К юбилею. 50 лет. Борис Березовский и его друзья : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    К юбилею. 50 лет.
    Борис Березовский и его друзья

    6 января 2019

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта
    Борис Березовский (фортепиано)
    Александр Гиндин (фортепиано)
    Павел Милюков (скрипка)
    Никита Борисоглебский (скрипка)
    Дарья Филиппенко (альт)
    Екатерина Анохина (цимбалы)
    София Каландадзе (арфа)
    Ансамбль солистов «Мадригал»
    Московской филармонии
    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»
    Ансамбль «Ерёма»
    Фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница»
    Петр Татарицкий (ведущий)
    В программе:
    Шуман
    Токката до мажор, соч. 7
    Фантазия до мажор, соч. 17. III часть. Lento sostenuto e sempre piano
    Шопен
    Избранные этюды
    Лист
    Ноктюрн «Грезы любви», S. 541 № 3

    и сюрпризы от Бориса Березовского



    Второе отделение:
    поздравления юбиляру

    Александр Гиндин (фортепиано)
    Павел Милюков (скрипка) 
    Никита Борисоглебский (скрипка)
    Дарья Филиппенко (альт)
    Катерина Анохина (цимбалы)
    София Каландадзе (арфа)
    Ансамбль «Ерёма»
    Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии
    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»
    Александр Гордон
    Петр Татарицкий (ведущий)

    12+

    II отделение

    Поздравления юбиляру

    София Каландадзе (арфа)
    К. Сальседо
    Концертная фантазия на тему «Гранады» Агустина Лары 

    Павел Милюков (скрипка)
    Борис Березовский (фортепиано)

    М. Равель 
    «Цыганка» - концертная рапсодия

    Екатерина Анохина (цимбалы)
    Дарья Филиппенко (альт)

    Д. Суфиярова
    «Сквозь дождь»

    Екатерина Анохина (цимбалы)
    Борис Березовский (фортепиано)

    Б. Барток  
    Два румынских народных танца

    Никита Борисоглебский (скрипка)
    Борис Березовский (фортепиано)

    Г. Венявский
    Концертный полонез № 1  ре мажор, соч. 4

    Ф. Крейслер (1875–1962)
    «Муки любви»
    «Радость любви»

    Александр Гиндин (фортепиано)
    Борис Березовский (фортепиано)

    У. Болком 
    Три регтайма из цикла «Сад  Эдема»: «Древний Адам», «Вечная женственность»,«Поцелуй змея»
    Г. Ливингстон  
    «Baby boogie,  или Буги для новорожденного»

    Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии
    Г. де Машо
    Doucedamejolie
    Традиционная палестинская мелодия Masar 
    Традиционная европейская Ротта   

    Альфонсо Десятый Мудрый  
    Кантига № 100 De loor de Santa Maria

    Аноним XIV века
    Stella splendens из «Красной книги Монтсеррат»

    Фольклорный ансамбль «Ерема»
    Фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Вольница»
    Александр  Гордон

    Борис Березовский

    Борис Березовский родился в 1969 году в Москве. Обучался в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Саца. В 1987 году завоевал IV премию Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания), в 1990 году – I премию и Золотую медаль IX Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве.

    С этого момента начинается международная карьера пианиста. Он выступал с лучшими оркестрами мира под управлением выдающихся дирижеров, в числе которых Курт Мазур, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Эндрю Литтон, Антонио Паппано, Лоранс Экильбе, Владимир Ашкенази, Александр Лазарев, Михаил Плетнев, Юрий Башмет, Дмитрий Китаенко, Александр Рудин, Дмитрий Лисс, Александр Ведерников и многие другие. Среди партнеров по камерному ансамблю – Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Александр Князев, Яна Иванилова, Акико Суванаи, Хэмиш Милн.

    Сольные концерты Березовского проходят в лучших залах мира, таких как Берлинская филармония, амстердамский Консертгебау, лондонский Ройял Фестивал-холл, Театр Елисейских Полей в Париже, венский Концертхаус, Дворец изящных искусств в Брюсселе, Мегарон в Афинах, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского.

    В обширной дискографии пианиста – около 40 CD и DVD. Под лейблом Teldec он выпустил записи произведений Шопена, Шумана, Рахманинова, Мусоргского, Балакирева, Метнера, Равеля и все «Трансцендентные этюды» Листа. Для фирмы Mirare записал все прелюдии и фортепианные концерты Рахманинова (с УАФО под управлением Дмитрия Лисса) и его же сочинения для двух фортепиано (в ансамбле с Брижит Анжерер). Многие записи Березовского удостоены премий Diapason d'Or, ECHO Klassik, Choc de la Musique, многократно отмечены журналами Le Monde de la Musique и Gramophone. В 2006 году музыкант был удостоен премии BBC Music Magazine.

    Участник крупнейших международных фестивалей в России, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Словакии, Японии, США. Активно гастролирует по России, проводит авторские фестивали, в том числе Фестиваль Бориса Березовского в Екатеринбурге (2012, 2014), идею которого определил как «музыкально-географическое путешествие». Схожими идеями вдохновлен и проект пианиста «Музыка Земли» (2014, 2016). В 2006–2011 гг. по инициативе Березовского в Москве, Екатеринбурге и Владимире проводился «Метнер-фестиваль».

    В 2015 году музыкант участвовал в работе жюри пианистов на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. На телеканале «Культура» вел программу «Вспоминая великие страницы», посвященную конкурсным выступлениям пианистов прежних лет.

    Лауреат премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» (2013). Удостоен Премии города Москвы в номинации «Музыкальное искусство» (2015), почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации» (2016).

    Александр Гиндин

    Один из самых талантливых и самобытных российских пианистов, Александр Гиндин родился в 1977 году в Москве. Учился в ДМШ № 36 имени В. В. Стасова (класс К. И. Либуркиной), затем в ЦМШ при Московской консерватории. В 1994 году окончил ЦМШ, в 1999 году — Московскую консерваторию в классе профессора М. С. Воскресенского.

    В 1994 году, в возрасте 17 лет, стал лауреатом IV премии Х Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 1999 году получил II премию на Международном конкурсе пианистов имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. В 2007 году победил на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (США), «показав такое высочайшее мастерство, которое делает каждое его выступление особенным и незабываемым» (Art and Life), и получил ангажемент более чем на 50 концертов в США. В июле 2010 года завоевал I премию на Первом международном конкурсе пианистов Санта-Катарина (Флорианополис, Бразилия).

    С 2003 года Гиндин преподает в Московской консерватории. Проводит мастер-классы в Японии, США, Греции (в частности, в июле 2013 года на о. Родос), Латвии, России. Член жюри Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (Москва, 2004, 2006, 2009, 2011), I Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2010), Международного конкурса пианистов в Кливленде (США, 2011), в городе Эпиналь (Франция, 2013) и других творческих смотров.

    В 2000 году был создан дуэт Николай Петров – Александр Гиндин. За 11 лет существования этим камерным ансамблем исполнены многочисленные сольные и оркестровые концертные программы, малоизвестные сочинения и мировые премьеры. Состоялось более 100 концертов в городах России, ближнего и дальнего зарубежья, записано 6 компакт-дисков. Творческая деятельность дуэта имела огромное значение для российской культуры тех лет.

    Среди партнеров Александра Гиндина по камерному музицированию — Владимир Спиваков, Александр Рудин, Борис Березовский, Кун Ву Пек, Оливье Латри, Сиприен Катсарис, Алексей Уткин, Александр Чаушян, Мария Гулегина, Хибла Герзмава, Государственный квартет имени Бородина, Квартет имени Вацлава Талиха (Чехия).

    Пианист успешно гастролирует в России и за ее пределами. Он выступал с такими оркестрами, как Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», Оркестр Парижа, Бельгийский национальный оркестр, Немецкий симфонический оркестр Берлина, Роттердамский филармонический оркестр, филармонические оркестры Лондона, Хельсинки, Люксембурга, Льежа, Фрайбурга, Монте-Карло, Мюнхена, Зальцбургская Камерата, ведущие симфонические оркестры Японии и многие другие коллективы.

    Среди дирижеров, с которыми сотрудничал пианист — Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Арнольд Кац, Юрий Симонов, Дмитрий Китаенко, Фуат Мансуров, Василий Синайский, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Алан Гилберт, Кшиштоф Пендерецкий, Пааво Ярви, Джеймс Де Прист, Леонард Слаткин, Луи Лангре, Элиаху Инбал, Артур Фаген, Давид Шаллон, Юозас Домаркас, Дмитрий Юровский и другие.

    Александр Гиндин — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. В их числе российские фестивали «Русская зима», «Звезды в Кремле», «Новый век российского пианизма», «Владимир Спиваков приглашает», «Кремль музыкальный», Международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова; Шведский Королевский фестиваль в Стокгольме, Фестиваль имени Робера Казадезюса в Лилле, Фестиваль Владимира Спивакова в Кольмаре, Фестиваль Радио Франции, «Восходящие звезды» (Польша), «Дни русской культуры в Моравии» (Чехия), Рурский фортепианный фестиваль и Bad Kissengen Sommer (Германия), Folle journee («Безумный день») в Нанте, фестивали в Охриде, Дубровнике, Шанхае, Эхтернахе, Ла Рок д'Антероне, Брюсселе, Лиможе, Кракове, Риме, на Сицилии и другие.

    Музыкант имеет записи на телевидении и радио России, Бельгии, Германии, Швеции, Франции, Люксембурга, Польши, США, Японии. Записал 24 компакт-диска в сотрудничестве с ведущими фирмами России, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии, Японии, в числе которых Decca, Capriccio, Ondine, Tri-M Classics, «Русский сезон» (российский партнер Le Chante du Monde), DML, CD Accord, Naxos и другие.

    В 2008 году Александр Гиндин организовал уникальный проект «Квартет роялей». За пять лет существования проекта в нем участвовали Екатерина Мечетина, Сергей Кудряков, Киприан Катсарис, Дэвид Лайвли, Фазиль Сай, Алексей Володин, Константин Лившиц и другие пианисты из Франции, США, Греции, Голландии, Турции и России. Концерты прошли в Москве (в Большом зале Московской консерватории и Светлановском зале Дома музыки), Перми, Баку, Динаре (Франция), Стамбуле, Анталии и Измире (Турция).

    1 ноября 2011 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся Благотворительный концерт-акция «Музыканты за Мир». В этом событии, проходившем при поддержке Синодального отдела Русской Православной Церкви и по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, участвовало 13 пианистов из разных стран мира, которые играли на четырех роялях.

    27 марта 2012 года в Москве, в театре имени Вахтангова прошла премьера спектакля «Бесы» Достоевского в постановке Юрия Любимова – на сцене режиссер поместил рояль, а в исполнении Александра Гиндина звучала музыка И. Стравинского и В. Мартынова.

    С августа 2012 года Александр Гиндин — художественный руководитель ансамбля солистов «Эрмитаж».

    В ноябре 2013 года в Страсбурге (Франция) пианист впервые исполнил Концертино польского композитора В. Шпильмана и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром А. Мосолова с Филармоническим оркестром Страсбурга (проект «Сочинения композиторов — жертв политических репрессий», дирижер Марко Летонья).

    Александр Гиндин удостоен почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

    Павел Милюков

    Павел Милюков родился в 1984 году в Перми. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории, консерваторию и аспирантуру МГК (класс профессора Владимира Иванова). Продолжил совершенствоваться в Университете музыки и драмы в Граце под руководством профессора Бориса Кушнира, затем в Венском институте музыки и исполнительского искусства под руководством профессора Лидии Баич.

    Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (II премия, 2003), Астане (Гран-при, 2008), Сеуле (II премия, 2012), конкурса Роберта Канетти (I премия, 2005, проводился в Венгрии), Vibrarte в Париже (I премия в составе трио Con Spirito, 2008), имени Никколо Паганини в Москве (II премия, I премия не присуждалась, 2007), имени Давида Ойстраха в Москве (II премия, 2008), имени Арама Хачатуряна в Ереване (I премия, 2012). В 2010 году стал обладателем II премии Первого Всероссийского музыкального конкурса (Москва). В 2015 году завоевал III премию на XV Международном конкурсе имени Чайковского. 

    Скрипач ведет активную концертную деятельность: гастролирует в странах Европы, в Южной и Северной Корее, Китае, во многих городах России, где также проводит мастер-классы. Выступает на известных концертных площадках, сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами под управлением выдающихся дирижеров, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Симонов, Кристиан Ярви, Александр Сладковский, Василий Петренко, Джеймс Конлон, Роберт Канетти, Мария Эклунд. 

    Скрипач был дважды удостоен стипендии Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного банка «Россия». В 2008–2012 гг. был солистом Санкт-Петербургского Дома музыки. С 2012 – солист Московской государственной академической филармонии. На протяжении многих лет является участником филармонической программы «Звезды XXI века». В 2016 году награжден орденом Дружбы. Играет на скрипке Пьетро Джованни Гварнери «Экс-Сигети», предоставленной швейцарским фондом «Нева». 

    Среди ангажементов Павла Милюкова в сезоне 2018/19 наряду с серией концертов в Московской филармонии – концерт в Государственной капелле Санкт-Петербурга с оркестром капеллы под управлением Димитриса Ботиниса и вечер камерной музыки с Филиппом Копачевским в Брукнерхаусе в Линце, где выступления российского скрипача стали регулярными.

    Никита Борисоглебский

    Никита Борисоглебский родился в 1985 году в Волгодонске. Окончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру МГК (класс профессора Эдуарда Грача и доцента Татьяны Беркуль), затем совершенствовался под руководством Огюстена Дюмэ в Брюсселе и Анны Чумаченко в Кронберге. Участвовал в международных мастер-классах Keshet Eilon в Израиле под патронатом Шломо Минца.

    Победитель и лауреат многих международных состязаний, среди которых конкурс имени Абрама Ямпольского в Пензе (2002, III премия), конкурс в Клостер-Шёнтале (2003, I премия), имени Йозефа Иоахима в Ганновере (2006), имени Ойстраха в Москве (2007, I премия), имени Чайковского в Москве (2007, II премия и пять спецпризов), имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2009, V премия). В 2010 году музыкант завоевал I премии на конкурсах имени Крейслера в Вене и имени Сибелиуса в Хельсинки, III премию на конкурсе в Монреале, а в 2013-м стал обладателем Гран-при конкурса Monte Carlo Violin Masters в Монако. 

    Удостоен ряда наград различных фондов и Правительства России, в 2009 году отмечен наградой «Скрипач года» Международного фонда Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (США), в 2011 году – премией Virtuoso итальянской Академии струнных инструментов и Общества Антонио Страдивари (Кремона), медалью Яна Сибелиуса от Фонда Сибелиуса в Финляндии. В 2010 году российская газета «Музыкальное обозрение» объявила Никиту «Персоной года». 

    Гастролирует по России, в странах Европы, Азии и СНГ; сотрудничает с известными оркестрами и выдающимися дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Кшиштоф Пендерецкий, Юрий Симонов, Сакари Орамо, Давид Афкам, Ханну Линту, Василий Синайский, Клаус Мякеля, Дима Слободенюк и др. В числе партнеров скрипача по ансамблю – Родион Щедрин, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Андраш Шифф, Борис Березовский, Александр Князев, Александр Гиндин, Огюстен Дюмэ, Давид Герингас, Ловро Погорелич, Вадим Репин, Александр Рудин, Сергей Антонов, Екатерина Мечетина, Николай Луганский, Денис Кожухин. В 2014 году с пятью музыкантами из разных стран Никита Борисоглебский организовал фортепианный секстет Rubik Ensemble. 

    Принимал участие в фестивалях в Зальцбурге, Рейнгау, Дубровнике, «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера», Бетховенском фестивале в Бонне, фестивалях «Звезды белых ночей» и «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, фестивале Олега Кагана в Кройте, Violino il Magico в Италии, Crescendo Дениса Мацуева, Vivacello Бориса Андрианова и многих других. Особое внимание уделяет музыке современных авторов и композиторов ХХ века; первый исполнитель ряда сочинений Родиона Щедрина, Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова. 

    В 2018 году на лейбле Profil (Германия) вышла антология сочинений Николая Метнера для скрипки и фортепиано в исполнении Никиты Борисоглебского и Екатерины Державиной, высоко оцененная международной критикой. В ближайшее время с участием Никиты выходят альбом камерной музыки Прокофьева и Вайнберга на фирме «Мелодии» и запись недавно найденного скрипичного концерта Изаи с Королевским филармоническим оркестром Льежа. 

    В течение сезона 2018/19 выступает в Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Венском Концертхаусе, Зале Верди Миланской консерватории, Шанхайском центре восточного искусства, на фестивалях в Турку и Кухмо (Финляндия), Братиславском музыкальном фестивале, фестивале «Безумный день» в Нанте и Токио. Весной 2019 года Борисоглебский также провел дебютный тур по Китаю, совместно с пианистом Георгием Чаидзе дав 13 концертов в 12 городах. Среди событий сезона 2019/20 – концерт-закрытие фестиваля Бетховена в Бонне под управлением Владимира Федосеева, выступления в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии под управлением Кшиштофа Пендерецкого, на Приморской сцене Мариинского театра, в Lotte Hall в Сеуле, концерты с Симфоническим оркестром NHK в Токио и с Оркестром Венского Радио в Вене, а также концерт с Борисом Березовским в Зале имени Чайковского. 

    Играет на скрипке работы Маттео Гоффриллера 1720-х годов. В 2018 году удостоен почетного звания «Заслуженный артист России». 

    Дарья Филиппенко

    Дарья Филиппенко окончила Московскую консерваторию (класс профессора Г. И. Одинец) и аспирантуру (класс профессора А. З. Бондурянского). В рамках мастер-классов совершенствовала мастерство под руководством Юрия Башмета (Россия), Стефана Камасы (Польша), Отто Байреля (Германия). 

    В 2000 году она победила на Республиканском конкурсе молодых исполнителей «Музыка Надежды» в Гродно (Белоруссия). В составе камерного ансамбля Дарья стала лауреатом и обладательницей приза зрительских симпатий XIII Международного конкурса имени И. Брамса в Австрии (2006), а также была удостоена Золотой медали и приза зрительских симпатий на III Международном конкурсе камерных ансамблей в г. Чесапик (США, 2008). Является обладательницей грантов и стипендий, среди которых Грант Т. А. Гайдамович за достижения в области камерного исполнительства от Ассоциации камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей; приз Thomastik-Infield Международной летней академии Венского университета музыки и исполнительского искусства.

    Дарья Филиппенко много выступает – как сольно, так и в составе камерных ансамблей. Участвует в различных фестивалях в России и за рубежом, среди которых Международный музыкальный фестиваль под руководством Ю. Башмета в Ярославле, «Арт-ноябрь», Международные летние курсы новой музыки в Дармштадте (Германия), фестивали камерной музыки в Италии и Швейцарии. Исполнительница постоянно принимает участие в абонементных концертах Московской филармонии, музыкальных программах ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственного исторического музея, Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, выступает в различных проектах, посвящённых современной музыке. Композиторы доверяют ей премьеры своих сочинений – среди них Александр Чайковский, Павел Карманов, Кузьма Бодров, Никита Мндоянц. 

    Исполнительница сотрудничает с ведущими столичными камерными коллективами: ансамблем солистов «Студия новой музыки», камерным ансамблем «Солисты Москвы», ансамблями «Персимфанс» и «Мадригал». С 2003 года является артисткой Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижёр – Юрий Башмет).

    Ансамбль солистов «Мадригал» Московской филармонии

    Ансамбль солистов Московской филармонии «Мадригал», основанный в 1965 году композитором и клавесинистом Андреем Волконским (1933-2008), — один из постоянно действующих коллективов Московской филармонии.

    Именно в исполнении «Мадригала» в нашей стране впервые прозвучали шедевры средневековья, Возрождения, раннего барокко, сцены из опер и мадригальные комедии, литургические драмы и духовные мистерии, оратории и мадригалы, светские и духовные песни, старинная инструментальная музыка.

    В составе «Мадригала» в разные годы выступали Лидия Давыдова, Карина, Рузанна и Рубен Лисицианы, Александр Туманов, Лариса Пятигорская, Борис Яганов, Беатрис Парра, Борис Доброхотов, Марк Вайнрот, Анатолий Гринденко, Марк Пекарский, Алексей Семёнов, Евгений Аргышев, Юрий Зыков, Татьяна Дашкова, Татьяна Белякова, Александр Суетин и другие артисты. Многие из них впоследствии организовали свои ансамбли, занялись сольной деятельностью.

    После отъезда А. Волконского за рубеж ансамбль выступал под художественным руководством певицы Л. Давыдовой (1972-1983; 1992-2008) и композитора и органиста О. Янченко (1983-1992).

    За годы концертной деятельности «Мадригал» дал около 2500 концертов в СССР, России и многих странах мира, подготовил несколько десятков монографических и тематических программ, участвовал в престижных фестивалях. Ансамблем записан 21 диск на родине и за рубежом (Ватикан, Бельгия, Германия). Серия «Тысяча лет музыки», выпущенная фирмой «Мелодия», давно уже стала филофонической редкостью.

    Новейший этап в истории «Мадригала» наступил в 2008 году, когда его возглавил заслуженный артист России Александр Суетин — известный исполнитель на старинных щипковых инструментах (барочная и ренессансные лютни, орфарион, барочная гитара, мандора, уд), участник множества международных фестивалей и проектов, автор многочисленных лютневых транскрипций и записей, выпущенных на компакт-дисках.

    Поиски живого, неувядающего музыкального духа на пути, строго ограниченном рамками стилистической корректности — таково кредо нового «Мадригала». Вокруг Александра Суетина объединились как молодые, так и уже опытные талантливые музыканты: певцы Анастасия Мельник (сопрано), Елизавета Светозарова (сопрано), Юлия Макарьянц (меццо-сопрано), Алексей Сулимов (тенор) и Олег Банковский (бас), инструменталисты Анатолий Гринденко (виола да гамба, ребек), Дмитрий Булкин (барочный тромбон), Татьяна Любавская (флейты), Катерина Анохина (цимбалы), Кадыр Саидхарун (перкуссия) и мульти-инструменталистка Анна Тончева (виуэла, арфа готическая, арфа doppia, дульцимер, псалтериум, крумхорн, кельнхорн).

    Новый «Мадригал» подготовил более тридцати оригинальных программ, стал участником фестивалей «Декабрьский ангажемент» в Калуге, «Дягилевские дни» в Перми, I Открытого фестиваля профессиональных оркестров в г. Чайковский (Пермский край), «Классическая гитара в XXI веке» (г. Казань), фестиваля камерной музыки PIZZICATO (г. Улан-Удэ), культурных программ международного сотрудничества в Дании, на Мальте, в Швеции и Словении.

    В июне 2013 года ансамблем был записан первый в его новейшей истории компакт-диск Llibre Vermell de Montserrat, представляющий полную версию музыкального материала самой известной рукописи XIV века «Красная книга Монсеррат», хранящейся в библиотеке бенедиктинского монастыря Монсеррат в Каталонии, недалеко от Барселоны.

    В концертном сезоне 2018/19 ансамбль «Мадригал» осуществит две премьеры – совместно с актёром Григорием Сиятвиндой исполнит сказку «Маленький Мук» Вильгельма Гауфа (9 и 10 февраля 2019 г.) в Концертном зале имени П. И. Чайковского, а совместно с актрисой Мариной Александровой представит литературно-музыкальную композицию «Собака на сене» в Концертном зале имени С. В. Рахманинова «Филармонии-2» (2 марта 2019 г.). Помимо этого артисты Ансамбля примут участие в проекте для детей от 3 до 5 лет «Филармоника-2» (27 января 2019 г., Игровой зал «Филармонии-2») и представят два традиционных цикла абонементных программ в Камерном зале Московской филармонии (№ 133 «Мадригал. Премьеры» и № 134 «Мадригал. Избранное»).  

    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» представляет собой особую сферу современного хорового исполнительского искусства. Коллектив создает уникальные программы на грани жанров, сочетая музыку с элементами драматического действия, академическую хоровую стилистику и богослужебное пение. В исполнении «Сирина» древние церковные распевы обретают современное звучание, сохраняя свое высокодуховное эмоциональное наполнение.

    Ансамбль «Сирин» создан в 1989 году Андреем Котовым – известным певцом, хормейстером и фольклористом, посвятившим много лет изучению русской народной и церковной музыки. Коллектив назван по имени райской птицы с головой девы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Таким образом, творчество ансамбля изначально было связано с постижением духовных основ фольклора и христианской музыки. На этом сочетании народного и церковного зиждется особая вокальная манера певцов: яркий, насыщенный звук и сдержанные, аскетичные мелодии. Именно поэтому особое место в репертуаре «Сирина» занимают духовные стихи – «пограничный» жанр духовного содержания, где присутствуют и клерикальные стихотворно-музыкальные приемы, и достаточная свобода самовыражения автора. Духовные стихи отличаются разнообразием форм, причудливым смешением музыкальных традиций разных времен и народов.

    Программы ансамбля драматургически-выстроены, наполнены действием и движением. Главный смысл – не в красивой аутентичной «картинке», а в глубинном постижении верующим человеком сакральных тайн. Таким образом, выступления «Сирина» превращаются в некое живое действо, где главным героем выступает человек, с его переживаниями, смятениями и духовными озарениями.

    Большую часть репертуара ансамбля составляют богослужебные песнопения XV-XVIII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт.

    В разные годы коллективом созданы программы «Христос рождается, славите!» (в нее вошли Богослужебные песнопения Рождественской службы XVI-XVII вв., духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»); «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»); «Весна покаяния» (песнопения Великого Поста XV-XVIII вв., монастырские покаянные песнопения, духовные стихи); «Новое небо, новая земля» (Рождение, Крещение, Жизнь, Смерть, Воскресение); «Рождество Богородицы» (духовные песнопения на Рождество Богородицы, Богородичные народные духовные стихи); «Стих о Пресветлом Рае».

    В 2000 году было реконструировано «Пещное действо» – древний русский церковный обряд о сожжении трех отроков. Уникальная сценическая работа была с большим успехом показана на Всемирной театральной олимпиаде в Москве. В 2010 году в Польше, а затем на фестивале в Ярославе состоялась мировая премьера полной версии «Пещного действа» совместно с польскими исполнителями.

    «Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссерами. Специально для него созданы «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши. Среди режиссеров, работавших с коллективом, – Анатолий Васильев («Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери»), Валерием Фокиным («Шинель»), Кама Гинкас («Нелепая поэмка»).

    Один из ярких проектов «Сирин» осуществил со знаменитым Кронос-квартетом, представив в Светлановском зале Московского международного Дома музыки российскую премьеру произведения Sun rings Терри Райли, сопровождавшуюся видеорядом на экране (2006).

    Помимо больших программ ансамбль «Сирин» выступает с камерными концертами, в которых принимают участие мужская или женская группы коллектива, трио, квартет, солисты.

    Ансамбль много гастролирует в России и за рубежом. Только в последние годы коллектив выступал в Эстонии, Чехии, Португалии, Франции, Англии, Индии, Бразилии, Америке, Польше. «Сирин» был специальным гостем Восьмого хорового конгресса азиатских стран в Пекине, участником Первого европейского симпозиума хоровой музыки в Любляне, Всемирного симпозиума хоровой музыки в Роттердаме, фестиваля старого Лиона, Музыка Сакра в Марктобердорфе и Маастрихте. Ансамбль выступал на фестивалях «Иль де Франс», международном фестивале хоровой музыки в Корке (Ирландия), фестивале духовной музыки во Фрибуре (Швейцария), Рождественском фестивале в Бангкоке, «Европалии» в Бельгии.

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» не исчерпывается концертными программами, полусценическими постановками и звукозаписями: коллектив постоянно ведет исследовательскую работу, организует просветительские проекты и лекции, мастер-классы.

    Петр Татарицкий

    Пётр Татарицкий (Алмазов) – член Союза театральных деятелей России и Международного союза музыкальных деятелей; член-корреспондент РАЕН (направление «Гуманитарные науки, образование и творчество»); актер, режиссер, мастер звучащего слова, ведущий важных событий в мире классической музыки и искусства, постоянный участник престижных международных музыкальных фестивалей.

    Окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (мастерская В. И. Коршунова). Артистическую карьеру начинал в московском театре «У Никитских ворот» Марка Розовского, где в течение 12 лет был одним из ведущих артистов. На сегодняшний день он сыграл порядка 50 ролей в кино и театре. Более 25 лет успешно работает в качестве режиссера-постановщика и сценариста театрализованных представлений, концертных программ, официальных церемоний. Пётр Татарицкий – автор оригинальных чтецких проектов в жанре мелодекламации с участием симфонических оркестров и камерных ансамблей.

    В рамках событий перекрестного Года культуры Великобритании и России (2014) осуществил мировую премьеру оперы «Буря» А. Алябьева, выступив одновременно как автор оригинальной сценической версии, режиссер-постановщик и актер (роль волшебника Просперо). Спектакль с успехом был показан на фестивалях «Английские сезоны в Царицыно», «Диалог культур» в Московской консерватории, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» ГМИИ имени А. С. Пушкина.

    С 1997 года Пётр Татарицкий – ведущий концертов Московской филармонии.

    Он является автором и ведущим цикла просветительских музыкальных программ «В гостях у сказочника» в Музее-заповеднике «Царицыно» и цикла программ «Сказки Пушкина» в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

    В последние годы П. Татарицкий неоднократно сотрудничал с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского в качестве сценариста и режиссера-постановщика концертных версий оперетт «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Граф Люксембург» и «Веселая вдова» Ф. Легара, исполненных в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Он также работает на других крупных столичных площадках – сценах Большого театра России, Государственного Кремлевского Дворца, Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. В 2016 году в Большом зале Дома Правительства РФ состоялся юбилейный вечер артиста, посвященный 25-летию творческой деятельности.

    Пётр Татарицкий удостоен множества государственных и общественных наград и званий, в числе которых гранты Президента России и Правительства Москвы; премии «Персона России», «Профессионалы – гордость России», «Овация»; ордена издательства “Who is Who” (Швейцария), Признания, Серебряная Звезда Ордена «Служение искусству»; медаль «За гражданское достоинство», Медаль Жукова, серебряная медаль Международного союза музыкальных деятелей «За выдающийся вклад в развитие музыкального искусства» и другие награды. За большой вклад в развитие культуры России удостоен Благодарности Министра культуры РФ (2012). В 2016 году награжден Премией Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» за сохранение наследия отечественной музыкальной классики (за постановку оперы «Буря» Алябьева).

    Рекомендуем к просмотру

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Борис Березовский, Дмитрий Маслеев

    08.06.2017

    В программе:
    Брамс
    Соната для двух фортепиано фа минор, соч. 34 b
    Дебюсси
    «Маленькая сюита» для фортепиано в четыре руки, L 65
    Лист
    «Воспоминание об опере Моцарта "Дон Жуан”» для двух фортепиано, S. 418
    Венгерская рапсодия № 2 до-диез минор, S. 244 № 2

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Екатерина Мечетина, Александр Гиндин

    24.01.2017

    В программе:
    Шнитке
    «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка», соч. 143 (транскрипция В.Боровикова)
    Римский-Корсаков – Грязнов
    Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» для двух фортепиано
    Вагнер – Регер
    Прощание Вотана с Брунгильдой и заклинание огня из оперы «Валькирия»
    Черни
    Блестящая увертюра си минор для фортепиано в четыре руки
    Лист
    «Воспоминание об опере Моцарта “Дон Жуан”» для двух фортепиано, S. 418

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Камерные вечера

    Режиссерская версия

    02.10.2016

    В программе:
    Дворжак
    Квинтет ля мажор, соч. 81
    Шуман
    Квинтет ми-бемоль мажор, соч. 44

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Гиндин

    21.04.2016

    В программе:
    Лист
    «Траурная гондола», S. 200
    «Серые облака», S. 199
    Багатель без тональности, S. 216a
    Скерцо и марш, S. 177
    Шопен
    Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 35
    Скрябин
    Поэма «К пламени», соч. 72
    Соната № 5 фа-диез мажор, соч. 53

    Камерный зал Филармонии

    Екатерина Мечетина,
    Никита Борисоглебский,
    Сергей Антонов

    24.10.2014

    В программе:
    Шуман
    Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели ре минор, соч. 63
    Цемлинский
    Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ре минор, соч. 3
    Брамс
    Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели си мажор, соч. 8

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Гиндин и Александр Мельников (фортепиано)

    05.01.2013

    В программе:
    Лист
    Патетический концерт для двух фортепиано
    Стравинский
    Концерт для двух фортепиано
    Рахманинов
    «Симфонические танцы» (авторское переложение для двух фортепиано)