Абонемент «Моцарт. Оперы» открывается «Похищением из сераля»
22 февраля в Зале Чайковского оркестр и солисты Нижегородского театра оперы и балета представят в концертном исполнении оперу «Похищение из сераля» Моцарта (премьера новой постановки состоится неделю спустя в Нижнем Новгороде). Опера отчасти уступает в популярности другим сценическим шедеврам композитора, хотя ее музыкальные достоинства ничуть не менее высоки. За пультом оркестра La voce strumentale – Дмитрий Синьковский, главный дирижер театра; солисты – Надежда Павлова, Владимир Куклев, Галина Круч, Гарри Агаджанян, Сергей Годин.
«Похищение из сераля» – самая необычная в смысле своего экзотического колорита опера Моцарта. Действие ее происходит не в Испании (как в «Свадьбе Фигаро» и «Дон Жуане»), не в Италии (как в «Так поступают все женщины»), не в любимой оперными драматургами XVIII века греко-римской античности, а в османской Турции. Причем эту локализацию композитор подчеркивает музыкальными средствами, вводя в оркестр «янычарские» инструменты: большой барабан, тарелки, треугольник.
Премьера оперы состоялась 16 июля 1782 года на венской придворной сцене, в старом Бургтеатре на Михаэлерплац. Она стала первым крупным успехом новой поры моцартовского творчества: композитор наконец оставил постылую службу при дворе архиепископа Зальцбургского, переехал в давно манившую его имперскую столицу, влюбился в певицу Констанцию Вебер, ставшую тем же летом 1782 года его женой. «Похищение» было принято восторженно, оперу многократно возобновляли на сцене Бургтеатра, но и за пределами Вены ее быстро узнали и полюбили. Хотя, по преданию, самый высокопоставленный из первых слушателей «Похищения», император Иосиф II, отреагировал на премьеру комплиментом весьма сомнительным: «Слишком много нот, дорогой Моцарт».