«Защити…». Душевные движения в живописи Европы Средних веков. Цикл воскресных дневных симфонических концертов. Автор и ведущая – Светлана Виноградова : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Открылась продажа абонементов сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    «Защити…».
    Душевные движения
    в живописи Европы Средних веков.
    Цикл воскресных дневных
    симфонических концертов.
    Автор и ведущая – Светлана Виноградова

    28 сентября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:

    Древнерусские духовные песнопения XVI – XVIII веков.

    Знаменный, путевой, демественный роспевы, строчное и демественное многоголосие, ранний партес, непрерывное многоголосие.

    Духовные стихи – песни о жизни, смерти, покаянии и Спасении, песни, где «незримо присутствует Господь».

    Покаянные духовные стихи монастырской традиции, народные духовные стихи, псальмы и канты, песни бродячих лирников.

    «Душевные движения в живописи Европы Средних веков».

    И.Репин – Портрет П.М.Третьякова, Портрет М.Мусоргского

    И.Прянишников – «Порожняки»

    В.Суриков – «Утро стрелецкой казни»

    В.Боровиковский – Портрет М.И.Лопухиной

    В.Васнецов – «Богатыри»

    12+

    Абонемент №55:

    Третьяковская галерея.
    Цикл воскресных дневных симфонических концертов.
    Автор и ведущая – Светлана Виноградова

    Светлана Виноградова

    С прискорбием сообщаем о невосполнимой потере.

    23 января ушла из жизни ведущий лектор-музыковед Московской филармонии Светлана Викторовна Виноградова.

    Вся её жизнь была пронизана музыкой. Светлана Викторовна окончила ЦМШ и Московскую консерваторию (по классу композиции). Воспитанница В. Шебалина и А. Александрова, продолжательница самых важных исторических музыкальных традиций, она все свои силы отдала популяризации музыки, воспитанию молодых слушателей, поиску новых смыслов и серьёзных тем, которые она не боялась обсуждать с нами в концертном зале, с экрана телевизора, в записи на пластинке или радиотрансляции… Благодаря Светлане Викторовне профессия лектора-музыковеда стала важной, значимой и заметной, стала настоящим искусством.


    Талант, опыт, мастерство — три составляющие абсолютного успеха Светланы Викторовны Виноградовой — выдающегося музыканта-просветителя, главного музыкального «сталкера» нашей страны, на протяжении многих десятилетий ведущего сотни, тысячи слушателей в мир музыки — загадочный и прекрасный. Просветителя, по В. Далю, «дарующего свет умственный, научный и нравственный, поучающий истинам и добру, образовывающий ум и сердце». Этот путь был избран смолоду. Выпускница Московской консерватории по классу композиции профессора Анатолия Александровича Александрова, яркого представителя Серебряного века в отечественном музыкальном искусстве, она вышла на филармоническую сцену и сразу завоевала авторитет и симпатии многочисленной аудитории Большого зала Московской консерватории и Концертного зала имени Чайковского, Большого театра, Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского дворца съездов.

    Способность к свободному общению с публикой со сцены концертного зала — особый дар, основанный на блестящей эрудиции и несомненном актерском мастерстве, которым в полной мере обладает С. Виноградова. С середины 1970-х годов слушательская аудитория музыканта во сто крат увеличилась благодаря ее сотрудничеству с Центральным телевидением. Светлана Викторовна стала первым музыкальным комментатором на первом канале телевидения. Она представляла трансляции оперных спектаклей из ведущих театров мира — из Италии и Великобритании, Чехословакии, Болгарии и еще многих стран Европы, Америки... Здесь она получила известность как автор многочисленных сценариев к документальным музыкальным фильмам, монографических и тематических программ и циклов.

    Более чем полувековая деятельность С. Виноградовой в филармонии связана с таким количеством интереснейших проектов, что даже простое их перечисление заняло бы не одну страницу. Упомянем лишь о некоторых. Концерты абонемента «Сказки для всех» адресованы как юным слушателям, так и их родителям. Абонемент «О прекрасном» объединил музыку, поэзию и живопись, на перекрестке которых встречаются древнегреческие боги и сказочные герои, отраженные в зеркале оперы и балета. На протяжении многих лет С. Виноградова составляла «Красную книгу». Этот абонемент представлял собой не привычную форму концерта с комментариями, а некий диалог со слушателями, приглашение к совместному размышлению об эстетических категориях музыкального искусства, разнообразных национальных традициях и об историческом контексте.

    Совершенно новым жанром в филармонической практике стал абонементный цикл «Третьяковская галерея» в Концертном зале имени П. И. Чайковского. Первоначально его концерты сопровождались видеопоказом на экранах художественных полотен из уникальных собраний «Третьяковки» - отсюда цикл получил свое название. Сегодня Светлана Виноградова знакомит публику с шедеврами и из других знаменитых музеев — от парадных портретов крепостных художников до исторических полотен передвижников, от портретного искусства художников Серебряного века до сценографии участников знаменитого кружка «Мир искусства», а также с редкими фотографиями композиторов и их окружения из семейных архивов, представая как безусловный знаток и тонкий ценитель изобразительного искусства. Параллельно идет прослушивание музыкальных произведений, которые являются ровесниками живописных работ.

    Одним из новых проектов Светланы Виноградовой является абонементный цикл литературно-музыкальных концертов «Впередсмотрящий». Он проходит в Камерном зале Московской филармонии, особая атмосфера которого способствует исчезновению грани между исполнителями и публикой, — при этом слушатель ощущает себя вовлеченным в происходящее на сцене. В цикле «Впередсмотрящий» Светлана Виноградова представляет широкий диапазон сюжетов и жанров, знакомя с произведениями современной литературы —  сочинениями Р. Баха, Х. Мураками, М. Павича, Р. Брэдбери, С. Лема, А. де Сент-Экзюпери, а также включая русскую литературную классику, литературу средневековой Европы и др.

    Музыкальный диапазон, к которому апеллирует С. Виноградова в своих концертах, кажется поистине необъятным. Если попытаться представить себе образ некоего гипотетического слушателя всех абонементов С. Виноградовой, получится, что он познакомился едва ли не со всем многовековым опытом музыкального искусства — от духовных песнопений и фольклора народов мира до сложнейших оркестровых и хоровых партитур композиторов XX столетия. В программах, которые предлагала С. Виноградова аудитории, участвовали многие ведущие оркестры и известные солисты. Среди композиторов и исполнителей, с которыми Светлана Викторовна сотрудничала в разные годы, — Д. Шостакович и Г. Свиридов, Т. Хренников и К. Караев, Д. Кабалевский и А. Пахмутова, А. Эшпай и В. Гаврилин, Р. Щедрин и Э. Артемьев, К. Кондрашин и В. Дударова, Д. Ойстрах и Е. Светланов, Э. Гилельс и Р. Баршай, И. Архипова и В. Атлантов, Е. Образцова и Е. Нестеренко, А. Ведерников и Ю. Темирканов, А. Рудин и многие другие замечательные артисты — гордость отечественной музыкальной культуры.

    За свою многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность С. Виноградова неоднократно удостаивалась почетных премий и высоких наград. Она — заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, обладатель Ордена Дружбы и ордена «Знак Почета», в 2006 году газетой «Музыкальное обозрение» объявлена «Музыкантом года».

    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» представляет собой особую сферу современного хорового исполнительского искусства. Коллектив создает уникальные программы на грани жанров, сочетая музыку с элементами драматического действия, академическую хоровую стилистику и богослужебное пение. В исполнении «Сирина» древние церковные распевы обретают современное звучание, сохраняя свое высокодуховное эмоциональное наполнение.

    Ансамбль «Сирин» создан в 1989 году Андреем Котовым – известным певцом, хормейстером и фольклористом, посвятившим много лет изучению русской народной и церковной музыки. Коллектив назван по имени райской птицы с головой девы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Таким образом, творчество ансамбля изначально было связано с постижением духовных основ фольклора и христианской музыки. На этом сочетании народного и церковного зиждется особая вокальная манера певцов: яркий, насыщенный звук и сдержанные, аскетичные мелодии. Именно поэтому особое место в репертуаре «Сирина» занимают духовные стихи – «пограничный» жанр духовного содержания, где присутствуют и клерикальные стихотворно-музыкальные приемы, и достаточная свобода самовыражения автора. Духовные стихи отличаются разнообразием форм, причудливым смешением музыкальных традиций разных времен и народов.

    Программы ансамбля драматургически-выстроены, наполнены действием и движением. Главный смысл – не в красивой аутентичной «картинке», а в глубинном постижении верующим человеком сакральных тайн. Таким образом, выступления «Сирина» превращаются в некое живое действо, где главным героем выступает человек, с его переживаниями, смятениями и духовными озарениями.

    Большую часть репертуара ансамбля составляют богослужебные песнопения XV-XVIII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт.

    В разные годы коллективом созданы программы «Христос рождается, славите!» (в нее вошли Богослужебные песнопения Рождественской службы XVI-XVII вв., духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»); «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»); «Весна покаяния» (песнопения Великого Поста XV-XVIII вв., монастырские покаянные песнопения, духовные стихи); «Новое небо, новая земля» (Рождение, Крещение, Жизнь, Смерть, Воскресение); «Рождество Богородицы» (духовные песнопения на Рождество Богородицы, Богородичные народные духовные стихи); «Стих о Пресветлом Рае».

    В 2000 году было реконструировано «Пещное действо» – древний русский церковный обряд о сожжении трех отроков. Уникальная сценическая работа была с большим успехом показана на Всемирной театральной олимпиаде в Москве. В 2010 году в Польше, а затем на фестивале в Ярославе состоялась мировая премьера полной версии «Пещного действа» совместно с польскими исполнителями.

    «Сирин» много и плодотворно сотрудничает с композиторами и режиссерами. Специально для него созданы «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши. Среди режиссеров, работавших с коллективом, – Анатолий Васильев («Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери»), Валерием Фокиным («Шинель»), Кама Гинкас («Нелепая поэмка»).

    Один из ярких проектов «Сирин» осуществил со знаменитым Кронос-квартетом, представив в Светлановском зале Московского международного Дома музыки российскую премьеру произведения Sun rings Терри Райли, сопровождавшуюся видеорядом на экране (2006).

    Помимо больших программ ансамбль «Сирин» выступает с камерными концертами, в которых принимают участие мужская или женская группы коллектива, трио, квартет, солисты.

    Ансамбль много гастролирует в России и за рубежом. Только в последние годы коллектив выступал в Эстонии, Чехии, Португалии, Франции, Англии, Индии, Бразилии, Америке, Польше. «Сирин» был специальным гостем Восьмого хорового конгресса азиатских стран в Пекине, участником Первого европейского симпозиума хоровой музыки в Любляне, Всемирного симпозиума хоровой музыки в Роттердаме, фестиваля старого Лиона, Музыка Сакра в Марктобердорфе и Маастрихте. Ансамбль выступал на фестивалях «Иль де Франс», международном фестивале хоровой музыки в Корке (Ирландия), фестивале духовной музыки во Фрибуре (Швейцария), Рождественском фестивале в Бангкоке, «Европалии» в Бельгии.

    Творчество ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» не исчерпывается концертными программами, полусценическими постановками и звукозаписями: коллектив постоянно ведет исследовательскую работу, организует просветительские проекты и лекции, мастер-классы.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Певческие святыни Древней Руси.
    Московский синодальный хор

    04.11.2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Хор Собора Парижской Богоматери,
    Оливье Латри.
    Музыка Франции

    08.07.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Щедрин. «Запечатленный ангел».
    Хор «Латвия»,
    Марис Сирмайс

    Режиссерская версия

    19.03.2015

    В программе:
    И. С. Бах
    (к 330-летию со дня рождения) – Мотет "Jesu, meine Freude», BWV 227
    Мотет "Komm, Jesu, komm", BWV 229
    Щедрин
    «Запечатленный ангел» – русская литургия для хора а cappella по Николаю Лескову

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Й. Гайдн. «Сотворение мира».
    Монтеверди-хор, Musica Viva
    Готхарт Штир

    21.10.2014

    В программе:
    Й. Гайдн
    «Сотворение мира» – оратория для солистов, хора и оркестра

    Камерный зал Филармонии

    Музыка безмолвия.
    Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

    16.02.2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Пасха распятия». Мировая премьера

    25.03.2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Валентин Гафт, Московский государственный
    академический камерный хор, Владимир Минин

    18.03.2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Музыкальный фестиваль Капеллы России имени А. А. Юрлова «Любовь святая». Концерт-открытие фестиваля

    18.10.2012

    В программе:
    Свиридов
    «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и симфонического оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого

    20.03.2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Хор имени А.В. Свешникова. Гала-концерт, посвященный 140-летию со дня рождения С. В. Рахманинова

    26.03.2013

    В программе:
    Рахманинов
    Концерт для хора «В молитвах неусыпающую Богородицу»
    «Хор духов» по драматической поэме А.К.Толстого «Дон Жуан»
    «Пантелей-целитель», хор на слова А.К.Толстого
    Две обработки народных песен: «Чоботы», украинская народная песня, «Бурлацкая», русская народная песня для мужского хора и фортепиано
    Шесть хоров для женского хора и фортепиано
    Литургия святого Иоанна Златоуста для смешанного хора а cappella