В цикле «Лаборатория Musica sacra nova» выступит Île Thélème Ensemble
19 января в Камерном зале филармонии – второй концерт абонемента «Лаборатория Musica sacra nova». Прозвучат произведения Бриттена, Губайдулиной, Екимовского, Вустина, Пярта, Васкса, Корндорфа. Программу представит Île Thélème Ensemble; она посвящена выявлению роли ритуального начала в системе музыкальной поэтики, с акцентом на сочинениях второй половины XX – начала XXI века.
Опусы на заданную тему – примеры возрождения жанровой формы ритуала в новом качестве: современное прочтение старинного английского жанра кантикля в «Аврааме и Исааке» Бриттена. Миниатюра «Ангел...» Губайдулиной на стихи Эльзы Ласкер-Шюлер, чья поэзия пронизана библейскими мотивами и ритмикой псалмов. Апокалиптическая атмосфера «Стиха на скончанiе вѣка сего» Екимовского, отсылающая к древней обрядовости. Взаимопересечение рационального и бессознательного в произведении «Блаженны нищие духом» Вустина, где со словами из «Нагорной проповеди» соседствует отсылка к «Идиоту» Достоевского. «Песнь пилигрима» Пярта, где средствами «сакрального минимализма» достигается сопряжение времени земного и безвременья. Одна из молитв матери Терезы, ставшая основой для фортепианного квинтета «Плод молчания» Васкса, характеризуется композитором как «плотно сплетенный элегический звуковой поток». Название трио Are You Ready, Brother? Корндорфа отсылает к негритянскому спиричуэлу Ridethe Chariot («Поезжай на колеснице»), где речь идет о готовности человека предстать перед Богом.
Концерты абонемента «Лаборатория Musica sacra nova» проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, третий сезон которого стартует в Зале Чайковского 1 марта. Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.