Анатолий Конотоп — человек уникальной профессии, известный исследователь, крупнейший специалист в области церковной музыки Древней и Средневековой Руси, чьи открытия привели к пересмотру взглядов в области истории музыки. Профессор, доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств России. Удостоен орденов преподобных Сергия Радонежского и князя Даниила Московского, медали князя Константина Острожского.
Анатолий Викторович родился в Харькове, окончил Львовскую консерваторию по специальностям «преподаватель музыкально-теоретических дисциплин» и «орган». Во Львове курс «Истории русской музыки» начинался только с XIX века, и желание выяснить истоки русской музыкальной культуры, уяснить связь церковной, фольклорной и классической традиций привело А. Конотопа в Москву. Во время обучения в аспирантуре Московской консерватории у профессора В. В. Протопопова он работал над уникальной для советских времен темой — «Русская церковная музыка», слушал в московских храмах церковные хоры, изучал записи старинных песнопений, освоил церковнославянский язык.
Свои первые важные открытия А. Конотоп совершил еще аспирантом. Так, после долгих поисков, он обнаружил ценнейший рукописный сборник древних песнопений Супрасльского монастыря (находится на территории Польши) под названием «Ирмологий» 1601 года, включавший в себя распевы годичного круга церковного богослужения. Это стало одной из крупнейших находок в изучении древней русской музыки. Также во время учебы А. Конотоп расшифровал часто встречающийся в рукописях знак, означающий «исон» — неподвижный голос, на фоне которого звучит мелодия, и таким образом открыл факт существования в Древней Руси подобных песнопений.
По мнению Анатолия Конотопа, очень яркий, неповторимый пласт национального певческого искусства — распевы XIV-XVII веков — оказался полностью забытым, поскольку была утрачена практика прочтения и исполнения древнерусской музыки. Ученый посвятил изучению и расшифровке древних музыкальных рукописей более полувека. Его открытия доказали наличие в древнерусской церковной музыке гораздо большего количества техник и стилей пения, чем считалось раньше. Благодаря его трудам вернулись к жизни песнопения, которые считались утраченными. Им был разработан уникальный метод реконструкции произведений церковного певческого искусства, что позволило ввести эти старинные напевы в современную хоровую практику. Песнопения, расшифрованные А. Конотопом, исполняют известные коллективы, специализирующиеся на духовной музыке, и снова употребляются при совершении богослужений в ряде монастырей и храмов. Многие из них записаны на компакт-диски. Кроме того, благодаря его усилиям знания о богатстве культурного наследия Руси распространяются по всему миру.
Анатолий Конотоп преподавал в Киеве и Львове, в 1985-2003 годах был ведущим научным сотрудником Института искусствознания Министерства культуры РФ. В настоящее время Анатолий Конотоп проживает в Гамбурге, сотрудничает с Музеем истории Гамбурга, выступает с докладами в Гамбурге, Берлине, Мюнхене и других городах. Продолжает работу по расшифровке древних песнопений и подготовке новых записей. Работал с хором православного монастыря во Франции и хором женской обители в Гефсиманском Саду (Иерусалим).
В 2012 году 50-летие творческой деятельности Анатолия Конотопа отмечалось на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского.
На протяжении нескольких сезонов Анатолий Конотоп представляет на сцене зала имени П. И. Чайковского премьеры программ, составленных из выполненных им уникальных расшифровок памятников древнерусского певческого искусства. 4 ноября 2015 года в рамках абонемента «Православные песнопения» впервые прозвучит программа песнопений из репертуара хоров Патриарших певчих дъяков и поддъяков XVI-XVII века, в исполнении Московского синодального хора (дирижер — Алексей Пузаков).