14 декабря 2025 года, Концертный зал Чайковского
17 декабря 2025 года, Филармония-2
Третья симфония Бетховена, получившая название «Героической», была одним из самых важных опусов для Малера-дирижера. Большие концертные залы и современный состав оркестров предлагали новые возможности интерпретации, что побудило Малера внести дополнения в партитуру. Он развил идеи Бетховена, увеличив состав с парного до четверного, обострив контрасты, добавив малый кларнет in Es, появившийся уже после смерти композитора. Новой редакцией пользовались крупнейшие дирижеры XX века, среди которых Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг и Карл Элиасберг.
14 декабря в Зале Чайковского Александр Сладковский впервые обращается к редакции Малера. «Малер адаптировал музыку к своему времени, потому что "Героическая" симфония Бетховена одна из самых энергичных и плотных, – говорит дирижер. – Думаю, исполнение в таком составе будет ближе к тому, что сам Бетховен хотел бы услышать».
Три дня спустя Александра Сладковского за пультом РНМСО сменит Фёдор Безносиков. «Симфонии Бетховена в оркестровках Малера – документ эпохи, наглядное свидетельство того, как крупнейший композитор-симфонист начала XX века понимал и любил музыку другого гения, – считает Фёдор. – Это мост между двумя, возможно, главными композиторами своих эпох, который не имеет аналогов в истории музыки».
На идеи Бетховена во многом опирался Брамс. Иоганнесу оказались близки строгость форм и мятежный дух его музыки; рациональность эпохи классицизма Брамс обогатил романтической эстетикой с ее индивидуализмом и палитрой выраженных чувств. Двойной концерт Брамса был написан как жест перемирия со скрипачом Йозефом Иоахимом – близким другом композитора, с которым тот несколько лет пребывал в ссоре.