Госоркестр России выступит под управлением Александра Лазарева
14 ноября в Зале Чайковского Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова продолжит свой абонемент концертом с выдающимся дирижером современности Александром Лазаревым. Маэстро известен как составитель нетривиальных программ, обнаруживающий любопытные взаимосвязи и параллели между исполняемыми произведениями. Под его управлением прозвучат Первая сюита Чайковского и созданная Шёнбергом оркестровая версия Первого фортепианного квартета Брамса.
Программа охватывает два крупных симфонических полотна, каждое из которых не является симфонией и выходит за рамки хрестоматийного мейнстрима. Но тонкость и разнообразие инструментовки обоих сочинений привлекают и дирижеров, и оркестровые коллективы всего мира, превращая погружение в эти партитуры в увлекательный опыт как для исполнителей, так и для слушателей.
Автор симфоний, симфонических увертюр и фантазий, Пётр Ильич Чайковский с конца 1870-х годов обратился к нетипичному для позднего романтизма жанру оркестровой сюиты. Этот жанр позволял воплотить в одном цикле максимально разнородные образы и сосредоточиться на отделке. Мастерски выстроенное и скрупулезно отточенное сочинение, в сезоне 1879/80 Первая сюита предстала на суд публики сдержанным в эмоциях, в меру лиричным шестичастным циклом. Каждая часть отличается приятным мелосом, приводя на память старинные формы, бытовые или народные типы музицирования. После успешной премьеры рецензенты отмечали в сюите «ясность и рельефность», «задушевность», «великолепие формы и изумительную оркестровку».
Первый фортепианный квартет Иоганнеса Брамса, написанный в традициях венских классиков, был одним из любимых произведений Арнольда Шёнберга. Основоположник «нововенской школы», авангардист-новатор, Шёнберг считал себя прежде всего продолжателем классических традиций. От своих учеников, стремившихся освоить его новый «серийный метод композиции», он педантично требовал знаний классической гармонии и формы, Брамс же служил одним из обязательных ориентиров. В 1937 году Шёнберг оркестровал соль-минорный квартет Брамса. Заказчик этой работы, дирижер Отто Клемперер, считал, что версия Шёнберга даже лучше оригинала, и стал первым ее исполнителем (премьера прошла в Лос-Анджелесе 7 мая 1938 года). В 1966 году в Нью-Йорке Джордж Баланчин поставил на эту музыку балет.