22 февраля в Зале Чайковского оркестр и солисты Нижегородского театра оперы и
балета представят в концертном исполнении оперу
«Похищение из сераля» Моцарта (премьера новой постановки
состоится неделю спустя в Нижнем Новгороде). Опера отчасти
уступает в популярности другим сценическим шедеврам
композитора, хотя ее музыкальные достоинства ничуть не менее высоки. За пультом оркестра La voce strumentale – Дмитрий
Синьковский, главный дирижер театра; солисты –
Надежда Павлова, Владимир Куклев, Галина Круч, Гарри
Агаджанян, Сергей Годин.
«Похищение из сераля» – самая необычная в смысле своего
экзотического колорита опера Моцарта. Действие ее происходит не в Испании (как
в «Свадьбе Фигаро» и «Дон Жуане»), не в Италии (как в «Так поступают все
женщины»), не в любимой оперными драматургами XVIII века греко-римской античности, а в османской Турции.
Причем эту локализацию композитор подчеркивает музыкальными средствами, вводя в
оркестр «янычарские» инструменты: большой барабан, тарелки, треугольник.
Премьера оперы состоялась 16 июля 1782 года на венской
придворной сцене, в старом Бургтеатре на Михаэлерплац. Она стала первым крупным
успехом новой поры моцартовского творчества: композитор наконец оставил постылую
службу при дворе архиепископа Зальцбургского, переехал в давно манившую его
имперскую столицу, влюбился в певицу Констанцию Вебер, ставшую тем же летом
1782 года его женой. «Похищение» было принято восторженно, оперу многократно
возобновляли на сцене Бургтеатра, но и за пределами Вены ее быстро узнали и
полюбили. Хотя, по преданию, самый высокопоставленный из первых слушателей
«Похищения», император Иосиф II, отреагировал на премьеру комплиментом весьма сомнительным: «Слишком много
нот, дорогой Моцарт».