Серия концертов памяти Святослава Рихтера
20 марта 2025 года исполняется 110 лет со дня рождения Святослава Рихтера – одного из величайших пианистов ХХ века, в 1945–1997 годах – солиста Московской филармонии. За 55 лет жизни на сцене музыкант дал свыше трех с половиной тысяч концертов более чем в 35 странах мира; в одной лишь Москве, в том числе на филармонической сцене, прошли 850 его выступлений. В течение трех мартовских недель Московская филармония на трех площадках проведет серию концертов, посвященных Святославу Рихтеру (Зал Чайковского – 9, 15, 16, 20 и 27 марта, Зал Рахманинова в Филармонии-2 – 15, 20 марта, Большой зал консерватории – 30 марта).
Музыкальные приношения великому мастеру адресуют ведущие российские оркестры и дирижеры – Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Дмитрий Лисс, Александр Рудин, Филипп Чижевский, Алексей Рубин, а также блистательные пианисты разных поколений. С сольными программами выступят Ева Геворгян и Николай Луганский, выдающиеся произведения в жанре фортепианного концерта исполнят с оркестрами Николай Луганский, Екатерина Мечетина, Дмитрий Маслеев, Энджел Вонг, Сергей Давыдченко и Дмитрий Шишкин.
Феноменально одаренная личность, Святослав Рихтер обращался к разным областям творческой деятельности (от живописи до режиссуры и дирижирования), но главным делом всей жизни избрал искусство фортепианной игры, задавшись целью освоить максимально широкий репертуар. На родине музыкант был удостоен самых высоких правительственных наград – Ленинской и Сталинской премий, Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки, Государственной премии Российской Федерации; получил ряд престижных орденов за рубежом и первым среди отечественных музыкантов – премию «Грэмми».
Программы мемориальных концертов составлены из произведений тех авторов, которых Рихтер очень любил и много исполнял – от Моцарта до Рахманинова и Шостаковича. Так, Ева Геворгян – самая юная участница серии – свой клавирабенд целиком посвятила Шопену, а Николай Луганский решил уделить наиболее значительное внимание транскрипциям музыки Вагнера, которого Рихтер называл одним из трех своих главных учителей (наряду с отцом и Нейгаузом).
Для всех участников концертов Святослав Рихтер был и остается одним из важнейших художественных ориентиров. Владимир Спиваков признался, что не расстается с фотографией Ойстраха, Шостаковича и Рихтера, а в 2009 году посвятил последнему свой фестиваль во французском Кольмаре.
Юрий Башмет, который неоднократно выступал с Рихтером в дуэте и стал его преемником в качестве руководителя «Декабрьских вечеров», вспоминает: «Он не любил заштампованность, клише. Были годы, когда мы с ним много играли одну и ту же программу. И когда казалось, что сделали все возможное – хотя чем дальше, тем сложнее и тяжелее задачи, которые возникали и накапливались во время репетиций, – вдруг возникала идея прекратить гастролировать с этой программой. Понятно, что мы могли открыть еще много нового, но в то же время концерт ради концерта был уже неинтересен. Концерт как высшая творческая ступень – вот что волновало. Сцена давала возможность довести до максимума творческую температуру, а просто повторять достигнутое было скучно. В этом смысле Рихтер был самим воплощением творчества».