Ансамбль Intrada и Даниэль Сальвадор исполнят шедевры XVII и XIX столетий
7 февраля в Зале Чайковского состоится заключительный концерт абонемента «Орган плюс». Вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко и органист Даниэль Сальвадор представят программу французской музыки для хора и органа. Вечер откроет гимн Veni creator Spiritus из Первой Органной книги Николя де Гриньи. Творчество Шарля Гуно будет представлено Мессой № 7 для солистов, хора и органа. Завершит программу Реквием Габриэля Форе в редакции для хора и органа. Солисты – Варвара Гансгорье, Михаил Нор, Илья Татаков.
Франция – одна из главных органных держав мира; орган для французских музыкантов на протяжении столетий остается важным элементом культурного ландшафта. Композиторы многих поколений – от династии Куперенов до Оливье Мессиана – не просто соприкасались с органом и церковной традицией, а годы и десятилетия жизни посвящали работе в качестве органистов. И речь не только о признанных мастерах органного искусства, но и тех, кто вошел в историю как автор симфонической, камерной и оперной музыки. Концерт абонемента «Орган плюс» знакомит слушателей с музыкой великого органиста из Реймса Николя де Гриньи, а также с уникальными страницами творчества Шарля Гуно и Габриэля Форе. В судьбе каждого из них важную роль сыграл опыт церковной службы в качестве органиста и хормейстера; на каждого оказали сильное влияние многовековая традиция, храмовая акустика, особый церемониал богослужения и, конечно, величественное звучание органа.
Гуно, подумывавший полностью посвятить себя церкви, в короткой Мессе № 7 предстает мастером, примирившим свою лирическую музу с законами жанра. Форе признавался, что Реквием писал «для удовольствия», вопреки традиции отказавшись от мрачных образов страха. Реквием известен в нескольких редакциях. В первой, премьера которой состоялась в январе 1888 года, в состав оркестра входили струнная группа без скрипок (скрипка соло звучала только в Sanctus), арфа, литавры и орган. В 1889-м композитор создал вторую; к пяти частям были добавлены еще две, а оркестр обогатила группа духовых. В 1899–1900 гг. Форе переработал партитуру для большого симфонического оркестра с органом, которая чаще всего звучит и записывается сегодня. В предлагаемой программе исполняется редакция для солистов, хора и органа, выполненная нашим современником – органистом Инго Бреденбахом.