Страсти по «Государству» / Новости : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонемент Musica sacra nova

2013-11-27

Страсти по «Государству»

Авторский вечер голландского композитора Луи Андриссена, прошедший 14 ноября в Концертном зале им. П.И. Чайковского, вызвал большой интерес у музыкальных критиков.

Накануне события ресурс Colta.ru опубликовал подробный комментарий к сочинению Андриссена «Государство», впервые исполнявшемуся в России, и одновременно сформулировал творческое кредо композитора: «Красть музыку можно и нужно, однако недостаточно стянуть и вставить — с украденным надо что-то сделать. Рассказы об изобретении новой музыки — полная чушь, новую музыку изобрести уже невозможно. Нужно иметь свое мнение и уметь его высказывать. При этом важно не победить, а убедить: твоя точка зрения достойна существования». А «Афиша» напечатала увлекательное интервью с Андриссеном, в котором он, в частности, цитирует Пикассо: «Плохие художники копируют, хорошие крадут», и я с ним согласен», в который раз подтверждая свою позицию. — «Музыка никогда не привлекала так мало внимания публики, как теперь. Думаю, дело в появлении кино и телевидения. Картинка заменила людям звук. Дети стремятся за компьютер, вместо того чтобы учиться игре на фортепиано, как прежде. (…) А современная композиторская музыка живет своей отдельной жизнью. Концерты Стива Райха все еще собирают полные залы, сочинители прикладной музыки по полной программе воруют у Арво Пярта и у всех подряд. Но я никому не собираюсь читать по этому поводу мораль. И насчет будущего музыки не особенно переживаю».

После концерта «Российская газета» дала оценку событию, вписав его в соответствующий контекст: «Году Голландии в России московская музыкальная жизнь обязана серией событий мирового уровня. На протяжении месяца в столице выступил Амстердамский барочный оркестр, два концерта дал легендарный оркестр "Консертгебау", а под занавес состоялся авторский вечер Луи Андриссена, крупнейшего голландского композитора. Андриссен, увы, не собрал столько публики, сколько заслуживал бы мастер его масштаба, и тем не менее концерт, можно считать, уже вошел в историю». Слушатели познакомились с двумя произведениями «самого исполняемого в мире голландского композитора» (Colta.ru) — LaPassione («Страсть», 2002) и DeStaat («Государство», 1974-76).

«Начиная с Андриссена, композитор в Нидерландах больше чем композитор», — считает «Коммерсант», – «На заре карьеры он пререкался своей музыкой и с буржуазной косностью академизма, и с сектантством послевоенного авангарда. И сделал искусство звука полем бескомпромиссной общественной полемики, разбираясь в своих сочинениях с самыми болезненными вопросами современного социума, нащупав прямой путь от эстетического к публицистическому. Что в музыке — такова уж ее природа — сложнее, чем в других видах искусства. Поэтому его "Государство" и стало манифестом целого поколения голландских левых так же, как пьесы Брехта в немецком театре мрачных межвоенных десятилетий».

Лариса Кириллина – доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, пишет в своем ЖЖ о том, что «Государство» воспринималось как «вполне свежее и чрезвычайно актуальное» произведение: «Государство» Андриссена - очень живая и захватывающая пьеса, притом, что она крайне далека и от какой-либо субъективности романтического толка, и от отупляющей единообразной энергетики массовых действ нашего времени (ритмика в «Государстве» основана на принципе остинатности, но весьма гибка, изменчива, наделена своеобразным "дыханием", из-за чего не воздействует угнетающе, хотя и в какие-то моменты внушает страх перед своими «накатами»)». Не забыты и собственно исполнители: «Четыре прекрасных солистки Большого хора «Мастера хорового пения» и Московский ансамбль Современной музыки исполнили оба сочинения Андриссена с полным пониманием и искренним увлечением; во время звучания «Государства» атмосфера вообще казалась наэлектризованной - вот-вот взорвётся», — пишет Лариса Кириллина. «Ансамбль, где друг напротив друга располагались два рояля, две арфы, два смешанных квинтета, между ними — трое с электрогитарами, а сзади — дюжина исполнителей на медных и четыре певицы, стоило не только слышать, но и видеть. Тон задало уже великолепное вступление деревянных духовых, однако когда вступали бас-гитара и вокальный квартет, — этот момент повторялся не раз — казалось, будто открывается окно в новое измерение. «Государство» мало похоже на всё, что мы представляем себе о современной академической музыке: от нее здесь столько же, сколько от американского минимализма, арт-рока, биг-бэндов и «Весны священной». Московский Ансамбль Современной Музыки, дирижер Юрьен Хемпел и солистки хора "Мастера хорового пения" проделали колоссальную работу», — вторит ей «Российская газета».

И в заключение — итог всему мы все-таки находим в ЖЖ у профессора Ларисы Кириллиной: «Такие мощные произведения и такие уникальные концерты, устроенные именно в нужный день и в нужном месте, создают ощущение глубокой неслучайности происходящего. «Государство» Андриссена — это не про Платона и не про эстетические дискуссии в музыке 1970-х, когда авангард выдохся и превратился из прорывного локомотива истории в респектабельную musica reservata. (…) «Государство» — это для нас и про нас. Потому что государство — это мы».

Календарь
Обратная связь

Я даю свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Федеральным законом
от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных",
Политикой в отношении обработки персональных данных и
Политикой конфиденциальности.

Дорогие слушатели!
Доступна новая версия сайта Московской филармонии.
В ближайшие месяцы вы сможете пользоваться любой из версий, в следующем году мы полностью перейдем на новый дизайн.