Звёзды аргентинского танго. Золотой век аргентинского танго и Tango Nuevo : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    Звёзды аргентинского танго.
    Золотой век аргентинского танго
    и Tango Nuevo

    26 мая 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Пьяццолла

    Тройло

    Вишольдо

    Ховес

    Мело

    Кадикамо

    Кабашеро

    Карраско

    Золотой век аргентинского танго и Tango Nuevo

    12+

    Золотой век аргентинского танго и Tango Nuevo

    Танго – легендарный танец ХХ века, не теряющий свою актуальность и поныне, зародился в Аргентине на исходе XIX века, когда в страну хлынул поток иммигрантов из Европы. Новоприбывшие скапливались на окраинах портовых городов – Буэнос-Айреса и Монтевидео, постепенно сливаясь с местными жителями. Именно здесь произошло сближение разнонациональных музыкальных и танцевальных форм, из которых возникло аргентинское танго. Хорхе Луис Борхес в книге «Язык аргентинцев» пишет: «Танго принадлежит к Ла-Плата и является “сыном” уругвайской милонги и “внуком” хабанеры». (Милонгой называется как южноамериканский танец, так и танцевальный вечер, на котором танцуют танго и милонгу.)

    В первое время танго не выходило за пределы окраин Буэнос-Айреса, но постепенно проникло в многочисленные кафе аргентинской столицы, которые посещала «приличная» публика. Основой танцевального сюжета, как правильно, была «дуэль»: состязание между претендентами на благосклонность дамы. В сопровождающем ансамбле присутствовали скрипка, флейта, арфа (которую вскоре заменила гитара) и бандонеон. Во время Первой мировой войны аргентинское танго увидели и услышали в Париже. Увлечение новым танцем подобно эпидемии прокатилось по Европе, и танго возвратилось на родину победителем, превратившись в национальный музыкальный символ.

    «Золотым веком» танго стал период 1930–1950-х годов, когда в многочисленных ансамблях творили выдающиеся композиторы и исполнители танго – классики стиля: Аннибал Тройло, Освальдо Пульезе, Астор Пьяццолла и многие другие.

    К концу сороковых годов существовали три основных музыкальных традиции исполнения танго. Первая, наиболее влиятельная, получила название «школа де Каро» (по имени одного из выдающихся исполнителей – Хулио де Каро) и во многом была связана с исполнительскими приемами джазового биг-бэнда. Этой музыке свойственна импровизационность, определенные «джазовые» приемы в формировании структуры пьесы (тема – импровизация – тема – каденция). Помимо Хулио Де Каро, яркими представителями данного направления были Педро Лауренц, Анибаль Тройло, Освальдо Пульезе, Альфредо Гобби. Именно школа де Каро с ее импровизационной природой, открытая любым стилевым экспериментам, создавала благодатную почву для появления «Нового танго», или «Танго нуэво». Танго постепенно становилось музыкой для слушания, а не для танца. Вернуть его на танцполы удалось Освальдо Пульезе, популярность которого была немыслимой и могла конкурировать лишь со славой его антагониста – Асторя Пьяццоллы. Впрочем, эволюционная природа «школы де Каро» впоследствии сблизила этих музыкантов, приведя их в 1989 году на одну сцену.

    Две других исполнительских традиции танго противоположны друг другу по эстетике, но имеют общее отличие от «школы де Каро» – в них нет эволюционного элемента. Это «эстрадное» направление, пользующаяся успехом в высшем обществе, – красивая музыка без импровизационного элемента, рассчитанная на концертные залы (порой скрипок бывает в несколько раз больше, чем в традиционном танго-оркестре, зато бандонеона нет вообще). И, наконец, третья, чисто танцевальная традиция, где музыка выполняет исключительно аккомпанирующую роль и отличается четким ритмом и подчиненностью ему всех остальных музыкальных средств.

    «Танго нуэво» начало развиваться в 80-е годы ХХ века и было связано с желанием танцоров найти свой неповторимый стиль, придумывая оригинальные вращения со сплетением и вымещением ног, изысканные позы и поддержки. «Новое танго» требовало для исполнения много места, поэтому его часто танцевали в шоу и никогда на милонгах.

    Самым известным композитором нового направления стал Астор Пьяццолла с его аргентинскими корнями и великолепной европейской академической школой. Именно Пьяццолле удалось ввести аргентинский танец в обиход классической музыки (как в свое время сделал с вальсом Иоганн Штраус). Он произвел революцию в стиле танго за счет внедрения новых инструментов, таких как саксофон и электрогитара, а так же открыл новые формы гармонических и мелодических структур в традиционном танго.

    Возрождение танго в 80-е годы ХХ века связано с именами величайших танцоров Аргентины Хуана Карлоса Копеса и Марии Ньевес – звезд аргентинского танго. Ренессанс танго начался с грандиозного успеха в 1983 году мюзикла «Танго Аргентино» сначала в Париже, а затем на Бродвее. Копес и Ньевес были главными участниками масштабного действа, которое вновь пробудило интерес к танцу во всем мире. С конца 1980-х годов в Буэнос-Айресе одна за другой появляются спецшколы, а в 1990 году учреждается Национальная академия танго. В 1996 году принимается Национальный закон о танго, объявляющий танец национальным достоянием, а продвижение танго у себя и за рубежом, соответственно, – государственным интересом. С 1999 года в Буэнос-Айресе под патронатом городских властей проходит Фестиваль танго.

    В 2009 году эксперты ЮНЕСКО включили танго в список Всемирного культурного наследия.

    Хавьер Родригес и Ноэлия Барси

    «Чтобы танцевать танго, надо думать о партнере и чувствовать его! Танго – популярный танец, и каждое движение должно идти от сердца. Когда ты танцуешь, ты чувствуешь себя счастливым и ищешь счастья, в противном случае ты не танцуешь, а только лишь двигаешься» (Хавьер Родригес).

    Хавьер Родригес – легендарный танцор, уже почти четверть века являющийся настоящей иконой стиля tango salon. Его абсолютная индивидуальность заключается в непревзойденной элегантности, высочайшей технике, музыкальности, игре полутонами. Танец Хавьера Родригеса и Ноэлии Барси изящен и спокоен, на первый взгляд ясен и прост, но вдруг взрывается ювелирным синкопированием и фейерверком каскадов и окутывает зрителя необъяснимой магией.

    В интервью, данном аргентинскому журналу La Milonga Magazine, на вопрос «Что для вас танго?» Родригес ответил «Объятие».

    В настоящее время Хавьер Родригес – один из самых известных мастеров аргентинского танго. Его танец – чистое традиционное танго, лишенное стилевых примесей. Помимо исполнительской деятельности, Хавьер Родригес является востребованным педагогом.

    Журнал La Milonga Argentina называет его «молодым старым милонгеро» – танцором с сердцем старого милонгеро в теле молодого человека. В этой характеристике – стремление подчеркнуть преданность Родригеса традициям старого танго и милонг.

    С 1998 он активно участвует в самых значительных фестивалях танго по всему миру. С 2009 года выступает в Бухаресте (Румыния) на фестивале BucharestTangoFantasia.

    В апреле 2013 года сложился танцевальный дуэт Хавьера Родригеса и Ноэлии Барси, который уже выступал на крупнейших фестивалях мира и принимал участие в знаковых событиях в мире танго. Каждая его партнерша – это новая жизнь и новые чувства. Сейчас в его истории новый этап – легкая и изящная неподражаемая Ноэлия Барси.

    Ноэлия имеет обширный опыт, преподает и танцует tangosalonи tangoescenario во всем мире. Имеет свои корни танго в традиционных салонах Villa UrquizaBuenosAires.

    Фернандо Грасия и Соль Серкидес

    Молодая, но уже всемирно известная пара, чемпионы мира в стиле tango escanario («сценическое танго»), Фернандо Грасия и Соль Серкидес – танцовщики высочайшего класса, обладающие невероятным артистизмом. В их танце – квинтэссенция всего, что вкладывается в понятие «танго». Это и страсть, и любовь, и необыкновенная зрелищность, и энергетика, которые неизменно вызывают восторг и восхищение зрителей.

    Фернандо Грасия – чемпион мира Tangostage 2007 года, хореограф CodigoTangocompany.

    Соль Серкидес – чемпион Милонги-2010 и лауреат Танго-салона 2010 года. С 2009 года обучается на отделении драматического искусства в Школе Августина Алеццо и Мартина Джианолы. Соль Серкидес танцует в труппах TangoMetropolis и TangoyNoche, является солисткой шоу LorcaTango («Танго Лорки») под руководством Марио Альвареса, премьера которого состоялась в Гранаде (Испания, 2013).

    Фернандо Грасия и Соль Серкидес работали в различных танго-шоу, которые были показаны в Буэнос-Айресе. Срединих – Complejo Tango, Tango Palace, Piazzolla Tango, Esquina Homero Manzi, Tango Mio, Sabor a Tango. Онитанцеваливтакихтруппах, какаргентинские ACETA, Tanguera, Bocca Tango, Che Tango, Tango Elemento, Codigo Tango, Varietal Tango Argentino (Аргентина – СевернаяАмерика), североамериканская Mestizaje Tango, европейские O tango The ultimate tango Show, Tango Ilusion Dance, Cinco Tango, Tango y Noche, Tango Metropolis, японская Tango Dance Premium, атакжетруппыКристианаМиньо Reve Rouge Dance Company, стилистикакоторойобъединяеттангоисовременныйтанец.

    Среди важнейших событий в творческой жизни дуэта – участие в составе TangoMetropoliscompany в I Латиноамериканском фестивале в Дохе (Катар, 2011); в составе ReverRougeDanceCompany на FestivalCambalache в Буэнос-Айресе (Аргентина, 2012); гастроли по Швейцарии, Италии, Франции, Германии в составе трупп TangoMetropolis и TangoyNoche (2013); выступление на V Танго-фестивале в Анкаре (Турция, 2013); VI Танго-фестивале в Реджо-Эмилии (Италия, 2013); V Танго-фестивале в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты, 2013).

    Фернандо Грасия и Соль Серкидес постоянно заняты в одном из самых престижных танго-шоу Аргентины, возглавляемом Долорес де Амо, EsquinaCarlosGardel («Угол Карлоса Гарделя»).

    В 2012 году танцоры стали постановщиками и участниками спектакля-приношения звезде аргентинского танго Марии Ньевес в Луна-парке в Аргентине. В том же году Фернандо Грасия был официальным хореографом проекта «Трибьют Марии Ньевес в Луна-парке», представил часть своих постановок с WorldChampionsofStageTango и TangoSalon. Также он был хореографом гала-концерта WorldChampionsofStageTango, который состоялся в Выставочном центре в ходе культурной программы TangoWorldChampionships 2012.

    В июне 2013 Фернандо Грасия и Соль Серкидес участвовали в съемках фильма Nikasfuego для телевидения Греции.

    Они входили в состав жюри и тренировали танцоров на III Европейском чемпионате танго в Риме (Италия, 2012), на MisionTangofestival в Мендосе (Аргентина, 2012). В 2013 году проводили семинары и участвовали в танцевальных шоу «Планета танго» в Москве; входили в состав жюри I Российского чемпионата танго (при поддержке правительства Буэнос-Айреса). В августе 2013 года воспитанники Фернандо Грасии и Соль Серкидес – танцоры из Европы, России и Китая – вошли в первую десятку победителей Чемпионата мира по танго в Буэнос-Айресе.

    Solo Tango Orquesta

    Solo Tango orquesta был создан в 2010 году, дебют коллектива состоялся на фестивале «Ночи Милонгеро» в Москве. В том же году ансамбль одержал победу в категории «Музыка Пьяццоллы» на XXXV международном конкурсе в Кастельфидардо (Италия), а через год стал победителем на международном конкурсе в Клингентале (Германия). 

    Коллектив выступал на крупнейших международных фестивалях танго в Аргентине, Австрии, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Италии, Испании, Дании, Швеции, Финляндии, Польше, Израиле, Турции, Китае, Сингапуре, Корее, США, Австралии, России. В 2018 и 2019 годах номинировался на Первую международную премию танго в Буэнос-Айресе. На XV чемпионате мира по танго Mundial de Tango (2018) в столице Аргентины российская пара Дмитрий Васин и Сагдиана Хамзина победили в категории «сценическое танго» (Tango Escenario), исполнив свой номер под аранжировку танго Los Mareados от Solo Tango orquesta.

    Solo Tango orquesta выступает на известнейших концертных площадках в России и за ее пределами – в филармонии и Адмиралспаласте в Берлине, Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, залах Московского международного Дома музыки и др. У коллектива два персональных абонемента – в Московской филармонии и ММДМ. 

    В 2012 году российский ансамбль успешно гастролировал на родине танго в Буэнос-Айресе; музыканты выступили и дали интервью в прямом эфире государственного радио La 2x4. В 2015 году коллектив принимал участие в шоу-спектаклях La Evasion в театральном центре Paseo La Plaza на Авенида Корриентес. Тогда же его пригласили в аргентинское танго-шоу Tango mas Tango, первый показ которого состоялся на крупнейшем танго-фестивале Франции в Тарбе. 

    C Solo Tango orquesta выступали мировые звезды аргентинского танго – танцевальные пары Хавьер Родригес и Фатима Витале, Мигель Зотто и Диана Гусперо, Мариано «Чичо» Фрумболи и Хуана Сепульведа, Макс ван де Ворд и Соланж Акоста, Джонатан Сааведра и Клариса Арагон, Хосе Фернандес и Мартина Вальдман, Фернандо Грасия и Соль Серкидес, Орасио Годой и Сесилия Берра, Рубен и Сабрина Велис, Гастон Торелли и Мариана Драгоне, Лусила Чиончи и Родриго «Джо» Корбата, Cебастьян Ачаваль и Роксана Суарес, Ариадна Навейра и Фернандо Санчес, Янина Киньонес и Нери Пилиу, Себастьян Хименес и Мария Инес Богадо, Леандро Палоу и Ромина Годой, Франсиско Форкера и Каролина Бонавентура и др. 

    В 2012–2015 гг. коллектив принимал участие в спектакле «Ложь во спасение» театра «Ленком». С 2015 года ансамбль сотрудничает с несколькими бандонеонистами, в числе которых аргентинцы Лаутаро Греко и Виктор Вишена, а также Симоне Марини (Италия) и Михаэль Доллак (Германия). 


    Александр Рязанов (скрипка) обучался в Музыкальном училище имени Гнесиных (класс Е. Ю. Злобиной). В эти годы стал дипломантом международных и всероссийских конкурсов. Продолжил образование в Государственной классической академии имени Маймонида (класс И. М. Мичуриной) и в аспирантуре академии по специальности «камерный ансамбль» (класс В. П. Самолётова). 


    Артём Тимин (фортепиано) окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс М. М. Волковой). Успешно выступал на российских и международных молодежных конкурсах. Многократный призер Молодежных Дельфийских игр России, обладатель стипендии Президента РФ и дважды обладатель стипендии Министерства культуры РФ. В 2008–2011 гг. играл в составе Soledad orquesta. В 2010 году стал одним из основателей Solo Tango orquesta. 


    Илья Алпеев (контрабас) обучался в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории и затем в консерватории (класс М. Н. Кекшоева). Участвовал в мастер-классах Клауса Трумпфа, Томаса Мартина, Каталина Ротару, Орасио Кобаркоса, Даниэля Фаласки. В студенческие годы много концертировал, выступал сольно и в составе камерных ансамблей, сотрудничал с камерным оркестром «Московия» под руководством Эдуарда Грача. С 2011 года выступает в составе Solo Tango orquesta. 


    Павел Ратынский (бандонеон) окончил колледж при Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке и затем институт (класс А. И. Леденёва). Лауреат более 30 всероссийских и международных конкурсов: Classica Nova в Германии, «Виват, баян!» в Самаре, Международного конкурса аккордеонистов в Клингентале, «Весенние голоса» в Москве, 60-го международного конкурса баянистов и аккордеонистов «Трофей мира» в Виго (Испания), Молодежных Дельфийских игр в Саратове и Твери, 64-го Кубка мира среди аккордеонистов в Шанхае и др. С 2016 года выступает в составе Solo Tango orquesta.