Камерным ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета в Амстердамском Concertgebouw, Борнмутским симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Ситковецкого, Токийским столичным симфоническим оркестром под управлением Олега Каэтани, Брюссельским филармоническим оркестром под управлением Михаила Табачника.

    Летом 2008 года во время гастролей по США сольные выступления Кати Сканави прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и на фестивале «Равиния», также она выступила с симфоническими оркестрами Цинциннати, Далласа, Индианаполиса и Сан-Франциско. В 2009 году состоялся дебютный тур пианистки по Австралии: ее концерты с Австралийским камерным оркестром Musica Viva прошли в Перте, Аделаиде, Сиднее, Мельбурне, Брисбене, Канберре и Ньюкасле.

    Вместе с Борисом Андриановым и Андреем Гугниным Катя Сканави она участвует в постановке Артура Смолянинова «Посвящается Ялте» в Московском театре «Современник». В ближайших планах – выступления с дирижерами Владимиром Федосеевым, Мигелем Харт-Бедойей, Маркусом Штенцем.

    Пианистка записала несколько компакт-дисков, в основном для лейбла Lyrinx. Записи музыки Шумана, Рахманинова и Чайковского, сделанные с концерта Кати Сканави в Марселе, получили высокую оценку критики, а диск с музыкой Шопена, вышедший на лейбле Pro Piano, по версии журнала «Граммофон» был назван «лучшим классическим диском месяца». В альбом 2012 года для фирмы Lyrinx вошли Первый фортепианный концерт и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова. Запись нового диска Кати Сканави запланирована на 2015 год.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром выступали практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Артуро Бенедетти Микеланджели, Мстислав Ростропович, Артур Рубинштейн, Маурицио Поллини, Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Ирина Архипова и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармонии-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Концертном зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижера и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Барри Дуглас, Джон Лилл, Марк-Андре Амлен, Александр Романовский, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Сергей Крылов, Юлиан Рахлин, Борис Белкин, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк, Суми Чо; дирижеры Марис Янсонс, Александр Лазарев, Семён Бычков, Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Лучано Акочелла, Леонард Слаткин, Михаэль Гюттлер и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 («Лирическая») Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    В сезоне 2018/19 оркестр выступает в различных залах Москвы, а также в Ярославле, Вологде, Череповце, Самаре, Саранске, Ульяновске и в городах Южной Кореи, участвует в XIX Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», аккомпанирует выступлениям скрипачей на III туре XVI Международного конкурса имени Чайковского.

    Гинтарас Ринкявичюс

    Гинтарас Ринкявичюс родился в 1960 году в Литве. Окончил Национальную школу искусств имени М. К. Чюрлёниса, Ленинградскую консерваторию (1983) и аспирантуру Московской консерватории (1986, класс Ю. И. Симонова). Лауреат V Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве (1983), Международного конкурса дирижёров Фонда Г. фон Караяна (1985) и Международного конкурса памяти Я. Ференчика в Будапеште (1986).

    В творческой биографии маэстро – сотрудничество с такими оркестрами, как Берлинский симфонический, оркестр Веймарской государственной капеллы, Симфонический оркестр Франкфурта-на-Одере, оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, оркестры Копенгагена, Тиволи, Оденсе (Дания), Тампере (Финляндия) и другие коллективы. Концерты с участием дирижёра проходили в крупнейших залах мира, таких как Кёльнская филармония, лондонский Альберт-холл, парижский Театр Елисейских Полей, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории, залы Зальцбурга, Барселоны, Сарагосы и многие другие сцены. Он дирижирует на международных фестивалях в Швейцарии, Португалии, Польше, Германии, Великобритании и Франции, концертирует на Тайване и в Гонконге. 

    Гинтарас Ринкявичюс выступал с выдающимися солистами, среди которых О. Каган, Н. Петров, Ю. Башмет, П. Бурчуладзе, Э. Вирсаладзе, Д. Герингас, Н. Гутман, П. Донохоу, Г. Кремер, А. Князев, Б. Майсурадзе, В. Репин, К. Риччарелли, М. Салминен, В. Третьяков, В. Урмана; сотрудничал с режиссёрами Ф. Дзамбелло, М. Кимеле, В. Кайриссом, О. Коршуновасом, Д. Ибельхауптайте, Й. Вайткусом, Э. Някрошюсом и другими. 

    Маэстро – один из самых знаменитых дирижёров Литвы, основатель (1988), художественный руководитель и главный дирижёр Литовского государственного симфонического оркестра. В его репертуаре – симфонии Бетховена, Брамса, Малера, Шостаковича, Чайковского, поэмы Р. Штрауса, музыка из опер Вагнера и многое другое. Он исполнил множество литовских и мировых премьер: Восьмую симфонию Малера, ораторию Франка «Заповеди блаженства», симфоническую поэму «Итайпу» Ф. Гласса, ораторию «Письма всей конгрегации» А. Байораса, Queen Symphony Т. Кашифа и другие произведения. 

    Особое место в творческой деятельности дирижёра занимают сценические жанры. Первая оперная постановка под его руководством – «Похищение из сераля» В. А. Моцарта – состоялась в 1987 году в Национальном театре Венгрии. С тех пор он продирижировал более чем двадцатью оперными и балетными постановками, среди них «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Весна священная» И. Стравинского. Сотрудничал с театрами Амстердама, Копенгагена, Гётеборга, Шотландской оперой, Литовским национальным театром оперы и балета. С 2003 года является приглашённым дирижёром Большого театра России. Целый ряд оперных премьер Г. Ринкявичюс осуществил будучи художественным руководителем и главным дирижёром Латвийского национального театра оперы и балета (1996–2003, с 2007 по 2009 – главный приглашённый дирижёр), а также главным дирижёром Оперы Мальмё (Швеция, 2002–2005). Среди них – «Набукко», «Аида», «Травиата» Дж. Верди, «Саломея» Р. Штрауса, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Волшебная флейта» В. А. Моцарта и другие. Более 10 опер маэстро поставил с Литовским государственным симфоническим оркестром. В сотрудничестве с режиссёром Д. Ибельхауптайте с большим успехом были поставлены «Богема» Дж. Пуччини (2006), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (2007), «Вертер» Ж. Массне, мюзикл С. Сондхейма «Суини Тодд – демон парикмахер» (2009, 

    литовская премьера) и другие. Среди премьер под музыкальным руководством Г. Ринкявичюса в Литовском национальном театре оперы и балета – опера «Отелло» Дж. Верди в постановке Э. Някрошюса (2011). 

    С 2007 по 2017 год Гинтарас Ринкявичюс занимал пост художественного руководителя и главного дирижёра Новосибирского академического симфонического оркестра. За эти годы оркестр выступил с концертами в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Иркутске (в рамках фестиваля «Звёзды на Байкале»). Прошли гастроли коллектива в Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии. 

    В сентябре 2013 дирижёр впервые выступил в США с новым коллективом World Peace Orchestra. Дебют оркестра, где играют молодые талантливые музыканты из 50 стран, состоялся в Эвери Фишер-холл Линкольн центра. 

    С 2017 года маэстро – главный дирижёр Лиепайского симфонического оркестра (Латвия). 

    Также Гинтарас Ринкявичюс преподает в Литовской академии музыки и театра (с 2004 года – профессор). 

    Дирижёр был удостоен высшей награды Литвы – Национальной премии Литвы (1994), Ордена Великого князя Литовского Гедиминаса (1997), титула «Дирижёр года» в Латвии (1999) и Большой музыкальной премии Латвии (1997, 2000), почётных орденов Латвии, Португалии, Норвегии. В 2009 году маэстро Ринкявичюс был удостоен Большого командорского креста Ордена «За заслуги перед Литвой», в 2010 году – российского Ордена Дружбы и награды от Фонда Чюрлёниса.