19 февраля отметил 75-летие народный артист России Александр Чайковский – композитор, пианист, педагог, общественный деятель, художественный руководитель Московской филармонии, профессор Московской консерватории. 1 марта в юбилейном концерте будут представлены разные грани творчества Александра Чайковского – камерная и симфоническая, вокальная и инструментальная музыка, а завершит вечер московская премьера Седьмой («Карантинной») симфонии, созданной в 2020 году в период самоизоляции.
Александр Чайковский – мэтр
отечественной композиторской школы, выдающийся музыкальный деятель, один из самых
активно работающих авторов нашего времени, завоевавший признание в России и за
рубежом. Премьеры его сочинений неизменно становятся крупными событиями, не обходятся
без премьер и его юбилейные концерты. На вечере к 75-летию мастера в КЗЧ впервые
в России прозвучит сюита для солирующего альта и камерного оркестра «3, 7, 12»,
публику ждут также московские премьеры Седьмой («Карантинной») симфонии и
Концерта № 3 для фортепиано с оркестром.
«Московская филармония давно стала моим
домом – я очень благодарен ей за то, что когда-то был принят сюда на пост
художественного руководителя. Я надеюсь сделать ей приятное, в очередной раз
подарив свою музыку. С Залом Чайковского, где пройдет юбилей, у меня связано
множество прекрасных воспоминаний: здесь прошло много замечательных концертов,
здесь неоднократно звучала моя музыка. В программу предстоящего вечера вошли
мои последние сочинения, три из которых никогда не игрались в Москве. Мне
хотелось, чтобы их исполнили как молодые солисты, так и музыканты старшего
поколения», – отметил Александр Чайковский.
В праздничный вечер на сцену выйдут
музыканты и коллективы, с которыми Чайковского связывают долгая дружба и
многолетнее сотрудничество – Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы»,
Борис Березовский, Екатерина Мечетина, Алексей Гориболь и Олеся Петрова, а
также молодое поколение музыкантов – Артём Дервоед (гитара), Екатерина Мочалова
(домра) и Российский национальный молодежный симфонический оркестр под
управлением Валентина Урюпина.
Мировая премьера Сонаты для домры и
фортепиано в декабре стала центральным событием фестиваля камерной музыки «Пять
вечеров». На сцене Рахманиновского зала Московской консерватории ее исполнили
Екатерина Мочалова и Екатерина Мечетина – в расчете на этот творческий тандем и
создавал Чайковский Сонату. «Я специально искал красивых девушек, и чтобы их
обеих звали Катерины. Когда нашел, понял: для них буду писать всю оставшуюся
жизнь», – говорит композитор.
Пять романсов «Из жизни петербургской
актрисы» на стихи русских поэтов – исповедальные монологи о сути творчества и
жизни на сцене – исполнят солистка Михайловского театра Олеся Петрова и признанный
мастер камерного ансамбля Алексей Гориболь. Они вместе работали над записью
этого цикла, созданного в 1990-е годы и посвященного Ольге Бородиной, диск
выпустила фирма «Мелодия» в 2020 году.
Концерт для гитары с оркестром
впервые прозвучал в Зале Чайковского весной 2018 года – его исполнил
художественный руководитель фестиваля «Виртуозы гитары» Артём Дервоед.
Остроумный опус создан с присущим композитору чувством юмора и тонким ощущением
природы инструмента, отличается тонкой игрой стилей и мгновенно запоминающимися
звуковыми образами.
Московскую премьеру Концерта № 3
для фортепиано с оркестром представят Екатерина Мечетина и Российский
национальный молодежный симфонический оркестр. Этот опус посвящен Борису
Березовскому, пианисту-виртуозу, другу и соратнику Чайковского, интерпретатору
его сочинений – именно он исполнил мировую премьеру в 2016 году на закрытии своего фестиваля «Музыка Земли» в
Санкт-Петербурге на сцене Концертного зала Мариинского театра. В
соответствии с тематикой фестиваля, Чайковский положил в основу концерта темы
народных песен – русских, мордовских и татарских, а в оркестр ввел баяны,
солирующие балалайку и домру. В юбилейный вечер Борис Березовский также выйдет
на сцену КЗЧ, чтобы исполнить фортепианную Сонату № 2.
Завершат программу еще две премьеры.
Юрий Башмет и «Солисты Москвы» исполнят сюиту «3, 7, 12» для солирующего альта
и камерного оркестра. Она создана по заказу Стамбульского музыкального
фестиваля, где впервые прозвучала в 2019 году с тем же составом исполнителей.
Оригинальный замысел сочинения зашифрован в его названии: первая часть сюиты
построена на трех нотах, во второй звучат семь, а в третьей – все двенадцать
нот хроматической гаммы. Сольная партия написана специально для Юрия Башмета – давнего
друга и творческого партнера Чайковского, для которого в разные годы были
созданы три альтовых концерта, симфония-баллада «Гарольд в России», опера
«Альтист Данилов» и ряд других сочинений.
Седьмая симфония была завершена в мае
2020 года. Композитор дал ей название «Карантинная» и вирус «отомстил» ему за
это, признается Чайковский, – он тяжело переболел ковидом. В интервью журналу
«Музыкальная жизнь» автор прокомментировал программный замысел сочинения: «Симфония двухчастная, и содержание ее имеет
отношение к нашему времени, к пандемии, потому что игнорировать это невозможно.
Первая часть – бурная, динамичная, а вторая часть – большое Адажио, мольбы о
спасении и надежда на него». Премьеру в сентябре исполнил Омский
симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева.