Алексей Петренко – выдающийся российский актер, впечатляющий мощью и силой своего дарования, завораживающий яркой харизмой, искренностью и убедительностью созданных им героев. Театроведы единодушно отмечают поразительную широту его диапазона, способность к глубокому проникновению в суть образа. Режиссер Э. Климов назвал Петренко «не персонажем, а персоной», подразумевая, что порой достаточно лишь одного его присутствия в кадре или на сцене, чтобы зарядить мощной энергетикой все пространство.
Актёрский путь Алексея Петренко складывался непросто. Он родился в Черниговской области в крестьянской семье. В театральный институт поступил с третьего раза, до этого освоил несколько рабочих профессий. После окончания в 1961 году Харьковского театрального училища он работал актером в Запорожском музыкально-драматическом театре имени Щорса и Донецком русском драматическом театре в Жданове (Мариуполе). Затем получил приглашение от режиссера Игоря Владимирова в Театр имени Ленсовета в Ленинграде, где играл небольшие, но яркие роли (Бьенделло в «Укрощении строптивой», граф Воронцов из «Пушкина в Одессе», Свидригайлов в инсценировке «Преступления и наказания»). Случайно оказавшись на спектакле с его участием, режиссер Э. Климов пригласил артиста на пробу на роль Распутина в фильме «Агония» (1975) и открыл новое имя для советского кинематографа (по цензурным соображениям эта картина была не доступна широкому зрителю и вышла в прокат лишь в 1985 году). В 70-х годах А. Петренко перебрался в Москву, где играл на разных сценах – Драматическом театре на Малой Бронной, MXАТе, «Школе драматического искусства» под руководством Анатолия Васильева, «Школе современной пьесы». С 1991 года стал штатным актером Киностудии имени М. Горького.
Любую свою роль, пусть даже второстепенную, Алексей Петренко превращает в нечто значительное. Не потому ли в его фильмографии так много незаурядных личностей, обладающие авторитетом и силой власти над другими? Это Григорий Распутин в фильме «Агония» Э. Климова и Петр Великий в кинокартине А. Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (блистательным партнером Петренко был Владимир Высоцкий), купец Мокий Парменыч в «Жестоком романсе» Э. Рязанова и генерал Радлов в «Сибирском цирюльнике» С. Михалкова, председатель сельсовета в «Прощании» Э. Климова и директор школы в фильме Д. Асановой «Ключ без права передачи», летчик Юрий Строганов из «Двадцати дней без войны» А. Германа и генерал Егоров в картине М. Пташука «В августе 44-го...». В картинах «Пиры Валтасара», «Кооператив «Политбюро» и «Вольф Мессинг» артист перевоплотился в И. В. Сталина.
Особое взаимоотношение у Алексея Васильевича со словом. Как пишет исследователь, «текст, который он должен донести, для Петренко – одна десятая часть образа. Девять десятых он досочиняет сам. Главное зрителю расскажут пластика, мимика, ритм, интонация, манера речи, дыхание». Петренко часто поручают читать закадровый текст от автора. Уже сами названия таких неигровых картин говорят о многом: «Русская идея», «Время великих обманов».
Еще одна грань таланта актера — это его любовь к пению, тяга к которому появилась еще с ранних лет. Со временем он начал выступать с песнями в спектаклях, фильмах, концертных программах. В его репертуаре – народные песни, романсы, духовные песнопения, классика. Давнее сотрудничество связывает актера с Владимиром Федосеевым и Большим симфоническим оркестром. По предложению маэстро Алексей Петренко участвовал в исполнении вокального-симфонического цикла В. Гаврилина «Солдатские письма» (1995) и оратории Прокофьева «Иван Грозный» (1997).
А. В. Петренко - народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, многократно удостаивался призов на различных отечественных и международных кинофестивалях.