17 декабря 2025 года, Концертный зал Чайковского
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525–1594) работал в папских капеллах, и его музыка отразила важнейшие поиски нового богослужебного стиля. Согласно известной легенде, знакомство с «Мессой папы Марчелло» убедило католических иерархов отказаться от идеи запрета полифонии в храме. И хотя источниками легенда не подтверждается, именно этот шедевр стал символом духовной музыки Высокого Ренессанса, а стиль Палестрины – «золотым стандартом» католической церковной музыки.
Вплоть до начала ХХ века сочинения композитора занимали важнейшее место в хоровом репертуаре Сикстинской капеллы. Его высоко ценили музыканты разных эпох: к нему обращались теоретики барокко, композиторы-романтики, крупные фигуры российской музыки. В России сочинения итальянского мастера звучат редко – этот репертуар ставит перед современными исполнителями нетривиальные задачи. Вечер музыки Палестрины – не только редкая возможность познакомиться с миром композитора и прикоснуться к сокровищам великой эпохи: это важный просветительский и культурологический проект.
«Палестрина – лакмусовая бумажка для любого хорового коллектив, по прозрачности письма она не имеет равных, – говорит Екатерина Антоненко. – Как на самом деле звучала эта музыка – большой вопрос, поэтому ее исполнение – область, где возможны эксперименты и где открывается большой простор для интерпретации».