«Другое пространство. Continuo»: посвящение Арнольду Шёнбергу и Луиджи Ноно
21 ноября в Зале Чайковского открывается абонемент «Другое пространство. Continuo». Первый вечер цикла посвящен юбилеям двух крупнейших фигур музыки ХХ века – Арнольда Шёнберга и Луиджи Ноно. Их сочинения исполнят Академический Большой хор «Мастера хорового пения» и Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Дмитрия Юровского. В программе также «Тартиниана» Луиджи Даллапикколы и мировая премьера сочинения «Ноно» Алексея Сысоева. Солисты – Елена Ревич, Глория Тронель, Лориана Треган-Маркус, Эмануэле Д'Агуанно.
В начале сезона, в день 150-летия со дня рождения Шёнберга, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова принял участие в исполнении его грандиозной оратории «Песни Гурре»; теперь они представляют еще одну программу, связанную с именем основателя Новой Венской школы и с открытой им серийной техникой композиции. Именно ее в первые годы творчества активно применял Луиджи Ноно – ключевая фигура европейского послевоенного авангарда. Вслед за Четырьмя пьесами для смешанного хора Шёнберга в ней прозвучат Канонические вариации – самое первое сочинение Ноно, написанное в форме вариаций на серию из «Оды Наполеону» Шёнберга.
Воплощением как музыкальных, так и гуманистических идей Шёнберга стало крупнейшее произведение Ноно – кантата «Прерванная песнь» для трех солистов, хора и оркестра. Ее замысел возник у композитора после знакомства с книгой «Письма приговоренных к смерти борцов европейского Сопротивления»: вошедшие в нее письма стали основой «Прерванной песни», композиция которой близка к структуре католической заупокойной мессы. «Последние послания людей, приговоренных к смерти, глубоко запечатлены не только в моем сердце, но и в сердцах всех, кто понимает эти письма как свидетельства любви, сознательного выбора и ответственности перед жизнью, как образец жертвенности и сопротивления нацизму – этому монстру иррациональности, пытавшемуся уничтожить разум», – говорил о своем сочинении Ноно.
Наряду с Шёнбергом еще одной важной фигурой, повлиявшей на творчество Ноно, стал его старший современник Луиджи Даллапиккола. Для Ноно и его поколения имели огромное значение и антифашистская позиция, воплощенная в ряде сочинений Даллапикколы, и его приверженность додекафонной технике. «Тартиниана» для скрипки с оркестром, созданная по заказу Музыкального фонда Кусевицкого, – одно из редких обращений Даллапикколы к тональной музыке.
С фигурой Луиджи Ноно связан и еще один номер программы – мировая премьера сочинения «Ноно» российского композитора Алексея Сысоева. « Для меня Ноно воплощен не только в характерных интонациях и многочисленных электронных девайсах, но и в тщательной работе с пространством, – рассказывает автор. – Все это я использовал в своем сочинении, где присутствует 20-канальный звук и его виртуозное распределение в пространстве. Виртуозна и музыка, написанная для самих оркестрантов. Потому и определение жанра – с оттенком экзотики: этюд для оркестра и электроники».