Цикл Musica sacra nova завершится «Симфонией псалмов» Стравинского
27 июня в Зале Чайковского – закрытие второго сезона абонемента Musica sacra nova. В программе – «Прометей» Скрябина и «Симфония псалмов» Стравинского, а также две московские премьеры: Пролог к «Книге жизни» Обухова и Concerto Spirituale Лурье. В концерте примут участие дирижер Фёдор Леднёв, Российский национальный молодежный симфонический оркестр и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, певцы Ольга Козлова, Екатерина Семёнова, Михаил Нор, Анастасия Бондарева, Савелий Муралеев, пианисты Юрий Фаворин и Николай Мажара.
Вошедшие в программу четыре произведения близки друг другу образным и ассоциативным рядом, связанным с духовными поисками композиторов. Кроме того, все они написаны для оркестра, хора (или нескольких вокалистов) и фортепиано. «Прометей» Александра Скрябина и Concerto Spirituale Артура Лурье предполагают участие солиста-пианиста, Пролог к «Книге жизни» Николая Обухова – двух солистов, а «Симфония псалмов» Игоря Стравинского – двух роялей в составе оркестра. Сочинения Обухова и Лурье прозвучат в Москве впервые; в отличие от сочинений Скрябина и Стравинского, они практически неизвестны публике и до сих пор исполнялись в России лишь раз.
Название Concerto Spirituale настраивает на стилизацию духовной хоровой музыки Италии XVI–XVII веков, однако многохорность позднего Ренессанса соединена в сочинении Лурье со стилистикой григорианского хорала и с романтическим пианизмом в духе концертов Рахманинова. В кругу знатоков творчества Лурье нередко звучит утверждение, согласно которому замысел Concerto Spirituale нашел отзвук в сочинении гораздо более известном – «Симфонии псалмов» Стравинского.
Пролог – единственная оркестрованная часть «Книги жизни» Обухова – супермонументальной Литургии, которая должна была исполняться в течение 24 часов во время ночной Пасхальной службы, включая и весь день после. «Книга жизни» – произведение синтетического жанра, в основе которого лежит стремление к преображению действительности через своего рода Литургию. Обухов не смог увидеть свой грандиозный замысел воплощенным: из всей «Книги жизни» до сих пор исполнялся только Пролог.
Абонемент Musica sacra nova завершает второй сезон. Первый, посвященный духовной музыке композиторов из бывшего СССР, с большим успехом прошел год назад. Тема второго – «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания исполнителей на этот раз – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность».