«Защити…». Душевные движения в живописи Европы Средних веков. Цикл воскресных дневных симфонических концертов. Автор и ведущая – Светлана Виноградова : Московская государственная академическая филармония

    «Защити…».
    Душевные движения
    в живописи Европы Средних веков.
    Цикл воскресных дневных
    симфонических концертов.
    Автор и ведущая – Светлана Виноградова

    28 сентября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:

    Древнерусские духовные песнопения XVI – XVIII веков.

    Знаменный, путевой, демественный роспевы, строчное и демественное многоголосие, ранний партес, непрерывное многоголосие.

    Духовные стихи – песни о жизни, смерти, покаянии и Спасении, песни, где «незримо присутствует Господь».

    Покаянные духовные стихи монастырской традиции, народные духовные стихи, псальмы и канты, песни бродячих лирников.

    «Душевные движения в живописи Европы Средних веков».

    И.Репин – Портрет П.М.Третьякова, Портрет М.Мусоргского

    И.Прянишников – «Порожняки»

    В.Суриков – «Утро стрелецкой казни»

    В.Боровиковский – Портрет М.И.Лопухиной

    В.Васнецов – «Богатыри»

    12+

    Абонемент №55:

    Третьяковская галерея.
    Цикл воскресных дневных симфонических концертов.
    Автор и ведущая – Светлана Виноградова

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» представляет собой особую сферу хорового исполнительства. Коллектив создает уникальные программы на стыке жанров, сочетая академическую хоровую стилистику с богослужебным пением, музицирование – с элементами драматического действия. 

    Ансамбль «Сирин» создан в 1989 году Андреем Котовым – известным певцом, хормейстером и фольклористом, посвятившим много лет изучению особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Коллектив назван по имени райской птицы с головой девы, поющей «неизреченные песни о спасшихся душах» и вечном блаженстве.

    Большую часть репертуара ансамбля составляют богослужебные песнопения XV–XVIII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосие, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт. Особое место в репертуаре «Сирина» занимают духовные стихи – песнопения самого разного происхождения в «пограничном» жанре, в котором отчетливо проступают и клерикальные стихотворно-музыкальные приемы, и достаточна свобода самовыражения автора. 

    Коллективом созданы программы «Христос рождается, славите!» (богослужебные песнопения рождественской службы XVI–XVII вв., духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»); «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»); «Весна покаяния» (песнопения Великого поста XV–XVIII вв., монастырские покаянные песнопения, духовные стихи); «Рождество Богородицы» (духовные песнопения на Рождество Богородицы, богородичные народные духовные стихи); «Новое небо, новая земля»; «Стих о пресветлом рае» и другие. 

    В 2000 году при участии музыкантов ансамбля было реконструировано «Пещное действо» – древний русский церковный обряд о сожжении трех отроков. Уникальная сценическая работа была представлена на Всемирной театральной олимпиаде в Москве. В 2010 году на фестивале старинной музыки в Ярóславе (Польша) состоялась мировая премьера полной версии «Пещного действа» совместно с польскими исполнителями. 

    «Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссерами. Специально для него созданы «Плач Иеремии», «Заповеди блаженства», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши. Среди режиссеров, работавших с коллективом, – Анатолий Васильев («Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери»), Валерий Фокин («Шинель»), Кама Гинкас («Нелепая поэмка»). Совместно со знаменитым «Кронос-квартетом» ансамбль «Сирин» представил в Светлановском зале Московского международного Дома музыки российскую премьеру произведения Sun Rings Терри Райли с видеорядом (2006). 

    Ансамбль много гастролирует в России и за рубежом (во Франции, Англии, Эстонии, Чехии, Португалии, Индии, Бразилии, США, Польше и других странах). «Сирин» был специальным гостем VIII Хорового конгресса азиатских стран в Пекине, участником I Европейского симпозиума хоровой музыки в Любляне, Всемирного симпозиума хоровой музыки в Роттердаме, фестивалей в Лионе, Иль-де-Франс и Юзесе (Франция), Марктобердорфе (Германия), Маастрихте (Нидерланды), Корке (Ирландия), Фрибуре (Швейцария), Бангкоке (Таиланд), «Европалия» в Бельгии. 

    Наряду с исполнительской деятельностью музыканты ансамбля постоянно ведут исследовательскую работу, организуют просветительские проекты, лекции и мастер-классы. 

    «Сирин» имеет записи на радио и компакт-дисках; первый альбом ансамбля, «Духовные песнопения русского народа» (Les Saisons Russes), получил в 1994 году премию Diapason d’Or («Золотой камертон»).