Звёзды аргентинского танго.
    Золотой век аргентинского танго
    и Tango Nuevo

    26 мая 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Пьяццолла

    Тройло

    Вишольдо

    Ховес

    Мело

    Кадикамо

    Кабашеро

    Карраско

    Золотой век аргентинского танго и Tango Nuevo

    12+

    Золотой век аргентинского танго и Tango Nuevo

    Танго – легендарный танец ХХ века, не теряющий свою актуальность и поныне, зародился в Аргентине на исходе XIX века, когда в страну хлынул поток иммигрантов из Европы. Новоприбывшие скапливались на окраинах портовых городов – Буэнос-Айреса и Монтевидео, постепенно сливаясь с местными жителями. Именно здесь произошло сближение разнонациональных музыкальных и танцевальных форм, из которых возникло аргентинское танго. Хорхе Луис Борхес в книге «Язык аргентинцев» пишет: «Танго принадлежит к Ла-Плата и является “сыном” уругвайской милонги и “внуком” хабанеры». (Милонгой называется как южноамериканский танец, так и танцевальный вечер, на котором танцуют танго и милонгу.)

    В первое время танго не выходило за пределы окраин Буэнос-Айреса, но постепенно проникло в многочисленные кафе аргентинской столицы, которые посещала «приличная» публика. Основой танцевального сюжета, как правильно, была «дуэль»: состязание между претендентами на благосклонность дамы. В сопровождающем ансамбле присутствовали скрипка, флейта, арфа (которую вскоре заменила гитара) и бандонеон. Во время Первой мировой войны аргентинское танго увидели и услышали в Париже. Увлечение новым танцем подобно эпидемии прокатилось по Европе, и танго возвратилось на родину победителем, превратившись в национальный музыкальный символ.

    «Золотым веком» танго стал период 1930–1950-х годов, когда в многочисленных ансамблях творили выдающиеся композиторы и исполнители танго – классики стиля: Аннибал Тройло, Освальдо Пульезе, Астор Пьяццолла и многие другие.

    К концу сороковых годов существовали три основных музыкальных традиции исполнения танго. Первая, наиболее влиятельная, получила название «школа де Каро» (по имени одного из выдающихся исполнителей – Хулио де Каро) и во многом была связана с исполнительскими приемами джазового биг-бэнда. Этой музыке свойственна импровизационность, определенные «джазовые» приемы в формировании структуры пьесы (тема – импровизация – тема – каденция). Помимо Хулио Де Каро, яркими представителями данного направления были Педро Лауренц, Анибаль Тройло, Освальдо Пульезе, Альфредо Гобби. Именно школа де Каро с ее импровизационной природой, открытая любым стилевым экспериментам, создавала благодатную почву для появления «Нового танго», или «Танго нуэво». Танго постепенно становилось музыкой для слушания, а не для танца. Вернуть его на танцполы удалось Освальдо Пульезе, популярность которого была немыслимой и могла конкурировать лишь со славой его антагониста – Асторя Пьяццоллы. Впрочем, эволюционная природа «школы де Каро» впоследствии сблизила этих музыкантов, приведя их в 1989 году на одну сцену.

    Две других исполнительских традиции танго противоположны друг другу по эстетике, но имеют общее отличие от «школы де Каро» – в них нет эволюционного элемента. Это «эстрадное» направление, пользующаяся успехом в высшем обществе, – красивая музыка без импровизационного элемента, рассчитанная на концертные залы (порой скрипок бывает в несколько раз больше, чем в традиционном танго-оркестре, зато бандонеона нет вообще). И, наконец, третья, чисто танцевальная традиция, где музыка выполняет исключительно аккомпанирующую роль и отличается четким ритмом и подчиненностью ему всех остальных музыкальных средств.

    «Танго нуэво» начало развиваться в 80-е годы ХХ века и было связано с желанием танцоров найти свой неповторимый стиль, придумывая оригинальные вращения со сплетением и вымещением ног, изысканные позы и поддержки. «Новое танго» требовало для исполнения много места, поэтому его часто танцевали в шоу и никогда на милонгах.

    Самым известным композитором нового направления стал Астор Пьяццолла с его аргентинскими корнями и великолепной европейской академической школой. Именно Пьяццолле удалось ввести аргентинский танец в обиход классической музыки (как в свое время сделал с вальсом Иоганн Штраус). Он произвел революцию в стиле танго за счет внедрения новых инструментов, таких как саксофон и электрогитара, а так же открыл новые формы гармонических и мелодических структур в традиционном танго.

    Возрождение танго в 80-е годы ХХ века связано с именами величайших танцоров Аргентины Хуана Карлоса Копеса и Марии Ньевес – звезд аргентинского танго. Ренессанс танго начался с грандиозного успеха в 1983 году мюзикла «Танго Аргентино» сначала в Париже, а затем на Бродвее. Копес и Ньевес были главными участниками масштабного действа, которое вновь пробудило интерес к танцу во всем мире. С конца 1980-х годов в Буэнос-Айресе одна за другой появляются спецшколы, а в 1990 году учреждается Национальная академия танго. В 1996 году принимается Национальный закон о танго, объявляющий танец национальным достоянием, а продвижение танго у себя и за рубежом, соответственно, – государственным интересом. С 1999 года в Буэнос-Айресе под патронатом городских властей проходит Фестиваль танго.

    В 2009 году эксперты ЮНЕСКО включили танго в список Всемирного культурного наследия.

    Хавьер Родригес и Ноэлия Барси

    «Чтобы танцевать танго, надо думать о партнере и чувствовать его! Танго – популярный танец, и каждое движение должно идти от сердца. Когда ты танцуешь, ты чувствуешь себя счастливым и ищешь счастья, в противном случае ты не танцуешь, а только лишь двигаешься» (Хавьер Родригес).

    Хавьер Родригес – легендарный танцор, уже почти четверть века являющийся настоящей иконой стиля tango salon. Его абсолютная индивидуальность заключается в непревзойденной элегантности, высочайшей технике, музыкальности, игре полутонами. Танец Хавьера Родригеса и Ноэлии Барси изящен и спокоен, на первый взгляд ясен и прост, но вдруг взрывается ювелирным синкопированием и фейерверком каскадов и окутывает зрителя необъяснимой магией.

    В интервью, данном аргентинскому журналу La Milonga Magazine, на вопрос «Что для вас танго?» Родригес ответил «Объятие».

    В настоящее время Хавьер Родригес – один из самых известных мастеров аргентинского танго. Его танец – чистое традиционное танго, лишенное стилевых примесей. Помимо исполнительской деятельности, Хавьер Родригес является востребованным педагогом.

    Журнал La Milonga Argentina называет его «молодым старым милонгеро» – танцором с сердцем старого милонгеро в теле молодого человека. В этой характеристике – стремление подчеркнуть преданность Родригеса традициям старого танго и милонг.

    С 1998 он активно участвует в самых значительных фестивалях танго по всему миру. С 2009 года выступает в Бухаресте (Румыния) на фестивале BucharestTangoFantasia.

    В апреле 2013 года сложился танцевальный дуэт Хавьера Родригеса и Ноэлии Барси, который уже выступал на крупнейших фестивалях мира и принимал участие в знаковых событиях в мире танго. Каждая его партнерша – это новая жизнь и новые чувства. Сейчас в его истории новый этап – легкая и изящная неподражаемая Ноэлия Барси.

    Ноэлия имеет обширный опыт, преподает и танцует tangosalonи tangoescenario во всем мире. Имеет свои корни танго в традиционных салонах Villa UrquizaBuenosAires.

    Фернандо Грасия и Соль Серкидес

    Молодая, но уже всемирно известная пара, чемпионы мира в стиле tango escanario («сценическое танго»), Фернандо Грасия и Соль Серкидес – танцовщики высочайшего класса, обладающие невероятным артистизмом. В их танце – квинтэссенция всего, что вкладывается в понятие «танго». Это и страсть, и любовь, и необыкновенная зрелищность, и энергетика, которые неизменно вызывают восторг и восхищение зрителей.

    Фернандо Грасия – чемпион мира Tangostage 2007 года, хореограф CodigoTangocompany.

    Соль Серкидес – чемпион Милонги-2010 и лауреат Танго-салона 2010 года. С 2009 года обучается на отделении драматического искусства в Школе Августина Алеццо и Мартина Джианолы. Соль Серкидес танцует в труппах TangoMetropolis и TangoyNoche, является солисткой шоу LorcaTango («Танго Лорки») под руководством Марио Альвареса, премьера которого состоялась в Гранаде (Испания, 2013).

    Фернандо Грасия и Соль Серкидес работали в различных танго-шоу, которые были показаны в Буэнос-Айресе. Срединих – Complejo Tango, Tango Palace, Piazzolla Tango, Esquina Homero Manzi, Tango Mio, Sabor a Tango. Онитанцеваливтакихтруппах, какаргентинские ACETA, Tanguera, Bocca Tango, Che Tango, Tango Elemento, Codigo Tango, Varietal Tango Argentino (Аргентина – СевернаяАмерика), североамериканская Mestizaje Tango, европейские O tango The ultimate tango Show, Tango Ilusion Dance, Cinco Tango, Tango y Noche, Tango Metropolis, японская Tango Dance Premium, атакжетруппыКристианаМиньо Reve Rouge Dance Company, стилистикакоторойобъединяеттангоисовременныйтанец.

    Среди важнейших событий в творческой жизни дуэта – участие в составе TangoMetropoliscompany в I Латиноамериканском фестивале в Дохе (Катар, 2011); в составе ReverRougeDanceCompany на FestivalCambalache в Буэнос-Айресе (Аргентина, 2012); гастроли по Швейцарии, Италии, Франции, Германии в составе трупп TangoMetropolis и TangoyNoche (2013); выступление на V Танго-фестивале в Анкаре (Турция, 2013); VI Танго-фестивале в Реджо-Эмилии (Италия, 2013); V Танго-фестивале в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты, 2013).

    Фернандо Грасия и Соль Серкидес постоянно заняты в одном из самых престижных танго-шоу Аргентины, возглавляемом Долорес де Амо, EsquinaCarlosGardel («Угол Карлоса Гарделя»).

    В 2012 году танцоры стали постановщиками и участниками спектакля-приношения звезде аргентинского танго Марии Ньевес в Луна-парке в Аргентине. В том же году Фернандо Грасия был официальным хореографом проекта «Трибьют Марии Ньевес в Луна-парке», представил часть своих постановок с WorldChampionsofStageTango и TangoSalon. Также он был хореографом гала-концерта WorldChampionsofStageTango, который состоялся в Выставочном центре в ходе культурной программы TangoWorldChampionships 2012.

    В июне 2013 Фернандо Грасия и Соль Серкидес участвовали в съемках фильма Nikasfuego для телевидения Греции.

    Они входили в состав жюри и тренировали танцоров на III Европейском чемпионате танго в Риме (Италия, 2012), на MisionTangofestival в Мендосе (Аргентина, 2012). В 2013 году проводили семинары и участвовали в танцевальных шоу «Планета танго» в Москве; входили в состав жюри I Российского чемпионата танго (при поддержке правительства Буэнос-Айреса). В августе 2013 года воспитанники Фернандо Грасии и Соль Серкидес – танцоры из Европы, России и Китая – вошли в первую десятку победителей Чемпионата мира по танго в Буэнос-Айресе.

    Solo Tango Orquesta

    Solo Tango orquesta – российский танго-оркестр, покоривший мировой Танго-олимп, первый европейский танго-оркестр, которому рукоплескал Буэнос-Айрес.

    Дебютное выступление коллектива состоялось 19 августа 2010 года на фестивале «Ночи Милонгеро» в Москве. В том же году Solo Tango orquesta стал победителем XXXV международного конкурса Festival Internazionale della fisarmonica (Кастельфидардо, Италия) в категории «Музыка Пьяццоллы». Позже к числу наград добавилась победы на международных конкурсах XXXXVIII International Accordion Competition (Клингенталь, Германия) и Libertango (Барнаул, Россия), а также специальная премия Фонда имени П. И. Чайковского в Москве.

    Оркестр выступал на крупнейших международных фестивалях танго: Misterio Tango Festival (Аргентина, 2013, 2015), Berlin Tango Festival (2012, 2014), Dresden TangoFest (2012–2016), фестивали танго в Карлсруэ (2014–2015) и Баден-Бадене (Германия, 2015), TangoAmadeus (Австрия, 2012), Brussels Tango Festival (Бельгия, 2012, 2014, 2016), Tarbes en Tango (2013, 2015) и Selestat Artino Tango (Франция, 2016), Tango Siempre (2012), Siracusa Tango (2012) и Roma Tango Meeting (Италия, 2013, 2014), Sitges Tango Festival (Испания, 2013), OsterTango (Швейцария, 2012–2016), Tangomagia (Нидерланды, 2011, 2012), Frosbite (Финляндия, 2012, 2013, 2015), Tango Norte (Швеция, 2011–2013, 2016), Tango Malevaje (Дания, 2013–2014), Lodz Tango Salon (Польша, 2013, 2014), Tel Aviv Tango Festival (Израиль, 2015), Istanbul Tango festival (2011–2013) и TanGo to Istanbul (Турция, 2016), Shanghai Tango Marathon (Китай, 2012–2014), Singapore International Tango Festival (Сингапур, 2014–2016), Korea island tango Festival (Корея, 2015), Tango Elements Baltimore (США, 2014, 2015), Sidney Tango Salon Festival (Австралия, 2014), Milonguero Nights и Planetango (Россия, 2010–2015), Sabor del Tango (Ялта 2011–2014) и др.

    В 2012 году российский коллектив успешно гастролировал на родине танго, в Буэнос-Айресе – слушатели аплодировали музыкантам стоя, вызывая по нескольку раз на бис; оркестр был приглашен на двухчасовое интервью в прямом эфире на национальном радио “La 2x4”, посвященном музыке танго. Во время своего последнего тура в Аргентине коллектив принимал участие в шоу-спектаклях La Evasion в театре на улице Корриентес. В 2015 году оркестр был приглашен еще в одно аргентинское танго-шоу Tango mas Tango – первое выступление состоялось на крупнейшем танго-фестивале Франции в Тарбе.

    C Solo Tango orquesta выступали мировые звезды аргентинского танго – танцевальные пары: Мигель Зотто и Магдалена Вальдес, Мариано «Чичо» Фрумболи и Хуана Сепульведа, Рубен и Сабрина Велиз, Лусила Киончи и Джо Корбата, Cебастьян Ачаваль и Роксана Суарез, Ариедна Навейера и Фернандо Санчез, Шанина Киньонез и Нери Пилиу, Себастьян Хименез и Мария Инесс Богадо, Себастьян Арсе и Мариана Монтес, Леандро Палоу и Ромина Годой, Франсиско Форкера и Каролина Бонавентура, Хуан Фосатти и Химена Арамубру.

    В 2012 году оркестр был приглашен играть в спектакле театра Ленком «Ложь во спасение».

    Звучание коллектива отличает совершенное чувство стиля, мощная энергетика и высокое исполнительское мастерство. В его репертуаре как сложнейшие танго композиции, великолепно звучащие в крупнейших концертных залах, так и лучшие образцы танцевальной музыки оркестров «Золотого века танго», под которые удобно танцевать на милонгах.

    С 2015 года коллектив сотрудничает с несколькими бандонеонистами, в числе которых аргентинцы Лаутаро Греко и Виктор Вишена, европейские музыканты Симоне Марини (Италия) и Михаэль Доллак (Германия). С этого же года под руководством Александра Рязанова проходят обучение музыке танго два российских бандонеониста – Павел Ратынский и Алексей Хитман. 1 апреля 2016 года состоялась презентация нового проекта Solo Tango Orquesat Tipica в составе: 3 бандонеона, 3 скрипки, рояль и контрабас.

    Александр Рязанов (скрипка) родился в Норильске в 1984 году. На скрипке начал играть с 4 лет под руководством матери, И. К. Рязановой, заведующей кафедрой Норильского музыкального колледжа. После музыкальной школы обучался в Музыкальном училище имени Гнесиных в классе Е. Ю. Злобиной. За время обучения стал дипломантом международных и всероссийских конкурсов. По окончании училища продолжил образование в Государственной классической академии имени Маймонида (класс И. М. Мичуриной) и в аспирантуре Академии по специальности «камерный ансамбль» (класс профессора В. П. Самолетова). С 2001 года играл в Soledad orquesta. С августа 2010 года выступает с Solo tango orquesta, являясь не только скрипачом коллектива, но и аранжировщиком, композитором и продюсером.

    Артем Тимин (фортепиано) родился в Кирове в 1989 году. С отличием окончив колледж, продолжил обучение в РАМ имени Гнесиных в классе профессора М. М. Волковой. Успешно выступал на российских и международных молодежных конкурсах. Многократный призер молодежных Дельфийских игр России, обладатель стипендии Президента РФ и дважды обладатель стипендии Министерства культуры РФ. C 2008 по 2011 годы играл в Soledad orquesta. В 2010 году стал одним из основателей Solo Tango orquesta, где является пианистом, композитором, аранжировщиком и художественным руководителем.

    Илья Алпеев (контрабас) родился в Кургане в 1988 году. Учился в специальной музыкальной школе по классу фортепиано, в Курганском музыкальном колледже по классу контрабаса, с 2006 года – в музыкальном училище при Московской консерватории, с 2009 года – в консерватории (классе М. Н. Кекшоева). Участвовал в мастер-классах Клауса Трумпфа (Германия), Томаса Мартина (Великобритания), Каталина Ротару (США), Орасио Кобаркоса (Аргентина), Даниэля Фаласки (Аргентина). Во время обучения в консерватории музыкант активно концертировал, выступал как сольно, так и в составе камерных ансамблей, был приглашен в камерный оркестр «Московия» (художественный руководитель и дирижер – Эдуард Грач). С февраля 2011 года Илья Алпеев играет в Solo Tango orquesta.

    Павел Ратынский (Зябко) (бандонеон) родился в 1991 году. Обучаться игре на баяне начал в возрасте 4 лет под руководством Иосифа Пурица старшего, затем учился в классе Натальи Пуриц. В дальнейшем продолжил образование у Андрея Леденёва – в колледже Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке (2006–2010) и в самом институте (2010–2015). Павел – лауреат более тридцати международных и всероссийских конкурсов. Первую награду он получил в возрасте пяти лет на Международном конкурсе Classica Nova в Германии, что стало началом концертной деятельности музыканта. В дальнейшем он одержал победы на конкурсах «Виват, баян» (Самара, 2010), Internationale Akkordeonwettbewerb Klingenthal (Клингенталь, Германия, 2002, 2004, 2010), 60th Trophée Mondial del'Accordéon (Виго, Испания, 2010), «Весенние голоса» (Москва, 2005, 2008, 2011), на Молодежных Дельфийских играх (Саратов, 2008, Тверь, 2011), 64th Coupe Mondiale (Китай, Шанхай, 2011). Исполнитель принимал участие в различных российских и зарубежных фестивалях, неоднократно выступал на Международном фестивале «Баян и баянисты» в Москве.