Юбилейный концерт Лианы Исакадзе : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Юбилейный концерт Лианы Исакадзе

    9 ноября 2016

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки и виолончели с оркестром
    Моцарт
    Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром (переложение для скрипки и виолончели с оркестром)
    Бетховен
    Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром

    12+

    Абонемент №81:

    Великие инструментальные концерты

    Александр Князев

    Народный артист России Александр Князев окончил Московскую государственную консерваторию (класс виолончели профессора Александра Федорченко) и Нижегородскую государственную консерваторию (класс органа профессора Галины Козловой). Долгие годы успешно сочетает амплуа виолончелиста и органиста, с 2015 года выступает также как пианист. 

    Завоевал международное признание, став лауреатом престижных исполнительских конкурсов, в том числе имени П. И. Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, имени Гаспара Кассадо во Флоренции. Играет на виолончели работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

    Александр Князев выступал с ведущими коллективами мира, в числе которых Королевский филармонический оркестр и Симфонический оркестр Би-би-си (Лондон), оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Чешский филармонический, Национальный оркестр Франции, Оркестр де Пари, Токийский симфонический и оркестр японской корпорации NHK, Венский, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические оркестры, Симфонический оркестр имени Верди (Милан), Будапештский фестивальный, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» и др.

    Сотрудничал с крупнейшими дирижерами Европы и Америки, среди которых Курт Мазур, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Неэме Ярви, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Александр Ведерников. Играл в ансамбле с Виктором Третьяковым, Вадимом Репиным, Сергеем Крыловым, Денисом Мацуевым, Огюстеном Дюмэ, Борисом Березовским, Валерием Афанасьевым, Михаилом Воскресенским, Николаем Луганским, Евгением Кисиным, Елизаветой Леонской, Эдуардом Оганесяном, Пламеной Манговой, Катей Сканави и др. Выступал в составе трио с Борисом Березовским и Дмитрием Махтиным, позже – с Николаем Луганским и Вадимом Репиным.

    Концерты Князева проходят в лучших залах Парижа, Брюсселя, Лондона, Вены, Милана, городов Австралии, Бразилии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Кореи, Португалии, США, Финляндии, Швеции, ЮАР и многих других стран. Музыкант принимал участие в международных фестивалях «Декабрьские вечера» и «Черешневый лес» в Москве, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Эльба – музыкальный остров Европы», фестивалях в Кольмаре, Монпелье (Радио Франс), Ла-Рок-д'Антероне, Нанте («Безумные дни»), Гштааде, Вербье, Зальцбурге, Праге, Бухаресте (имени Джордже Энеску), Сен-Дени, Ла-Рок-д'Антероне, Вильнюсе, Братиславе, Токио, Рио-де-Жанейрои др.

    Александр Князев – преподаватель Московской консерватории (с 1995 по 2004 гг., с 2019 года по настоящее время). Регулярно проводит мастер-классы в разных странах мира. Был приглашен в состав жюри ІІ Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Японии, ХІ, ХІІ и XV Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве.

    Как органист Александр Князев много выступает в России и за рубежом, исполняя сольные программы и произведения для органа с оркестром. В 2012 году он возглавлял жюри I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «орган» в Калининграде. В его репертуаре значительное место занимает музыка И. С. Баха, в том числе Восемнадцать лейпцигских хоралов, трио-сонаты, «Искусство фуги» (транскрипция Хельмута Вальхи), «Гольдберг-вариации» (транскрипция Жана Гийю), сонаты для скрипки и органа. Цикл «Искусство фуги» музыкант исполнял в Казальс-холле в Токио, на фестивале Радио Франс в Монпелье, во многих городах Франции, Германии, Австрии и Нидерландов, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Лейпцигские хоралы звучали в его исполнении в Домском соборе в Риге, Московском международном Доме музыки, Зале Чайковского в Москве и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Затем Князев записал их на органе Домского собора в Риге (фирма «Мелодия»). Альбом органной музыки Баха записан Князевым для нидерландской фирмы Piano Classics, а запись «Гольдберг-вариаций» (транскрипция Жана Гийю) выпущена японской фирмой Exton.

    Огромную роль в жизни и творчестве Князева сыграло общение с выдающимся французским органистом Жаном Гийю, с которым он сыграл множество концертов, по приглашению которого не раз выступал как органист в Церкви Св. Евстафия в Париже, а также записал «Концертную фантазию» Гийю для виолончели и органа (сочинение посвящено Александру Князеву).

    В дискографии музыканта – более 40 CD. Многие записи Князева удостоены престижных международных наград (в частности, двух премий ECHO Klassik, Diapason d’Or и др.). В числе релизов последних лет – альбом виолончельных сочинений Регера; переиздание диска из антологии записей Евгения Светланова («Шеломо» Блоха с Госоркестром); запись сонаты Франка и транскрипции «Элегической поэмы» Изаи с болгарской пианисткой Пламеной Манговой, получившая блестящие отзывы журнала Gramophone; три сонаты Баха для виолончели и органа, записанные в дуэте с Жаном Гийю (Augure).

    Катя Сканави

    Блестящая карьера Кати Сканави началась в 1989 году, когда пианистка вызвала сенсацию на конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо. Хотя жюри присудило 18-летней Сканави Третью премию, восторженная парижская публика выбрала именно ее для приза зрительских симпатий и полностью заполнила зал Pleyel, когда Катя исполняла Второй концерт Сен-Санса с оркестром Французского радио. В дальнейшем пианистка стала лауреатом конкурсов имени Марии Каллас в Афинах (Гран-при) и имени Вэна Клайберна в Форт-Уэрте (специальный приз). Результатом этого успеха стали гастроли по Северной Америке, а вскоре вышел документальный фильм о конкурсе – «Игра с огнем».

    С этого времени Катя Сканави активно концертирует по всему миру. Выступления пианистки проходили в таких престижных залах, как Musikverein и Konzerthaus в Вене, Concertgebouw в Амстердаме, Suntory Hall в Токио и Symphony Hall в Осаке, La Scala в Милане, залы Gaveau, Pleyel и Театр Елисейских Полей в Париже. Артистка принимала участие в фестивалях Гидона Кремера в Локенхаузе и Klangbogen в Вене (Австрия), имени П. Казальса в Прадо (Испания) и Земли Шлезвиг-Гольштейн (Германия), в Ставангере и Осло (Норвегия). Ее сценическими партнерами в разное время становились такие маститые музыканты, как Иегуди Менухин, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Курт Мазур, Саулюс Сондецкис, Виктор Третьяков, Максим Венгеров.

    Катя Сканави родилась в известной артистической московской семье. Обучалась в Центральной музыкальной школе и в возрасте 12 лет впервые выступила с оркестром в Большом зале Московской консерватории, исполнив Третий фортепианный концерт Д. Кабалевского под управлением автора. Впоследствии она училась в Национальной консерватории в Париже и Московской консерватории, затем в Институте музыки Кливленда (Огайо, США). Ее педагогами в разное время были Владимир Крайнев, Николай Петров и Сергей Бабаян.

    Значительными событиями в ее артистической деятельности последних сезонов стали сольные концерты и выступления с оркестрами в Амстердаме, Берлине, Лондоне, Люксембурге, Мадриде, Москве и Париже. Катю Сканави приглашали к участию в известных международных фестивалях, включая La Roque d’Anthéron во Франции, фестиваль Г. Кремера в Локенхаузе (Австрия), имени П. Казальса в Пуэрто-Рико, фестиваль в Ставангере (с виолончелистом Трульсом Мёрком). Также состоялся ее дебют на сцене Берлинской филармонии с Немецким симфоническим оркестром под управлением Эри Класа, концерты с Национальным оркестром Франции под управлением Курта Мазура, Камерным ансамблем «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета в Амстердамском Concertgebouw, Борнмутским симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Ситковецкого, Токийским столичным симфоническим оркестром под управлением Олега Каэтани, Брюссельским филармоническим оркестром под управлением Михаила Табачника.

    Летом 2008 года во время гастролей по США сольные выступления Кати Сканави прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и на фестивале «Равиния», также она выступила с симфоническими оркестрами Цинциннати, Далласа, Индианаполиса и Сан-Франциско. В 2009 году состоялся дебютный тур пианистки по Австралии: ее концерты с Австралийским камерным оркестром Musica Viva прошли в Перте, Аделаиде, Сиднее, Мельбурне, Брисбене, Канберре и Ньюкасле.

    Вместе с Борисом Андриановым и Андреем Гугниным Катя Сканави она участвует в постановке Артура Смолянинова «Посвящается Ялте» в Московском театре «Современник». В ближайших планах – выступления с дирижерами Владимиром Федосеевым, Мигелем Харт-Бедойей, Маркусом Штенцем.

    Пианистка записала несколько компакт-дисков, в основном для лейбла Lyrinx. Записи музыки Шумана, Рахманинова и Чайковского, сделанные с концерта Кати Сканави в Марселе, получили высокую оценку критики, а диск с музыкой Шопена, вышедший на лейбле Pro Piano, по версии журнала «Граммофон» был назван «лучшим классическим диском месяца». В альбом 2012 года для фирмы Lyrinx вошли Первый фортепианный концерт и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова. Запись нового диска Кати Сканави запланирована на 2015 год.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом. 

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998). 

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор. 

    Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее. 

    В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл, 

    Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие. 

    Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией. 

    Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр». 

    В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.

    Гинтарас Ринкявичюс

    Гинтарас Ринкявичюс родился в 1960 году в Литве. Окончил Национальную школу искусств имени М. К. Чюрлёниса, Ленинградскую консерваторию (1983) и аспирантуру Московской консерватории (1986, класс Ю. И. Симонова). Лауреат V Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве (1983), Международного конкурса дирижёров Фонда Г. фон Караяна (1985) и Международного конкурса памяти Я. Ференчика в Будапеште (1986).

    В творческой биографии маэстро – сотрудничество с такими оркестрами, как Берлинский симфонический, оркестр Веймарской государственной капеллы, Симфонический оркестр Франкфурта-на-Одере, оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, оркестры Копенгагена, Тиволи, Оденсе (Дания), Тампере (Финляндия) и другие коллективы. Концерты с участием дирижёра проходили в крупнейших залах мира, таких как Кёльнская филармония, лондонский Альберт-холл, парижский Театр Елисейских Полей, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории, залы Зальцбурга, Барселоны, Сарагосы и многие другие сцены. Он дирижирует на международных фестивалях в Швейцарии, Португалии, Польше, Германии, Великобритании и Франции, концертирует на Тайване и в Гонконге. 

    Гинтарас Ринкявичюс выступал с выдающимися солистами, среди которых О. Каган, Н. Петров, Ю. Башмет, П. Бурчуладзе, Э. Вирсаладзе, Д. Герингас, Н. Гутман, П. Донохоу, Г. Кремер, А. Князев, Б. Майсурадзе, В. Репин, К. Риччарелли, М. Салминен, В. Третьяков, В. Урмана; сотрудничал с режиссёрами Ф. Дзамбелло, М. Кимеле, В. Кайриссом, О. Коршуновасом, Д. Ибельхауптайте, Й. Вайткусом, Э. Някрошюсом и другими. 

    Маэстро – один из самых знаменитых дирижёров Литвы, основатель (1988), художественный руководитель и главный дирижёр Литовского государственного симфонического оркестра. В его репертуаре – симфонии Бетховена, Брамса, Малера, Шостаковича, Чайковского, поэмы Р. Штрауса, музыка из опер Вагнера и многое другое. Он исполнил множество литовских и мировых премьер: Восьмую симфонию Малера, ораторию Франка «Заповеди блаженства», симфоническую поэму «Итайпу» Ф. Гласса, ораторию «Письма всей конгрегации» А. Байораса, Queen Symphony Т. Кашифа и другие произведения. 

    Особое место в творческой деятельности дирижёра занимают сценические жанры. Первая оперная постановка под его руководством – «Похищение из сераля» В. А. Моцарта – состоялась в 1987 году в Национальном театре Венгрии. С тех пор он продирижировал более чем двадцатью оперными и балетными постановками, среди них «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Весна священная» И. Стравинского. Сотрудничал с театрами Амстердама, Копенгагена, Гётеборга, Шотландской оперой, Литовским национальным театром оперы и балета. С 2003 года является приглашённым дирижёром Большого театра России. Целый ряд оперных премьер Г. Ринкявичюс осуществил будучи художественным руководителем и главным дирижёром Латвийского национального театра оперы и балета (1996–2003, с 2007 по 2009 – главный приглашённый дирижёр), а также главным дирижёром Оперы Мальмё (Швеция, 2002–2005). Среди них – «Набукко», «Аида», «Травиата» Дж. Верди, «Саломея» Р. Штрауса, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Волшебная флейта» В. А. Моцарта и другие. Более 10 опер маэстро поставил с Литовским государственным симфоническим оркестром. В сотрудничестве с режиссёром Д. Ибельхауптайте с большим успехом были поставлены «Богема» Дж. Пуччини (2006), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (2007), «Вертер» Ж. Массне, мюзикл С. Сондхейма «Суини Тодд – демон парикмахер» (2009, 

    литовская премьера) и другие. Среди премьер под музыкальным руководством Г. Ринкявичюса в Литовском национальном театре оперы и балета – опера «Отелло» Дж. Верди в постановке Э. Някрошюса (2011). 

    С 2007 по 2017 год Гинтарас Ринкявичюс занимал пост художественного руководителя и главного дирижёра Новосибирского академического симфонического оркестра. За эти годы оркестр выступил с концертами в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Иркутске (в рамках фестиваля «Звёзды на Байкале»). Прошли гастроли коллектива в Германии, Бельгии, Франции, Швейцарии. 

    В сентябре 2013 дирижёр впервые выступил в США с новым коллективом World Peace Orchestra. Дебют оркестра, где играют молодые талантливые музыканты из 50 стран, состоялся в Эвери Фишер-холл Линкольн центра. 

    С 2017 года маэстро – главный дирижёр Лиепайского симфонического оркестра (Латвия). 

    Также Гинтарас Ринкявичюс преподает в Литовской академии музыки и театра (с 2004 года – профессор). 

    Дирижёр был удостоен высшей награды Литвы – Национальной премии Литвы (1994), Ордена Великого князя Литовского Гедиминаса (1997), титула «Дирижёр года» в Латвии (1999) и Большой музыкальной премии Латвии (1997, 2000), почётных орденов Латвии, Португалии, Норвегии. В 2009 году маэстро Ринкявичюс был удостоен Большого командорского креста Ордена «За заслуги перед Литвой», в 2010 году – российского Ордена Дружбы и награды от Фонда Чюрлёниса.