Последний квартет Шостаковича прозвучит в исполнении Квартета имени Бородина
Концерт цикла
«История одного шедевра» впервые пройдет в новом формате. 3 ноября с его
автором и ведущим Артёмом Варгафтиком на сцене Зала Чайковского выступит
не оркестр, а камерный ансамбль – легендарный Квартет имени Бородина. В
сезоне 2024/25 коллективу исполняется 80 лет; особое значение в биографии
ансамбля имеет творчество Шостаковича. Программа приурочена к 50-летию со дня
мировой премьеры Пятнадцатого квартета; ее дополнят фрагменты струнных
квартетов №№ 11, 12, 13 и 14.
С Дмитрием Шостаковичем «бородинцы» работали свыше 30 лет. Их сотрудничество началось, когда музыканты первого состава были еще студентами; в классах Московской консерватории они часто играли автору его квартеты еще до официальных премьер, а Шостакович давал рекомендации по трактовке. Квартет имени Бородина не раз представлял публике Квинтет Шостаковича с автором за фортепиано. Интермеццо из Квинтета было исполнено музыкантами в 1964 году на фестивале «Современная музыка» в Горьком (первом масштабном фестивале, посвященном творчеству композитора) – это стало последним публичным выступлением Шостаковича в качестве пианиста. Инициированный коллективом масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был неоднократно исполнен в Москве, городах России и за рубежом; полный цикл квартетов неоднократно записывался «бородинцами».
Центром программы концерта «История одного шедевра» станет последний, Пятнадцатый квартет Шостаковича, все части которого звучат в медленном темпе. Цикл написан в ми-бемоль миноре – это не только очень мрачная тональность, но также одна из самых неудобных для струнных инструментов: в ней нет ни одной открытой струны. Интонировать становится сложнее, хотя тональность соответствует образу – звучание приобретает чуть более матовый оттенок. Квартет не должен был стать последним: Шостакович планировал создать квартеты во всех 24 тональностях. Но музыка Пятнадцатого носит недвусмысленный оттенок прощания: это духовное завещание композитора, созвучное исповедальному тону последних квартетов Бетховена.