Онлайн-трансляция

РНМСО, Александр Сладковский, Павел Милюков, Нарек Ахназарян

Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Александр Сладковский дирижер
Павел Милюков скрипка
Нарек Ахназарян виолончель

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Онлайн-трансляция Павел Милюков скрипка | Нарек Ахназарян виолончель | Александр Сладковский дирижер | Концертный зал имени П. И. Чайковского

Онлайн-трансляция Павел Милюков скрипка | Нарек Ахназарян виолончель | Александр Сладковский дирижер | Концертный зал имени П. И. Чайковского

Новости

Абонемент «Весь Стравинский» продолжит «Свадебка» под управлением Филиппа Чижевского

Абонемент «Весь  Стравинский» продолжит «Свадебка» под управлением Филиппа Чижевского




Продолжается третий сезон цикла «Весь Стравинский». 20 февраля в Зале Чайковского прозвучат два этапных произведения – «Свадебка» и Октет для духовых. В программе также – две версии цикла «Подблюдные» и три духовных хора. Сочинения исполнят певцы Анжелика Минасова, Юлия Вакула, Алексей Татаринцев, Николай Диденко, пианисты Михаил Турпанов, Сергей Каспров, Алексей Мельников, Арсений Тарасевич-Николаев, солисты Российского национального молодежного симфонического оркестра и ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.

Продолжается третий сезон цикла «Весь Стравинский». 20 февраля в Зале Чайковского прозвучат два этапных произведения – «Свадебка» и Октет для духовых. В программе также – две версии цикла «Подблюдные» и три духовных хора. Сочинения исполнят певцы Анжелика Минасова, Юлия Вакула, Алексей Татаринцев, Николай Диденко, пианисты Михаил Турпанов, Сергей Каспров, Алексей Мельников, Арсений Тарасевич-Николаев, солисты Российского национального молодежного симфонического оркестра и ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.

Премьера «Свадебки» прошла в 1923-м, но работа над ней началась еще в 1914-м, когда был начат и закончен клавир. Лишь через три года была готова первая версия партитуры для большого оркестра с двумя арфами, цимбалами, клавесином и фортепиано. Еще через два появилась вторая, и только в 1921 году был найден окончательный состав – четыре фортепиано и ударные. Музыка «Свадебки», представляющей свадебный обряд и основанной на подлинных фольклорных текстах, практически не содержит цитат и при этом зачастую звучит как подлинно народная. «Свадебка» стала одной из самых авангардных партитур своего времени, оказавшей влияние на несколько поколений композиторов вплоть до наших дней. Немало общего со «Свадебкой» у вокального цикла «Подблюдные», который будет представлен в двух версиях.

В свою очередь, Октет, положивший начало почти тридцатилетнему периоду в творчестве Стравинского, по словам композитора, явился ему во сне: «Мне приснилось, что я нахожусь в маленькой комнате, окруженный небольшой группой инструменталистов, играющих какую-то весьма привлекательную музыку. Я не узнал ее, хотя напряженно вслушивался, и на следующий день не мог вспомнить ни одной детали, но я хорошо помню, что меня заинтересовало во сне – количество музыкантов... Я проснулся в огромном восторге и на следующее утро принялся сочинять Октет, о котором накануне и не помышлял». Если восемь премьерных представлений «Свадебки» в июне 1923 года прошли с невероятным успехом, то премьера Октета четыре месяца спустя повергла публику в недоумение. Аарон Копланд позже вспоминал: «Каждый задавал себе вопрос: почему Стравинский должен был заменить свой русский облик мешаниной из творческих манер, типичных для XVIII века?»

Действительно, и характер музыки, и ее тембровая сфера напоминают о сонатных циклах Моцарта и Гайдна, также написанных для ансамблей духовых; впрочем, голос Стравинского в Октете гораздо отчетливее. Вслед за Октетом были созданы Концерт для фортепиано и духовых и опера-оратория «Царь Эдип», которые прозвучат в следующей программе абонемента. Этих произведений, и в том числе Октета, касается знаменитое заявление Стравинского: «Музыка новых сочинений с ног до головы – чистая музыка. Это музыка сухая, холодная, ясная и пенистая, как шампанское. Кончилось время, когда я старался обогатить музыку, теперь я хочу строить ее».