Александр Филиппенко – выдающийся советский и российский актер театра и кино, народный артист России. Родился в 1944 году в Москве. В 1967 году окончил Московский физико-технический институт (факультет молекулярной и химической физики), получив диплом, два года работал старшим инженером в Институте геохимии АН СССР.
С 1962 года – член студенческой команды КВН МФТИ (чемпионы сезона 1962/63). В 1977 году окончил театральное училище имени Б. В. Щукина. В 1964–1969 годах – актер и режиссер эстрадной студии МГУ «Наш дом», в 1969–1975 годах – актер Театра драмы и комедии на Таганке. В 1975 году поступил в труппу Академического театра имени Евгения Вахтангова, где проработал 20 лет. С 1969 года начал сниматься в кино и сыграл с тех пор более 90 ролей.
Играл в спектаклях театров «Сатирикон» («Гамлет» Роберта Стуруа), Et Cetera («Шейлок» Роберта Стуруа), «Табакерка» («На дне» Адольфа Шапиро), «Практика» («Продукт» Марка Равенхилла), «Современник» («Сон Гафта» в постановке Романа Виктюка, «Скрытая перспектива» Евгения Арье), Театра имени Моссовета («Предбанник» в постановке Сергея Юрского, «Дядя Ваня» и «Три сестры» в постановках Андрея Кончаловского), «Школа драматического искусства» («Последнее свидание в Венеции» Дмитрия Крымова).
С 1990-х годов Александр Филиппенко совместно с супругой, режиссером Мариной Ишимбаевой, создает моноспектакли в рамках камерного театра «Моно-Дуэт-Трио». В программах «Смех отцов», «У автора в плену», «Демарш энтузиастов», «Поезд на Чаттанугу», «За Вашу и Нашу Свободу», «Tribute», «Есенин без женщин», «Один день Ивана Денисовича», «Довлатов&Джаз» (с Давидом Голощёкиным), «Мертвые души (последние главы)», «В поисках живой души» он исполняет произведения Аркадия Аверченко, Василия Аксёнова, Бориса Акунина, Иосифа Бродского, Михаила Булгакова, Вацлава Гавела, Николая Гоголя, Сергея Довлатова, Михаила Жванецкого, Михаила Зощенко, Андрея Платонова, Александра Солженицына, Николая Эрдмана и других классиков литературы. С этими программами артист гастролирует по России и миру, играя на ведущих площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Тюмени, Нью-Йорка и др. За моноспектакль «Мертвые души (последние главы)» удостоен Государственной премии Российской Федерации (1999).
Кроме того, Александр Филиппенко принимал участие в литературно-музыкальных проектах: «Данте. Божественная комедия» (дирижер Витторио Брешиани), «Триумф художественного вкуса» и «Солженицын/Шостакович» (с ансамблем солистов «Эрмитаж»), «Поэма памяти Сергея Есенина» (с Московским камерным хором под руководством Владимира Минина и с Челябинским камерным хором под руководством Ольги Селезневой), «В поисках живой души» (с Симфоническим оркестром Московской консерватории под управлением Анатолия Левина), «Истории с оркестром. Похитители огня» (с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского).