Цикл «Другое пространство. Continuo» завершат три премьеры
29 марта в Зале Чайковского – заключительный концерт абонемента «Другое пространство. Continuo». В центре вечера – мировая премьера сочинения «Остановилось время!» Юрия Каспарова и российская премьера «Проблесков потустороннего» – последнего произведения Оливье Мессиана. Впервые в России прозвучит Скрипичный концерт Бернда Алоиса Циммермана (солист – Даниил Коган); в программе также «Ритуал» Альфреда Шнитке. В концерте участвуют Российский национальный молодежный симфонический оркестр и ансамбль Questa Musica, дирижер – Филипп Чижевский.
Открывает вечер сочинение «Остановилось время!» для 12 голосов и 16 инструменталистов нашего выдающегося современника Юрия Каспарова – московского композитора и педагога. Звуковая фреска на стихи Зинаиды Гиппиус создана при поддержке программы «Ноты и квоты» Союза композиторов России по заказу дирижера Филиппа Чижевского и ансамбля Questa Musica, которые и представят ее впервые. «Мотив застывшего времени является одним из основных в творчестве Гиппиус, – рассказывает композитор. – Остановившееся (или круговое) время в античные времена воспринималось как знак гармонии и стабильности мира, но в XX веке оно стало символом безысходности, безнадежности, вечности и смерти. Течение музыкального времени тесно связано с течением времени физического – оба они постоянно меняются... И именно это в первую очередь отличает современную музыку от несовременной, пусть даже и написанной сегодня».
Остальные произведения прозвучат в исполнении Российского национального молодежного симфонического оркестра; за исключением «Ритуала» Шнитке, посвященного памяти погибших во Второй мировой войне, это российские премьеры. Даниил Коган выступит солистом в Скрипичном концерте Циммермана – одном из ранних крупных сочинений будущего автора знаменитой оперы «Солдаты», первым применившего метод полистилистики.
Кульминацией вечера станут «Проблески потустороннего» Мессиана, творческое завещание композитора: грандиозное полотно, написанное по заказу Нью-йоркского филармонического оркестра и впервые прозвучавшее через полгода после смерти автора. Состав огромен даже по меркам Мессиана – 128 оркестрантов, в том числе 10 исполнителей на ударных, 17 медных духовых и 28 деревянных. «Я представил себе, будто нахожусь перед занавесом, в темноте, пытаясь постичь то, что лежит по ту сторону: Воскресение, вечность, новая жизнь, – говорил композитор незадолго до смерти. – То, что нас ждет, я пытаюсь выразить в "проблесках" – речь, конечно, о Христе, чьим светом будут сиять те, кто воскреснет».